HR-менеджмент579527

Три методики, как руководителю преодолеть застой и найти свежие идеи

Обзор приемов, которые помогут руководителю прокачать креативность команды. И рекомендации, как их комбинировать для получения большего эффекта.

Руководитель — капитан корабля. Под его руководством команда движется вперед, преодолевает препятствия и достигает новых высот. Если у капитана иссякают новые идеи, корабль рискует застрять на мели.

Команда может прекрасно справляться с повседневными задачами, но без свежего потока идей от руководителя она обречена топтаться на месте. Поделюсь тремя методиками из работы доктора Кристиана Колса "Patterns for Creative Thinking", которые помогли мне посмотреть на привычные вещи под новым углом.

1. Открываем новые перспективы

Зачастую мы смотрим на вещи только с одной, привычной для нас точки зрения. Но подобная узость восприятия лишает нас возможности увидеть скрытые факты, альтернативные пути и потенциальные последствия решений. 

Увидеть ситуацию целиком помогает методика «Множественные перспективы». Увидеть «перспективу» можно, если взять на себя роль другого человека — литературного персонажа, исторической личности или представителя другой профессии. Спросите себя, например: «Как бы поступил на моем месте Стив Джобс?».

Можно также примерить на себя «обличие» различных существ или даже неодушевленных предметов. Чем более непривычна перспектива, тем больше новых идей она может породить.

Преимущества множественных перспектив можно проиллюстрировать на примере. Представьте, компания хочет улучшить культуру проведения совещаний. Группа сотрудников берет на себя роль «инопланетян» и начинает критически оценивать каждый аспект собраний: «Зачем люди сидят на стульях, из-за чего быстро устают? Почему презентации длятся 30 минут, хотя всем все понятно на 5 минуте?»

Со стороны внеземного существа привычные корпоративные ритуалы могут показаться совершенно нелепыми. И это дает толчок для совершенно новых идей: проводить собрания стоя на открытом воздухе, ограничивать презентации 5 минутами, разбавлять их обсуждениями и физическими активностями.

Меняя перспективу, мы преодолеваем ограничения привычного мышления и открываем новые решения старых проблем. Примеряя на себя роли и образы, кардинально отличающиеся от нашего обычного «Я», мы высвобождаем поток свежих идей. Именно этот творческий всплеск так необходим руководителю для вывода команды на новый виток развития.

2. Используем триггеры идей

«Триггеры идей» — это специальные вопросы, задания, таблицы или случайные образы, которые провоцируют мозг на поиск нестандартных решений. 

Один из классических триггеров — вопросы 5W1H:

Задавая их по очереди к любой ситуации, мы структурируем информацию и начинаем видеть новые грани проблемы.

Другой популярный триггер — метод SCAMPER, который подталкивает нас к модификации существующих идей:

Если пройтись по этим пунктам, можно сгенерировать множество идей по улучшению первоначального решения.

Отличным триггером также служат случайные образы — картинки, слова или предметы. Можно составить колоду карточек с разными вопросами или образами и тянуть их наугад в начале креативной сессии. 

Представим, команда маркетологов ломает голову над рекламной кампанией для нового смартфона. Чтобы придать креативный импульс мозговому штурму, ведущий предлагает участникам вытянуть случайные картинки из подготовленной колоды. Одна из вытянутых картинок изображает оранжевый апельсин. Это провоцирует ассоциации: яркость, сочность, освежающий вкус. Через несколько минут такого свободного штурма команда приходит к идее позиционировать новый смартфон как «свежий глоток» и разработать рекламную кампанию в ярких солнечных тонах с использованием образов апельсинов и круглых форм. Случайный импульс вывел творческое мышление на новую траекторию.

Еще можно периодически менять фоновое изображение на рабочем столе — использовать случайную картинку как источник вдохновения.

3. Направляем случайный импульс

Порой вдохновение приходит из самых неожиданных источников. Паттерн «cлучайный импульс» учит использовать для генерации идей совершенно случайные, не связанные с текущей проблемой стимулы — слова, изображения или просто наблюдение за окружающей ситуацией.

Принцип прост: случайный стимул усиливает ассоциативное мышление и выводит разум на новые траектории размышлений. Если вы застряли в тоннеле однообразных мыслей, то внезапно пришедшее извне слово или образ подтолкнет к совершенно неожиданному озарению.

Получить такой импульс очень просто. Можно открыть наугад книгу и выбрать первое попавшееся существительное. Можно поискать случайное изображение в интернете или обратить внимание на какой-нибудь предмет по дороге на работу. Ассоциации, родившиеся от этого стимула, станут отправной точкой для новых идей.

Этот принцип обыгрывается в фильме «Форрест Гамп», при создании «смайла». Во время марафона, герой Тома Хэнкса вытер свое лицо чистой майкой, после этого на ткани остался отпечаток. Этот отпечаток стал случайным импульсом для создателя «смайла»:

Руководитель может превратить поиск случайных импульсов в своеобразную игру. Сохранять понравившиеся иллюстрации или скриншоты статей в отдельную папку, а потом случайным образом открывать по одной картинке в день для размышления. Или скачать приложение «Слово дня» и находить связь нового слова с рабочими задачами.

Как все это комбинировать

Наибольший эффект рассмотренные паттерны креативного мышления дадут, если руководитель научится грамотно их комбинировать и интегрировать в повседневные процессы компании.

  1. Начать можно с создания благоприятной среды для генерации идей. Оборудуйте специальную комнату для мозговых штурмов. Поставьте магнитно-маркерную доску, напишите на ней различные триггеры мышления. Повесьте плакаты с наводящими вопросами и шаблонами. Поставьте проектор, чтобы показывать случайные изображения для получения импульсов.
  2. В самой команде назначьте фасилитатора — человека, ответственного за проведение мозговых штурмов. Он будет предлагать задания, провокационные вопросы, триггеры и случайные стимулы. Важно, чтобы «творческий лид» ответственно готовился к каждой сессии и запасался креативами.
  3. Каждое совещание начинайте с краткой разминки. Можно обменяться впечатлениями от увиденных по дороге на работу вещах. Или каждый сотрудник может по очереди вытянуть случайное слово и объяснить, как оно связано с обсуждаемой темой.
  4. Затем переходите к основной части — мозговому штурму с использованием различных инструментов и паттернов творческого мышления. 
  5. Сначала используйте прием смены перспектив — попросите участников взглянуть на проблему «чужими» глазами. Запишите родившиеся идеи на стикерах.
  6. После этого можно применить SCAMPER и поразмышлять, как модифицировать, адаптировать или упростить полученные предложения. 
  7. Следующим шагом станет чертеж ментальной карты, который свяжет между собой разрозненные идеи.
  8. Завершите сессию построением матрицы выгодности/осуществимости для отобранных идей. Так вы определите самые перспективные решения, требующие дальнейшей проработки.

Важно чтобы результаты каждого мозгового штурма записывались, а все идеи фиксировались в общей базе знаний компании, например, на канбан-доске. Так ценное не потеряется, а любая идея в любой момент будет извлечена для дальнейшего развития.

Со временем креативные сессии с применением различных паттернов станут регулярной практикой, а генерация новых идей — привычным состоянием ума в вашей команде. Главное, не ограничиваться только официальными мозговыми штурмами. Поощряйте сотрудников, если они делятся своими идеями вне сессий. 

Краткий чек-лист 

Читайте также:

Смотреть комментарии