HR-менеджмент827216

Как мы пытались создать идеальный профстандарт

Подготовка нового стандарта для рабочих профессий заняла пять лет и до сих пор не завершена. С какими препятствиями столкнулись разработчики, и как они их преодолевали?

Тема профессиональных стандартов (ПС) активно звучит и обсуждается. Но еще пять лет назад перечень утвержденных стандартов был совсем небольшим, и их качество оставляло желать лучшего: они были описаны поверхностно и формально. Государство объявило переход от единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) к профстандартам, но нормативная база их применения пока отсутствовала, и мало кто понимал, как их разрабатывать и что потом с ними делать. Как раз в этот период ко мне обратился клиент с запросом разработать профессиональный стандарт ключевых рабочих профессий. Это была производственная добывающая компания, один из лидеров отрасли.

Наша консалтинговая компания специализировалась в тот момент в области профессиональных компетенций и не имела опыта описания профессиональных стандартов. Мы не рассматривали для себя такие виды работы, так как не сотрудничали с государством, а только с коммерческими организациями. Однако клиент пояснил, что обратился именно к нам, потому что хотел получить хороший профстандарт, а не формальную бумажку, как чаще в то время бывало. Как добиться этого, он не знал и решил привлечь специалистов, готовых решить эту задачу-вызов.

Какая стояла задача

Наши клиенты столкнулись с проблемой низкого качества подготовки рабочих в своих учебных центрах, и решили, что причина – устаревшие программы профессионального обучения, не отражающие развитие технологий и реальную практику. Для разработки новых программ нужен новый образовательный стандарт, который невозможно принять, пока не утверждены ПС по соответствующим профессиям. Было понятно, что в ближайшее время заниматься этой темой никто не собирается. И наш заказчик решил героически взять на себя лидерство.

Так как компания делала профстандарт за свой счет, она была заинтересована в качественном результате. Нашей общей целью стало подготовить хороший, работающий стандарт. Для этого требовалось:

Хорошо, что наша ответственность распространялась только на первые три пункта. Иначе оплату за эту работу мы бы до сих пор ждали. Как проходила работа? С чем мы столкнулись?

В поисках истины: а судьи кто?

Мы провели большую подготовительную работу. Изучили ЕТКС, поговорили с экспертами, отразили появление новых функций и технологий. Проверили, как все это реализуется на практике. Для этого сами спускались в шахту, проводили включенное наблюдение, организовывали фокус-группы с рабочими и мастерами из типовых и уникальных шахт. Получили результат – актуализированные перечни трудовых действий, знаний и умений из ЕТКС с учетом того, как все это сейчас реализуется на практике.

Однако этот результат вызвал много споров на самых разных уровнях согласования – от руководства самой компании до мнения других предприятий отрасли и профсоюза. Нам все время задали вопросы. А почему вы так решили? А кто это сказал? А почему вот в таких случаях бывает по-другому? И приходилось снова и снова ссылаться на различные мнения. У нас набралась целая копилка ссылок и сносок, подтверждающая: сколько экспертов, столько и экспертных мнений.

Только на самой последней стадии согласования, когда мы целый день, с утра до ночи, просидели с профсоюзом, по пунктам обсуждая стандарт для одной из профессий, мы докопались до истины. В дальнейшем мы утверждали только тот вариант, где достигли консенсуса по каждому пункту, если учли и типичные случаи применения ПС, и исключения.

Один в поле – воин?

Неприятным открытием для нашего заказчика стало также то, что никто больше в отрасли не хотел участвовать в этом проекте: ни тратить свои деньги, разделяя затраты, ни тратить свое время, участвуя в обсуждениях и согласованиях. Только единичные представители других предприятий соглашались в нужные сроки посмотреть наши предложения и дать свои замечания. Как говорится, инициатива наказуема, кто везет – на том и едут.

Государство выделяет на разработку профстандартов небольшие деньги. Но заказчику не удалось воспользоваться даже ими, чтобы частично отбить свои затраты. В соответствии с государственными процедурами, в качестве официального разработчика этих ПС была выбрана другая организация, обладавшая авторитетом и навыком согласования профстандартов. Она подготовила формальную отписку, приемлемую по форме, но бесполезную по содержанию, за которую получила бюджетные деньги, и милостиво согласилась поставить свою подпись под нашей работой. Это была цена, которую заказчик решил заплатить за то, чтобы сделать с нашей помощью работу, отражающую реальность, и при этом, чтобы эту работу приняли на государственном уровне.

Методология: ежик в тумане

Мы попытались досконально изучить методологию, которую требовала разработка. Вроде, все понятно: есть обобщенные трудовые функции, для каждой из них устанавливается уровень квалификации. Каждая обобщенная трудовая функция характеризуется требованиями к образованию, опыту, допускам, и состоит из отдельных трудовых функций, которые в свою очередь характеризуются трудовыми действиями, знаниями и умениями.

