Рынок труда92448

Как рынок труда отреагирует на «приземление» IT-гигантов

Закон о «приземлении» обязывает международных IT-гигантов открыть представительства в России. Каковы возможные кадровые последствия этого закона? Изменится ли расстановка сил на рынке?

Роскомнадзор в ноябре огласил перечень международных компаний, которые должны открыть представительства в России. Среди них Google, Twitter, TikTok, Telegram, Zoom и другие организации с суточной аудиторией более 500 тыс. российских пользователей. Другими словами, почти все основные соцсети, стриминги, аудио- и видеохостинги, которыми мы пользуемся ежедневно.

Российские власти называют происходящее «приземлением» — с помощью этого закона они хотят убрать с сайтов опасный контент и ускорить коммуникацию по другим вопросам. Сейчас для связи приходится обращаться в иностранные офисы, где письмо могут потерять или просто проигнорировать. Важность своевременного и предметного общения с РКН недавно подтвердили кейсы Google и Meta: за повторный отказ от удаления запрещенного контента IT-гигантов оштрафовали более чем на 9 млрд рублей суммарно. 

Закон работает?

Сразу после вступления закона в силу 1 января 2022 года некоторые компании начали выполнять его положения, подавая пример другим участникам рынка. Многие уже завели личный кабинет на сайте РКН и разместили форму обратной связи, а Apple всего за месяц исполнила самое важное требование — открыла в России офис. Ее примеру последовали Spotify, TikTok, Twitter и Viber, близка к этому и соцсеть Likee.

Противоречивость вопроса и сложность удовлетворения условий тревожит непосредственно международный бизнес. Российские IT-специалисты видят в происходящем преимущественно плюсы, рассмотрим некоторые из них.

1. Возможность работать на международную компанию, не покидая места жительства

На вакансии, предполагающие релокацию кандидата при поддержке работодателя, конкурс всегда очень большой. А те, кто выдерживают конкуренцию, иногда не справляются с жизнью за рубежом — непривычный уклад и менталитет, финансовые трудности и языковой барьер часто становятся причинами возвращения мигрантов на родину. Открытие представительства компании-гиганта в России значительно сокращает путь к заветной позиции и устраняет большинство сопутствующих трудностей.

2. Престижная строчка в резюме

Баснословные суммы, предлагаемые за рубежом, наверняка манят айтишников, но не, к примеру, пиарщиков или других менеджеров. Гораздо важнее для многих из них сам факт работы на крупного игрока с его амбициозными задачами, масштабными проектами и широкой географией. И если сейчас россияне стремятся попасть в штат «Яндекса», VK или крупных местных медиахолдингов, уже с января приоритеты могут измениться.

3. Работа с международной командой

Возможность постоянного взаимодействия с партнерами-глобалами тоже способна притянуть россиян. К примеру, мечтающие об эмиграции смогут получить предложение внутренней релокации — это гораздо проще и быстрее «найма с нуля». Других же просто вдохновляет причастность к чему-то действительно большому — настолько большому, что в почтовой переписке участвуют представители сразу нескольких стран.

Все эти плюсы пока гипотетические. Речь не только об отсутствии гарантий того, что компании дойдут до России. На данном этапе пока непонятно, какие именно департаменты откроются в стране и на каких специалистов будет спрос. К тому же работа в международной компании сопряжена с рядом рисков, основной из которых — разница менталитетов и культур.

К чему готовиться HR-службам и рекрутинговым компаниям?

Предсказать развитие событий в 2022 году сложно, однако предпосылки выполнения российского законодательства иностранными компаниями есть. 

Роскомнадзор уже сообщил, что, если организация откажется создать филиал в России, ей запретят размещать рекламу, затем ограничат выдачу в поисковиках, заблокируют финансовые переводы, а в крайнем случае — приостановят работу ресурса. Верить в это не всем хочется, но приходится, ведь работу нескольких ресурсов уже ограничивали через замедление.

Если компании придут в Россию, работы у местных рекрутеров безусловно прибавится. Одних ждет масштабный найм — и это, пожалуй, самое простое. Другим же придется заняться удержанием ценных кадров в родных компаниях: близость к престижной корпорации и бизнесу нового уровня замотивирует россиян — многие устремятся покорять международного работодателя. 

На ситуацию имеет смысл смотреть шире: Россия станет притягательнее для граждан соседних государств. В страну и так ежегодно прибывают тысячи мигрантов: по их числу Россия занимает третье место в мире. В случае открытия представительств иностранных компаний количество отраслей, в которых захотят реализовать себя граждане ближнего и не только зарубежья, возрастет, как и их мотивация на переезд.

Сдерживанием миграционных потоков, разумеется, HR-ам заниматься не придется, однако трудности в оформлении иностранных специалистов и их адаптации возникнуть могут. Это коснется не только кадровиков крупных компаний — начинать свою карьеру в России приезжие будут не только в условной Meta.

Что делать руководителю бизнеса в России?

Появление мировых компаний-лидеров в нашей стране, скорее всего, положительно повлияет на отечественный бизнес. Конкуренция ускорит и без того стремительную цифровизацию, оптимизирует процессы найма и адаптации сотрудников, а также улучшит мотивацию и гигиенические факторы работы в компании. 

На что следует обратить внимание директорам и HR-подразделению, чтобы организация не теряла привлекательности у соискателей?

1. Лояльность к гибридному или удаленному формату работы

Парадигма восприятия труда и требования к работодателю кардинально изменились за последнее время. По нашим данным, более 80% разработчиков рассматривают только дистанционную работу. Аналогичная ситуация наблюдается и среди других подразделений компаний.

Однако многие российские топ-менеджеры все еще относятся к подобному режиму с недоверием — их тревожит, что персонал не находится перед глазами, а значит, контролировать и оценивать их работу якобы сложнее. Это особенно ярко выражено в крупных компаниях.

2. Персонализированный подход и правильная мотивация

Мы ожидаем, что у многих организаций начнет заметно расти система бонусов. Чтобы не потеряться на их фоне, необходимо продумать порядок выплат и набор условно нематериальных вознаграждений, способных стимулировать сотрудников. Однако некоторые даже снижают свои зарплатные ожидания ради интересного проекта, поэтому важно найти персонализированный подход и по возможности быть гибкими в формулировках для оффера.

3. Сильная корпоративная культура

Мотивация не всегда исчисляется в деньгах. Иногда ключевую роль играет корпоративная культура компании, ее ценности или личный бренд лидера. Современным работникам важно видеть потенциал компании, перспективы развития ее и собственные. При прочих равных этот фактор может стать значимым конкурентным преимуществом.

Закон об открытии официальных представительств международных компаний может кардинально изменить расстановку сил на рынке, сместить лидеров и скорректировать карьерные ожидания и стремления людей. Хантинг специалистов усложнится, и если в ваши планы входит работа в российской организации, стоит уже сейчас подумать, как ваша компания может ответить на все видимые преимущества «приземленных» гигантов.

Читайте также:

Смотреть комментарии