HR-менеджмент1695725

Эффективно ли SHL-тестирование будущих руководителей?

Насколько целесообразно отсеивать часть кандидатов на вакансию с помощью тестирования? Или это действительно корректный и объективный метод оценки способностей?

Недавно обедал с одним знакомым HR-менеджером. Зашла речь об эффективности тестирования кандидатов на руководящие позиции. Не буду пересказывать все комментарии собеседников. Однако был заинтригован и решил померить свои силы снова. Попросил прислать мне рабочие материалы тестов (цифровые и вербальные). Мне было интересно сравнить свое отношение и понимание этих тестов с временами моей молодости. Подобные тесты давно используют крупные мировые компании для оценки силовых и вербальных способностей кандидата.

В 1995 году я устраивался на работу в The Procter & Gamble Company торговым представителем, и прохождение тестирования было обязательной начальной процедурой. Нас, воспитанных еще в советской системе образования, построенной на личных собеседованиях с преподавателями и экзаменаторами, очень удивил такой подход. Но что было поделать?

Думаю, что многие проходили подобные тесты. Сразу смутило большое количество вопросов, которые на первый взгляд могут показаться совершенно нелепыми и абсурдными. Однако, вспомнив рассказы моих знакомых о тестах на IQ, где много вопросов, в том числе на логику, а не здравый смысл и на скорость решения, я с трудом, но справился. Тест прошел и только потом уже с нами проводили собеседование.

В этот же раз, несмотря на проходные результаты и предыдущий опыт, был удивлен практически всем аспектам составления SHL-тестов (тестирование соискателей, чтобы оценить их интеллектуальные способности, системное мышление, способность кандидата решать нестандартные проблемы), их логике и валидности. К тому же, в тот раз тест был для менеджера, а в этот раз для руководителя. Скажу честно, пришлось и понервничать, и вспомнить отцов-основателей этих тестов. Теперь понимаю психоз испытуемых ЕГЭ!

Создатели тестов – американцы, придумав их в конце 19 века, они искренне верили и предполагали, что это инструмент оценки знаний, умений, навыков и свойств личности. Основатели этой системы оценки и квалификации выделяли главные свойства и одновременно достоинства тестирования – валидность и надежность. Валидность – показатель того, что тест измеряет именно то свойство, которое требуется. Надежность – показатель того, что результаты теста не изменятся при повторном тестировании.

Другими словами, если создатели теста предполагают оценить уровень знаний по конкретной области, то результаты тестирования позволяют определить только уровень знаний именно в этой области. Остальные условия или характерные, особенные черты тестируемого не должны повлиять на результаты теста, да и не учитываются вовсе. Таким образом, тесты должны были решить одну из самых сложных проблем – объективность в оценке знаний, при необходимости быстрого и точного отбора людей, пригодных к выполнению определенных работ. Но это в Америке. А что же у нас? И в царской России, и в СССР тестирование долгое время широко не применяли. Хотя, справедливости ради, тесты были при приеме на работу в некоторые организации, но в основном психологические, а не профессиональные.

Какую пользу может принести тестирование?

Какая польза для собственника от SHL-тестирования?

Цель тестирования – узнать результаты испытуемого в плане логики и движения мыслей, умения решать поставленные задачи в сжатые сроки, на измерение предпочтительного стиля поведения кандидата на работе. По мнению того же знакомого HR-менеджера, – это идеальный инструмент, чтобы понять, каким образом кандидат скорее всего будет вести себя на работе.

Как и предполагалось, на решающее собеседование с руководителем идут те, кто получил проходной балл. Далее идет собеседование с собственником или с топ-менеджером, который опирается на результаты теста.

Теперь поговорим о другой области тестирования – ЕГЭ, не менее больной вопрос. Многие знакомы с ЕГЭ не понаслышке, а личным соприкосновением и участием. Почему ЕГЭ? По факту это же не экзамен, а тот же тест. Причем не самый валидный. Не знаю, как сейчас, но на заре внедрения этого инструмента, а по-другому его и не назовешь, вопросы были, скажем так, не то что не по профилю, а такое ощущение, что тестировали среднего американца на работу в закусочную. Очень напоминало SHL-тесты из 1990-х, выдержки из IQ-тестов и немного вопросов по сути предмета (валидность все-таки есть).

Никакого устного экзамена или собеседования с учителем больше нет. А где же объективность оценки знаний? Ее до сих пор нет.

Уважаемые участники сообщества, а что вы можете сказать на эту тему? Как вам кажется, эффективно ли, и целесообразно ли повсеместное тестирование, как его нам навязали? Где оно уместно? Может, все-таки стоит уже задуматься о получении более объективных оценок деятельности тех же учеников или специалистов? Может, пора уже задуматься о возвращении того же устного экзамена в школе?

Смотреть комментарии