Поиск работы635316

Как выйти на рынок труда, если вы давно не искали работу

Поиск работы – это навык, который со временем ослабевает без тренировок. Что делать, если пришло время перемен?

Порой случается, что опытный профессионал в зрелом возрасте сталкивается с проблемой поиска работы, хотя давно этого не делал – долго трудился на одном месте или получал входящие запросы от хедхантеров или знакомых.

Что делать в таком случае? С чего начать? О чем стоит написать в резюме? И как готовиться к собеседованиям? Редакция Executive.ru публикует советы рекрутеров, а также истории руководителей, которые сами столкнулись с похожей проблемой. 

Продолжать работать на результат и искать социальный лифт

Евгений Пугачев, инженер, Томский политехнический университет, эксперт Executive.ru

Вывод: профессионал может показать результат своей личной работы даже тогда, когда не является частью какой-то организации.

Чтобы познакомить правильных людей со своими результатами, профессионал должен прийти не с улицы, а по рекомендации, еще лучше – по личной договоренности. Впрочем, «холодный» поиск тоже никто не отменял. Однажды мне в руки попала реклама открытой университетской конференции по финансам. Я заявился туда с докладом по личным финансам. Выступил и забыл. Через пару месяцев мне пришло предложение от немецкого издательства опубликовать сборник моих статей. Если бы я в то время был без работы, то обязательно воспользовался бы этим предложением. 

Вывод: ищите социальный лифт, который позволит продемонстрировать ваши результаты.

Настроить фокус: сначала, что я хочу, а потом что нужно рынку

Галина Бобкова, карьерный и HR-консультант, эксперт Executive.ru

Когда на рынок труда выходит опытный руководитель или эксперт, больше половины его успеха зависит от правильного позиционирования. И тут нередко возникает такая проблема: за много лет человек успел сменить несколько сфер, а то и поработать в разных функциях, поэтому у него нет четкого понимания, кто он и что ищет. В итоге в резюме и в самопрезентации у него звучит все и сразу, что отпугивает работодателей.

Чтобы этого избежать, я рекомендую сначала задать себе вопросы:

1. Что я могу? Здесь нужно «вспомнить все»: масштабы компаний/проектов, результаты своей работы, свои компетенции, сильные и слабые стороны, а затем сформулировать свою главную ценность для работодателей.

2. Что я хочу? А именно: в какой роли я себя вижу, какие индустрии и компании мне наиболее интересны, каковы мои ожидания по уровню дохода.

3. Что нужно рынку? Проанализировать релевантные вакансии и выяснить:

Тут же – сопоставить требования работодателей с собственными умениями и определить: я соответствую им или мне чего-то не хватает? Если второе, то как я могу это получить – через обучение, самообразование или только на практике, устроившись на промежуточную позицию, где смогу добрать необходимое?

И вот когда во всех этих вопросах возникла полная ясность, тогда можно начинать делать резюме, отрабатывать самопрезентацию, откликаться на вакансии и т.д.

Некоторые соискатели идут от обратного – сначала выясняют, что сейчас актуально на рынке, а потом вытаскивают этот опыт из своего бэкграунда и пляшут от него. Такой вариант больше подходит тем, кому срочно нужна хоть какая-то работа. Зрелым профессионалам не советую так делать, потому что у них фокус должен быть направлен изнутри наружу, не наоборот: сначала задаем себя вопрос «что я хочу?», а уже потом под него ищем, что готов предложить нам рынок. Иначе проседают и ваша мотивация, и ваша ценность в глазах работодателей.

Как понять, что нужно рынку

Виктория Никольская, генеральный директор Fresh Executive search

Составьте список компаний, в которых вам было бы интересно поработать. Допустим, вы знаете, что они активно развиваются или вам интересен их бизнес. Поразмышляйте, что вы могли бы делать в этих компаниях и какую пользу им принести. Только плохому кандидату все равно, где и с кем работать.

Поэтому, например, если вы любите здоровый образ жизни, не стоит рассылать резюме в компании, у которых другие ценности. Важно следовать за своим интересом, быть искренне вдохновленным тем, что вы делаете. Это считывается и рекрутерами, и работодателем. Если вам самому сложно сфокусироваться, можно пройти тесты, чтобы лучше понять свои сильные и слабые качества, ценности и мотиваторы.

Если речь идет не о руководителе высшего звена, то лучше разместить обновленное резюме на hh.ru и обновить профиль в LinkedIn. Рекрутеры пользуются этими источниками как базой данных. Примерно 80% кандидатов мы находим именно там. 

Параллельно обновляйте свои контакты. Ищите среди друзей, знакомых и бывших работодателей тех, кто представил бы вас в ту или иную компанию, и позаботьтесь о рекомендациях. Договоритесь с вашими предыдущими руководителями, что вы можете дать их контакты и что они оставят на вас положительный отзыв. 

