HR-менеджмент1922

Как мотивировать сотрудников 45+: шесть практичных советов

Как работодателю разработать программу материальной и нематериальной мотивации для возрастных сотрудников с учетом их ценностей, интересов, а также реалий рынка.

Мотивировать людей 45+ может быть совсем несложно, если найти правильный подход к таким сотрудникам, и учитывать объективные реалии.

Что говорят работники 45+ о своей мотивации

Зарплата играет важную роль для людей всех возрастных групп. Ведущая мотивация у работающих людей – материальная. Ряд компаний (HeadHunter, Detech Group, НАФИ) изучили также нематериальную мотивацию представителей разных поколений. Исследования показывают, что для людей старше 45 лет важны:

Какие возрастные соискатели претендуют на работу в малом бизнесе

В начале 2025 года опубликованы сведения о средней зарплате на предприятиях малого бизнеса в регионах. На примере Воронежской области, Удмуртии, Ставропольского края можно видеть, что она составляет от 55 до 68 тыс. рублей. Эти деньги не сравнить с окладами в крупных компаниях в больших городах (в 3-4 раза выше).

В 45+ лет человек может обладать большим опытом работы. Востребованные профессионалы не мотивированы идти на низкую зарплату. А вот люди 45+, которые не достигли такого уровня квалификации, за какой много платят, заинтересованы устроиться хоть куда-нибудь на любой оклад. То есть, из соискателей этой возрастной категории к работодателям, предлагающим низкие зарплаты, приходят в основном самые непрофессиональные, с вредными привычками, слабыми мягкими навыками и прочими недостатками, осложняющими процесс труда.

Разумеется, бывают исключения, например:

В чем сложность нематериальной мотивации людей старше 45 лет

Не будем обсуждать крупные компании: у них хватает средств мотивировать разные категории сотрудников. В малом бизнесе возможности нематериальной мотивации персонала небольшие:

Как мы упомянули, работникам 45+ важно официальное оформление и соцгарантии. Но в России много компаний предлагают соискателям сотрудничество по самозанятости.

Людей старшего поколения мотивирует возможность делать что-то полезное для общества. Свежих исследований практически нет. Результаты опроса, проведенного рекрутинговой компанией MarksMan в начале 2010-х, показали: 90% респондентов не смогли сформулировать миссию и ценности работодателя. Это говорит о том, что управленцы компаний в общении с персоналом не доносили простыми, доступными словами, в чем важность труда каждого.

С кем конкурируют работодатели

Видя, что зарплаты низкие, многие люди предпочитают исполнять частные заказы, причем это касается представителей и рабочих профессий (строительство, ремонт, быт), и умственного труда (пиар, маркетинг, продажи, образование). Раньше фрилансеры стремились совмещать труд по найму с подработкой. В последнее время все больше предпочитают увольняться, чтобы сосредоточиться на оказании услуг. 

Что делать малому бизнесу для работы с поколением 45+

Если компания предлагает низкие зарплаты, надо быть готовыми:

Таким образом, из кандидатов 45+ выбирать придется дольше, процесс поиска будет идти сложнее. Но когда подходящий сотрудник трудоустроился, то риск его увольнения ниже: старшее поколение ценит стабильность.

1. Пересмотрите требования к нагрузке

Нередко работодатели по старинке указывают в вакансиях: «Полный рабочий день». Между тем, с развитием технологий фактические трудозатраты на выполнение многих задач уменьшились. Нейросети разрабатывают маркетинговую стратегию, пишут код, создают тексты, иллюстрации. Тот объем, на который раньше требовалось 8 часов, теперь делается за 3 часа.

Если у вашей компании есть подобные задачи, то оцените тщательно время, что уходит на них. В вакансии так и напишите: «Частичная занятость, 3 часа в день». С такими условиями ставка в 60 тыс. рублей выглядит привлекательнее, чем работать за эти же деньги целый день.

2. Оцените, для каких видов работ реально требуется высокая квалификация

Пример. Нужен SMM-специалист, который гарантированно обеспечит прирост подписчиков. Если оценить перечень его функций, то понятно:

Когда компания пытается нанять на полный рабочий день одного человека, который будет делать все вышеперечисленное, то получается следующее:

Вместо этого обязанности можно распределить так:

Итого, уйдет около 65 тыс. в месяц на команду из трех специалистов разной квалификации.

3. Не бойтесь возрастных оверквалифайдов: берите их на частичную занятость

И снова вспомним, что для взрослых людей важна стабильность. Поэтому, когда станет скучно, опытный профессионал не уйдет с «невыгодной» работы, а просто найдет еще одну компанию с задачами по интересу.

4. Рассказывайте о соцгарантиях, положенных самозанятым по закону

Предлагая сотрудничество по самозанятости, объясняйте людям в возрасте 45+: они могут самостоятельно платить страховые взносы, пользоваться правами и льготами, как те, кто работает по ТК РФ.

5. Рассказывайте сотрудникам об их роли в обществе

Необязательно делать на сайте раздел «Миссия», как у крупных организаций. Можно собирать от клиентов обратную связь и доносить ее до коллектива, приводить данные статистики.

Например, у вас салон печати. Расскажите сотрудникам, что в последние годы такие услуги в мире становятся важнее, особенно для молодежи. Несмотря на цифровизацию, «зеты» печатают фотографии в два раза чаще, чем предыдущее поколение. Также люди любят делать красивые альбомы и дарить их близким. А салон печати и конкретно администратор Мария Ивановна помогают им.

6. Занимайтесь благотворительностью и социальной работой, вовлекайте коллектив

Команда сервиса «Авито Работа» провела опрос на тему, как россияне относятся к тому, что работодатель занимается благотворительностью и социальной работой. Выяснилось, что для людей старшего поколения это важнее, чем для молодежи.

Не нужно тратить много денег: организовать субботник или сбор игрушек, оставшихся от детей и внуков сотрудников, можно и бесплатно. А если сотрудничать с благотворительными фондами, то это хороший PR.

Фото в анонсе: кадр из фильма «Стажер»

Также читайте:

Смотреть комментарии