Поиск работы1159510

Как собеседовать и проверять работодателей

Полезный чек-лист для тех, кому не все равно, где и на кого работать.

Многие считают, что быть разборчивым при трудоустройстве могут позволить себе только звезды или представители привилегированных отраслей. Сеньоры из IT, в прямом и переносном смысле. Отчасти это, конечно, верно. Рынок продавца, рынок покупателя. Тем более сейчас. Хотя бы какую-то вакансию найти – не до придирок. 

Однако такой подход создает слишком большие риски. Вам же нужна работа, а не занятость. То есть как минимум стабильный доход на определенном уровне. Причем за выполнение определенных задач. В согласованное время и так далее. 

Что происходит в, скажем так, «страховых случаях», от которых человек не подстраховался? Он несет убытки:

Как говорил Омар Хайям: «Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Серьезно, есть смысл не только готовиться к интервью и собеседованиям, но и проводить их самому. Даже шире того, причем безо всяких личных брендов — каждый может действовать паритетно. То есть относиться к трудоустройству как к сотрудничеству, а значит:

Все как если бы вы сами были корпорацией и рассматривали нового подрядчика. У компаний есть чему поучиться в этом плане. 

Как понять, что лучше сразу попрощаться

Моральные критерии, вкусы и прочая эзотерика — личное дело каждого. Тут нечего обсуждать, просто не нужно забывать о собственных табу и предпочтениях, когда мелькнула заманчивая вакансия. Она проходит этот самый первый фильтр, вы вообще готовы ее всерьез рассматривать? Отлично, идем дальше. 

Если компания не известная, стоит для начала убедиться в том, что она правда существует. Проще и надежнее всего сделать это по ИНН. Потенциальный работодатель забыл указать? Не беда, можно найти самостоятельно. Например, на egrul.nalog.ru

Выписка из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц) – очень компактный и наглядный документ. В частности, он содержит:

Допустим, все пока выглядит прилично. Пожалуй, стоит все же бегло поинтересоваться платежеспособностью и претензиями к этому славному бизнесу со стороны других, не менее благородных предпринимателей. Хотя бы так:

Можно еще заглянуть к приставам (fssp.gov.ru/iss/ip), на еще более обширный портал «Прозрачный бизнес» (pb.nalog.ru), покопаться в долгах по налогам и отчетности (service.nalog.ru/zd.do). Но это уже так, скорее, по инерции. Идея же не в том, чтобы найти до чего «докопаться». Всего-навсего хочется отсеять явно проблемные организации. 

Работают, все в целом хорошо идет и похоже на правду? Замечательно. Можно глянуть, что об этом думают другие компании и физлица.

Как пользоваться отзывами

Вот только не надо обращать внимание на отзывы, которые показаны на сайте или в соцсетях самой компании. То что они вообще там появились — хороший признак, говорит о жизнедеятельности. Но не более того. Никто сам про себя ничего плохого не разместит, только хорошее. 

Причем большинство (а скорее всего, все) эти отзывы еще и написаны ими лично или под диктовку непосредственно заинтересованными заказчиками и партнерами. Есть целая индустрия отзывов, там поточное производство. Ни единого слова изо всей этой хвалебной макулатуры принимать всерьез не стоит. 

А злые недовольные отзывы часто строчат конкуренты. Те же самые специалисты, по похожим лекалам, только с противоположной мотивацией. 

Кому же тогда верить? Для начала никому, но хорошо бы поискать тех, кто не оставлял никаких отзывов, зато готов поговорить. Это люди, разумеется. Не надо общаться с юрлицами или организациями, там все сводится к переписке с отделом маркетинга и рекламы, либо с безопасниками. В любом случае никакой объективностью не пахнет.

Зато если поискать в соцсетях по названию компании, обычно находятся десятки людей, которые в ней работают или работали. Экс-сотрудники гораздо интереснее – они могут поделиться инсайдерскими наблюдениями в ответ на простые вопросы. Тут имеет значение, как выглядит ваш профиль в этой соцсети, вызывает ли он доверие. Вчера созданные пустышки без аватарки не годятся. 

Кстати, а что с соцсетями самой компании? 