Далее потренируйтесь либо с консультантом, либо со знакомым из HR в прохождении интервью. Важно отточить навык самопрезентации: что и как вы говорите, как вы представляете достижения. Если с прошлого места работы вас уволили или там случился конфликт, также отрепетируйте ответ об этом инциденте. С одной стороны, важно не лгать, с другой стороны, представить ситуацию аргументированно и без обвинений в адрес прошлого работодателя.

Если меняете направление деятельности, будьте готовы начинать с нуля

Анна Махмутова, руководитель отдела брендинга и коммуникаций маркетингового агентства Demis Group 

Ситуация, когда опытный специалист, известный в своей отрасли, нацелен изменить место работы, нередко вызывает опасения. Но если сфера кардинально не меняется, то достаточно обновить резюме, указать все последние кейсы, разместить свою кандидатуру на релевантных площадках или дать знать о своем намерении сообществу, в котором состоит человек.

Как правило, профессионалы той или иной сферы имеют свой круг общения, пересекаются на различных мероприятиях и поддерживают общение. Поэтому получить офферы можно уже на уровне личного общения, без отборочных этапов и прочей бюрократии.

Если говорить о полной смене направления деятельности, то тут действительно могут возникать проблемы: от отсутствия релевантного опыта до несовпадения ожиданий от условий с реальностью. По сути человек начинает свой профессиональный путь с нуля, и уровень заработной платы и компетенций будут соответствовать начинающим специалистам.

Здесь важно перенести полученный опыт в новую парадигму. Если вы работали маркетологом на различных проектах, то вы понимаете принципы покупательского мышления и другие аспекты в рамках продаж. Поэтому, например, после окончания обучения по веб-дизайну, вы будете понимать, как воздействовать посредством визуала на пользователей. Это тот момент, когда старый опыт и новые знания соединяются в единое целое и дают весомое преимущество перед другими кандидатами. Именно поэтому важно акцентировать внимание в резюме на все профессиональные качества и достижения. 

При прохождении собеседований стоит рассказывать о своих навыках с практической точки зрения. Все рабочие задачи можно перенести в плоскость возможных решений. Не каждое собеседование принесет оффер. Но с каждым собеседованием вы будете понимать, какие требования существуют на современном рынке и как подстроиться под них.

Найти работу в своей сфере или новом направлении можно всегда. Вопрос только во времени, который вы потратите на поиск и прохождение этапов собеседований. 

Что делать, если вы столкнулись с возрастной дискриминацией

Лилия Гермус, HR-директор международного B2B-маркетплейса BirdsBuild

Расскажу историю своей коллеги, которая в зрелом возрасте столкнулась с проблемой поиска работы. После просмотра резюме от компаний не поступало никакой обратной связи. Иногда был частично положительный отклик, но после первого этапа интервью половина компаний больше не писала и не звонила, а остальные сообщали, что сделали выбор в пользу другого кандидата.

В итоге коллега все же получила предложение о сотрудничестве от компании, которая увидела в ней потенциал как в зрелом кандидате. Ей предложили программу по обучению и развитию навыков, подготовки к новой должности на базе ранее накопленного опыта.

Поиск работы в зрелом возрасте может сопровождаться рядом специфических проблем:

Советы тем, кто оказался в похожей ситуации:

Всегда помнить, что поиск работы может занять некоторое время, особенно если вы меняете сферу деятельности или переходите на новую должность после длительной работы в одной компании. 

Денис Кочегаров, руководитель службы интернет-маркетинга, ЦНТИ «Прогресс», эксперт Executive.ru

Если вам 40+, вы обязательно столкнетесь с проблемой поиска работы, даже если вы суперпрофи в своем деле. Особенно, если вы решили полностью сменить род деятельности. Также есть риск, что после 40 вас просто выгонят на улицу, как это сделали в 2018 году в IBM: сократили больше 20 тыс. сотрудников, получив коллективный иск и скандал в СМИ. В IT-компаниях это обусловлено средним возрастом сотрудников. Кого вы возьмете на работу при прочих равных – аналитика или программиста с опытом 2-3 года в возрасте 25 лет или с опытом 15-20 лет, которому 40+?

У возрастного сотрудника не так много путей, а именно:

Речь не идет про уровень топ-менеджеров с хорошими связями, потому что такие люди на открытом рынке работу и не ищут.

Что делать, если перерыв затянулся

Максим Герасимов, директор по маркетингу компании DKRS

Расскажу историю одного из наших соискателей. Геннадий больше десяти лет работал в сфере логистики в штате крупной международной компании. После ухода фирмы с российского рынка, он оказался в новой для него ситуации поиска работы. Специалисту старой школы было трудно актуализировать резюме, писать сопроводительные письма и пользоваться онлайн-платформами для поиска вакансий. Рекрутеры обращали внимание на большой опыт кандидата, но молодые соискатели были более подкованы технически. Из-за этого поиски работы затянулись более чем на полгода.

Сложности поиска работы возникают не только потому, что специалист отвык быть в роли соискателя, но и от ситуации на рынке, когда люди с большим опытом массово теряют работу и долго не могут найти новую. В 2020 году на фоне пандемии с такой проблемой столкнулись работники сферы ритейла, ресторанного бизнеса, образования и многих других. Временным выходом для них становится подработка,  которая помогает поддерживать достойный уровень жизни, позволяя обеспечивать себя и свою семью.

