HR-менеджмент971310

Каждому свое: как работает индивидуальный подход к мотивации IT-сотрудников

Как HR-специалисту составить эффективную карту нематериальной мотивации, чтобы максимально заинтересовать предложением каждого сотрудника?

Сегодня на HR-рынке главенствует соискатель. Повышение конкуренции за таланты, старение населения и рост затрат на содержание персонала заставляют бизнес бороться за квалифицированные кадры. Особенно ярко эта тенденция прослеживается в IT-сфере.

Уже недостаточно вовремя платить заработную плату и назначать премию в конце года. Люди перестали работать только ради денег. Необходимо искать иную мотивацию. Какой она должна быть? Ответ весьма прост – индивидуальной. Общаясь с кандидатами, мы обязательно задаем вопросы о том, что их мотивирует кроме зарплатных ожиданий. Как правило, лидируют:

Типирование персонала

Прежде чем приступать к мотивации конкретных людей, мы проводим сегментацию персонала, как это делают маркетологи, когда изучают поведенческие особенности клиентов.

Для типирования персонала можно использовать:

Список сотрудников можно разбить на возрастные группы, чтобы затем ориентироваться на теорию поколений при формировании мотивационных программ. Мотиваторы для семейного человека с маленькими детьми зачастую сильно отличаются от мотивации для выпускника вуза. Если для молодого специалиста более интересны задачи, связанные с получением новых знаний, то для опытного – их передача и работа в качестве наставника, признание экспертности и опыта.

И хотя теория поколений в клиентском маркетинге не работает, в HR-сфере история другая. Мы рассматриваем эту теорию с точки зрения общности групп, рожденных в одно время и воспитанных в похожей социально-экономической ситуации. Зачастую на одном предприятии может работать до четырех различных поколений с разными приоритетами и особенностями. Например, зумеры ориентируются на прозрачный карьерный трек, участие в программах профессионального развития, для них важно наличие инструментов цифрового менеджмента и планирования: командные чаты, боты, дающие быстрые ответы на вопросы, удобные аналитические приложения, отслеживающие статусы задач. Для консервативных бумеров мотиваторами часто становятся командный дух, коллективизм и стабильность.

Примерный процентный вес групп поколений в разных организациях может различаться. У нас он, например, выглядит следующим образом: беби-бумеры и поколение Z – по 15%, Х – 40%, Y– 30%. Исходя из этих цифр, мы планируем наполнение корпоративных праздников, типы пакетов добровольного медицинского страхования, программы обучения и развития.

Мотивационная карта

Для каждой получившейся в результате типирования группы мы составляем единую мотивационную карту, затем на ее основании делаем конкретное предложение для отдельных сотрудников.

При формировании карты ориентируемся на основные тренды рынка льгот:

В системе мотивации IT-специалистов также важны:

Для начала можно выделить минимальную базовую мотивационную программу (обычно это полис добровольного медицинского страхования, покрывающий основные риски, и обучение hard skills), затем добавляем дополнительные опции, которые выбираются в зависимости от потребностей и основных мотиваторов сотрудника.

При этом, вполне допустимо, что при полной компенсации работодателем базовой программы, дополнительные опции, например курсы повышения квалификации, будут софинансироваться самим сотрудником. Чаще всего мы применяем принцип 30/70, где 30% оплачивает сотрудник, а 70% – организация. Такая схема имеет значительные преимущества. Так мы экономим средства компании не только напрямую – за счет снижения стоимости обучения, но и снижаем риски того, что обучение не состоится ввиду отказа участника. Для сотрудника такая форма оплаты повышает значимость и ценность обучения или сертификации. Он вносит личный вклад – вовлеченность растет, уровень подготовленности к экзамену тоже становится выше. Таким образом, нам удается повысить качество планирования корпоративного обучения почти до 100%.

Приведу пример мотивационной карты сотрудника со следующими параметрами: инженер, возраст – 35 лет, есть жена и ребенок 7 лет. Для него важными базовыми факторами будут выступать: высокий доход, стабильность, профессиональный, но необязательно карьерный рост.

На первый взгляд, подобная схема кажется простой и доступной: выгрузил данные, разбил на группы и готово. Но это только самое начало. Если не подтвердить количественные данные о сотруднике качественными, то мотивация не будет работать. Ведь возраст – это только «цифра в паспорте», жена может работать в компании-конкуренте, а ребенок иметь особенности. Наладив доверительные отношения с сотрудником, мы сможем оценить, насколько важны для него, например, признание заслуг или участие в передовых проектах. Это позволит мотивировать его не только «гигиеническими» факторами труда, но и самой работой. Поэтому мотивационные карты сотрудников должны формироваться от общего к частному.

Оценка эффективности работы системы мотивации

Выявить группы и мотивировать их в соответствии с картами – только половина успеха. Важно систематически оценивать результативность работы, своевременно собирать и анализировать данные.

Как понять, что система работает хорошо? Мы используем комплексную аналитику по следующим критериям:

****

Конечно, методы мотивации сильно зависят как от размера бизнеса, так и от отрасли. Однако, по моему мнению, основными принципами мотивации должны являться персонализация, прозрачность и честность. Ведь если создать по-настоящему уникальное предложение, то у сотрудника просто не останется шансов не принять его.

Читайте также:

Смотреть комментарии