Оцениваем работодателя по рекламе

В первую очередь по рекламе можно узнать динамику рекламной активности, а значит, реальный интерес бизнеса к определенным направлениям своей деятельности. Но проведение такого анализа потребует слишком многих усилий, специальных знаний, а в некоторых случаях и денежных затрат на использование аналитических сервисов. Тут тягаться с бизнесом сложно. Для оценки конкурента можно проводить подобные проверки, в качестве личного хобби получится слишком накладно. 

Зато можно воспользоваться гораздо более простым способом. У рекламщиков есть термин «Tone of Voice» (ToV). Он означает буквально тональность, то есть допустимые смысловые интонации в рекламе, информации, любых коммуникациях.

Тут нужно учитывать, что, как правило, есть хотелки, а еще есть реальность — причем она традиционно более разнопланова и информативна. Например, какой-нибудь бренд пытается выглядеть рубахой-парнем, своим в доску, «приходи-заглядывай, йоу, чо ты»! И мемасиков охапка. Но при этом у него душный античеловеческий сайт с анкетами, пушапами, попыткой засадить вирус пользователю на гаджет.

Или наоборот, реклама строгая и официальная. Зато если звякнуть, написать в поддержку, попадешь на неожиданно душевных и заботливых людей. Они выйдут далеко за предполагаемые скрипты, постараются помочь. 

Так или иначе, возможное отношение с компанией можно прогнозировать, исходя из ее публичных заявлений и реплик. Тем более что часть рекламы напрямую относится к HR. Тексты вакансий, запросы по ним, а также реклама бренда для будущих сотрудников. Ее легко находить по названию компании на бизнес-площадках, в отраслевых онлайн-СМИ. 

Только не забывайте делить на 10 все хорошее, потому что это такой развернутый сложносочиненный отзыв о себе, прекрасных. И все же любое доверительное обращение к аудитории воленс-неволенс подразумевает использование фактов. Их можно выявлять и бережно откладывать в сторону от явно ангажированных восторгов.

Наконец, особое внимание стоит обращать на социальные сети. Часто по хэштегам в них решается все гораздо быстрее и продуктивнее, чем по любым другим каналам. Паблисити, не шуточки. Ассортимент вопросов и претензий может навести на полезные выводы. 

О чем спросить на собеседовании

Все предыдущее может показаться задачей на пару лет, несуразно сложным и трудоемким. Но на самом деле при минимальном опыте проверка одной компании займет от силы час. Разве это много, когда на кону месяцы и годы? 

И вот перед вами очередной счастливчик — новая компания, которая прошла первоначальный отбор, удостоившись вашей аудиенции. 

Специалисты по кадрам имеют свой план на созвоны и встречи. Верный подход, ему стоит поучиться. Нет смысла участвовать в переговорах без понимания собственных интересов, допустимой маржи по условиям, инструментов для привлечения внимания и давления. 

Если суть интервью в том, чтобы проверить, подходите ли вы на эту вакансию — вы уже проиграли. Должно быть так, что конечно подходите по основным запросам, и остается выяснить лишь более тонкие моменты. 

Дойдя до этого этапа, хочется яростно торговаться за оклад, бонусы, надбавки. Добиваться всевозможных «допов по социалке», требовать строгого соблюдения рабочего времени, отдельный кабинет, личную секретаршу, дудку и свисток. Но ничего из этого просить и тем более выпрашивать не нужно.

Сами предложат и сами все дадут — если будут заинтересованы. Расточительно тратить драгоценные минуты личного контакта на мелочную торговлю. Вместо этого лучше задавать вопросы, каждый из которых будет поднимать ваш рейтинг в глазах работодателя. Например, можно поинтересоваться:

Действуя таким образом, вы переводите разговор в другую плоскость. Из кандидата в сотрудники становитесь потенциальным акционером и бизнес-партнером. 

В идеале встреча профессионалов начинается с того, что они закрывают досье друг на друга, подготовленные заранее и обсуждают более интересные темы. Чтобы играть в этой лиге, нужно легко и убедительно проходить первичный отбор, располагать собственной стратегией переговоров, а главное уметь договариваться

Хороший найм, как хороший секс – непонятно, кто кого. Смысл во взаимности, и нужно именно ее ставить главной целью. Остальное — производная от подготовки.

Читайте также:

Смотреть комментарии