Пандемия дала толчок к популяризации рабочих специальностей с ежедневной оплатой, которая предлагает стабильный доход. По итогам 2023 года к нам обратилось более миллиона исполнителей, которым нужна была подработка с ежедневной оплатой и свободным графиком, большая часть из которых продолжают работать и сегодня.

Как искать новые возможности самостоятельно

Вера Тян, маркетолог и проектный менеджер, эксперт Executive.ru

Мои рабочие варианты:

1. Найти агента – рекрутера, который поможет сориентироваться и понять, что на рынке, какие у тебя сильные стороны, что нужно прокачать. Формы работы с рекрутерами есть разные – от разовой консультации до полного сопровождения и получения оффера. От этого зависит и вознаграждение специалиста.

2. Если заниматься без помощи рекрутера, то набор действий следующий:

Юлия Батальцева, директор по маркетингу компании EasyStaff

10 лет я работала в одной компании, росла внутри нее и в итоге руководила двумя направлениями: HR и маркетинг. Настало время идти дальше и стряхнуть пыль со своего резюме, на которое, в совокупности, я потратила около 15 часов. А потом часы на поиск и отбор вакансий, собеседования.

Пройдя снова этот забытый путь от резюме до оффера, я бы хотела дать три основных совета тем, кто находится в начале пути:

  1. Не теряйте мотивацию. Поиск работы может быть непредсказуемым и иногда долгим процессом. Сегодня кадровый рынок – рынок работодателя. Это значит, что конкурс на хорошие вакансии высок. Вам могут приходить отказы на отклики не потому что вы плохой специалист, по множеству других причин. Например: ваше резюме не спозиционировано под конкретную вакансию (особенно это актуально как раз у тех специалистов, которые на прежней работе закрывали широкий функционал и вписали все, что делали единым блоком в резюме), кандидатов на вакансию слишком много, а значит и шанс ниже вакансию закрыли из внутреннего кадрового резерва или из профессионального нетворкинга рекрутера. Не принимайте как проигрыш невысокую конверсию из отклика в собеседование и из собеседования в оффер.
  2. Будьте гибкими. То, что вы сейчас проходите – это важный путь, на каждом шаге которого необходимо анализировать свои действия, реакцию на них и корректировать стратегию поиска и коммуникации с потенциальными работодателями. Будьте готовы рассматривать различные возможности и не ограничивайте себя только определенным типом должности или компанией. Составьте список вакансий, где нужен ваш опыт и ваши компетенции, отберите из них те, что интересны для вашего дальнейшего развития. Постарайтесь найти в вашем нетворкинге людей, кто уже работает на этих позициях, побеседуйте с ними о деталях их профессии, чтобы «примерить» эту роль на себя. Поработайте с карьерным консультантом. Это обязательно должен быть практик с хорошим, действующим опытом в рекрутинге. Он поможет и составить резюме под каждую выбранную позицию и «натаскает» для собеседования.
  3. Постоянно работайте над своим резюме и страницами в социальных сетях. В гонке «проект за проектом» быстро забываешь о своих достижениях. Возьмите в привычку постоянно заглядывать в свое резюме, вписывая успешные проекты, пройденные обучения. Обязательно ведите свои страницы в профессиональных социальных сетях. На первом этапе это может заменить ваше резюме. Готовое резюме увеличивает шансы сходить на интересное собеседование или получить внезапный приятный оффер, даже если вы не ищите работу. Также, постоянная работа с резюме помогает увидеть свои «пробелы» и подтянуть знания новым обучением или получить новые навыки на новом проекте.

Если вы давно не были на собеседовании и страх велик, выберете 2-3 собеседования, чтобы «порепетировать», заранее настроившись на то, что отказ вас не расстроит. Зато вы сможете вспомнить, как проходит интервью, какие вопросы задают и скорректировать свои ответы для «желанного» собеседования.

Три табу для профессионала

Мария Хаустова-Негода, HR-эксперт

1. Ни в коем случае нельзя обманывать работодателя и придумывать то, что вы не делали. Опытный рекрутер будет понимать, что вы нечестно себя ведете и это может стать табу на долгие годы. Если у вас нет отдельных знаний и вы сможете их восполнить, предупредите открыто об этом.

2. Не стесняйтесь, но и не хвастайтесь. Описывайте свой опыт с достоинством. Упор делайте на заслугах, говоря на языке цифр, фактов. Ваша задача – показать, что ваш профессионализм не субъективен, а признан другими. Например: «По обратной связи от клиентов, внедренный мной процесс увеличил их лояльность».

3. Не критикуйте компанию, руководителей, коллег. Критиканство покажет вас со стороны нелояльного и конфликтного сотрудника. Отнеситесь ко всем критичным сторонам, как к рабочим вопросам, и вспомните свой опыт по преодолению сложностей, стоявших на вашем профессиональном пути.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Смотреть комментарии