Вот только как соотнести все это с требованиями ЕТКС, которые легли в основу наших стандартов? ЕТКС структурирует те же трудовые действия, знания и умения по другому признаку – по квалификационному разряду, и в рамках него содержит описание единым списком. А как соотносятся квалификационные разряды ЕТКС с квалификационными уровнями стандарта, как это влияет на тарифный разряд – это нигде не определено.

Мы объединили трудовые действия по трудовым и обобщенным трудовым функциям, однако внутри одной обобщенной функции требовался разный квалификационный уровень для разных трудовых функций. Как быть, если по требованиям методологии уровень должен быть единым для обобщенной трудовой функции? Как тогда выделять эти обобщенные трудовые функции, по какому принципу?

Где проводить границу профессионального стандарта? До какого уровня карьеры это должен быть один стандарт с разным уровнем квалификации, а где это уже другая должность – не рабочий, а мастер или начальник цеха? Это будет один или несколько профстандартов?

На эти вопросы сам методолог не мог нам внятно ответить и все объяснить. Пришлось двигаться на ощупь, методом проб и ошибок, многократного исправления и согласования. Мы совершали ошибки и откатывались назад, когда наталкивались на очередной методологический затык. Все многократно исправляли и пересогласовывали. К концу работы количество версий документов (с учетом согласований) достигло тридцати. Это по каждому ПС, а всего их было пять.

Заклятый друг

Мало нам было объективных проблем! Так мы еще столкнулись с препятствием внутри – опытным и авторитетным советником по производству, который поначалу принял нашу работу в штыки, а обойти его согласование было никак нельзя. Нам казалось, что этот человек всячески ставит нам палки в колеса, поедает наше время, придирается, не принимая результат и не понимая, почему и как мы его получили. На каждое совещание, в котором он участововал, мы с представителем нашего заказчика шли, как на Голгофу, морально подготовившись к длительному переливанию из пустого в порожнее с нулевым продвижением. К каждой встрече он тщательно готовился, изучал источники, все возможные словари и определения терминов, и мы не начинали предметный разговор, пока он не озвучивал все существующие понятийные разногласия. Были и методологические разногласия: он отказывался рассматривать результат, пока мы не выстроим все профессии и должности компании в единую систему, чтобы в принципе понять, какие стандарты нужны...

Все это было хорошо и правильно, за исключением одного: это не двигало нас к цели. Закончилось наше мучение тогда, когда он сам попробовал реализовать методологию – и столкнулся с теми же сложностями, что мы. И дальше все пошло легче, мы уже вместе стали искать ответы на вопросы. Этот специалист оказался уже в нашей лодке, и к концу работы мы расстались чудесными друзьями.

Результаты пятилетней работы

Итог – более тридцати редакторских версий документа, три года разработки, два года согласования. За это время четыре раза сменилась наша команда разработчиков, мы оба – и я, и представитель нашего заказчика – перешли в другие компании. Наша работа закончилась, когда мы получили содержательно выверенную версию стандарта, с которой были согласны и другие компании отрасли, и профсоюз. Но нашему детищу предстоял еще длительный путь рассмотрения и утверждения на государственном уровне…

В 2018 году, спустя два года после разработки, наши стандарты так еще официально не утверждены, а только находятся на рассмотрении и вынесены на утверждение. Теперь понятно, почему же так медленно двигается эта работа в масштабе государства, и почему профстандартов пока еще так мало.

Извлеченные уроки

Конечно, весь пройденный путь был не напрасным: мы сделали для себя ряд выводов и уроков, и знаем теперь, как можно было сделать эту дорогу короче, пройти ее быстрее, с меньшими трудозатратами. Что стоило делать по-другому?

1. Не нужно идти снизу от пунктов ЕТКС, пытаясь логически выделить в них обобщенные функции. А сразу, вместе с экспертами, нужно постараться интуитивно разделить всю деятельность на ключевые обобщенные функции, причем одно из оснований – это уровень квалификации, необходимый для их выполнения.

2. Не стоит вносить кучу правок и заниматься бесконечными согласованиями. Надо подготовить с самым авторитетным экспертом компании вспомогательный файл Excel, где четко расписать:

Далее этот документ обсудить на фокус-группе (совещании) с участием всех заинтересованных ключевых лиц: других компаний отрасли, которые откликнутся, и представителя профсоюза.

3. Только в самом конце работы следует переводить все это в формат шаблона профстандарта, и запускать его на согласование.

Общий вывод: чтобы создать идеальный профстандарт, нужен лидер, который проведет подготовительную работу (либо по актуализации пунктов ЕТКС, либо по описанию функций), нужен методолог, который поможет все увязать и уложить в формат шаблона, нужна команда тех, кто лучше всего разбирается в содержании деятельности, и единая площадка для обсуждения. И еще нужно года два-три потерпеть, пока новый стандарт будет проходить все этапы процедуры согласования.

Смотреть комментарии