Рынок труда116077

Рынок труда 2021: анализ прошедших месяцев и прогноз до конца года

Как изменился корпоративный мир после корона-кризиса: радикальные перестройки бизнес-моделей, новое видение командного взаимодействия и мотивации сотрудников.

Бизнес-итоги января-мая

1. Работодатели адаптировались

Первый шок от лобового столкновения с планетарным локдауном 2020 прошел. Руководители компаний осмыслили ситуацию, приняли новую реальность и начали перестраивать бизнес с учетом новых условий и потребностей общества. Никто уже не ждет, что все рассосется и будет по-прежнему. Капитаны бизнеса прекрасно понимают, что жизнь не вернется в привычное и спокойное «доковидное» русло, поэтому ждать бессмысленно, надо действовать.

2. Бизнес-модели перестроились

Стремясь соответствовать новым запросам общества, компании начали перестраивать бизнес-модели, рабочие процессы и процедуры, пересматривать ассортимент и товарные портфели, разрабатывать новые виды услуг и сервисов. Так, заведения общепита часто отказываются от привычных залов с официантами и работают в формате «сайт/кухня/доставка». А медицинские центры сокращают амбулаторный прием и развивают выездной сервис. Если весной-летом прошлого года на дом к пациентам отправлялись только медсестры для взятия анализов и врачи по экстренным вызовам, сейчас уже можно вызвать домой и кардиолога, и невролога и даже врача УЗИ с портативной станцией. Если изменения будут идти такими темпами, выездной станет даже стоматология.

3. Оргструктуры переформатировались

Изменения бизнес-моделей компаний привели к структурным изменениям. Это уже не жесткая оптимизация штата в связи с необходимостью уместиться в бюджет при стремительно падающих или полностью парализованных продажах, не «выщипывание перьев» из оцепеневших и испуганных сотрудников. Это попытка компаний отрастить новые крылья, набрать специалистов под дерзкие задачи, сформировать команду не для выживания в кризис, а для успешной и прорывной работы в новых обстоятельствах. Я, как директор кадрового агентства, чувствую это по изменившемуся потоку запросов на подбор. Срочно нужны интернет-маркетологи, специалисты по маркетплейсам, интеграционные логисты и digital-промоутеры.

4. Требования к сотрудникам изменились

Особо востребованные навыки: универсальность, многофункциональность, многозадачность. Стремление компаний нанять самого лучшего на рынке узкопрофильного специалиста, например, топ-специалиста по молекулярной диагностике или самого квалифицированного юриста по налоговому праву, осталось в далеком прошлом. Сейчас большинство работодателей хотят сотрудников-мультиварок, чтобы менеджер сам себе задачу поставил, рынок проанализировал, продукт/услугу подобрал, способы продвижения придумал, презентацию сделал, переговоры провел, договор с клиентом подписал. Бухгалтерия счет выставит, а склад – отгрузит. А если квалификации менеджера на каком-то этапе работы не будет хватать, то возьмет у супер-эксперта юриста/экономиста/финансиста две-три консультации, поймет, как действовать, и продолжит ковать победу с имеющимся человеческим ресурсом.

5. Систему целеполагания и мотивации скорректировали

В период неопределенности все долгие, тяжелые, высокозатратные проекты закрыты или приостановлены. Многие руководители не строят планы дольше пары-тройки месяцев. Задачи сотрудникам также выставляются короткие, разбивают планы продаж не только по месяцам, но и по неделям или декадам. Система мотивации синхронизируется с этим краткосрочным планированием. И такой подход, как правило, находит отклик у сотрудников. Перспектива получить огромный бонус через три года, например, по результатам автоматизации завода, уже не так воодушевляет менеджера проекта. Журавли явно проигрывают синицам. Скромные квартальные выплаты кажутся более реалистичными и греют не только сердце, но и кошелек.

6. В обучении сотрудников сменились приоритеты

Многие компании не хотят обучать сотрудников на длительных образовательных программах, «инвестировать в завтрашний день». Возможно обучение только своей специфике, товару, продукту, услуге. А soft skills сотрудник должен развивать сам.

7. Удаленка открыла новые возможности

Стало ясно, что для рутинных задач нужно меньше сотрудников. Особенно, если автоматизировать часть процедур и бизнес-процессов. В битве софта и ФОТа уверенно лидирует первый. Руководство понимает, что единожды потратившись на автоматизацию учетной системы предприятия, можно навсегда сократить расходы на бухгалтерию, операционную логистику и склад на 15-20%. Перспектива более чем заманчивая.

Организация удаленной работы позволяет нанимать более дешевых сотрудников из разных регионов страны и размещать их в недорогих офисах. Уже никого не удивляет, что у компании call-center в Нижнем Новгороде, бухгалтерия в Самаре, а склады во Владивостоке и Санкт-Петербурге. Только гендиректор и руководитель ИТ-службы сидят в Сколково.

8. Сотрудники стали лояльнее относиться к работодателям

Проводя консультации, меньше критики слышу в адрес работодателей со стороны сотрудников. Возросла ценность рабочего места, самого факта занятости, востребованности. Люди уже не увольняются с работы, потому что «стало неинтересно» и «захотелось поискать что-то более перспективное». Основные причины увольнений – сокращение, невыплаты и конфликты с руководством. Во всех остальных случаях люди предпочитают «держаться» за работу. Ценность аргумента «зарплата небольшая, но стабильная» растет с каждым днем.

9. Люди ищут возможность дополнительного заработка

Это может быть по основной профессии, например: врач работает в нескольких медицинских центрах по гибкому графику, бухгалтер параллельно с основной работой делает отчетность еще для нескольких небольших компаний, маркетолог пишет программы по продвижению для нескольких заказчиков, сотрудничая с ними в проектном формате в свободное от основной работы время. Также совмещение может быть построено на использовании разных навыков и знаний: преподаватель музыкальной школы по выходным становится парикмахером, инженер по вечерам превращается в таксиста, администратор спортивного клуба – в дизайнера.

10. Возрос интерес к интернет-профессиям и краткосрочным учебным программам

Идея инвестировать сотни тысяч рублей в обучение на двухлетней программе МВА или в получение второго высшего образования становится все менее популярной. Краткосрочные двух- трехмесячные курсы по освоению новых навыков или профессий гораздо ценнее для людей в возрасте от 20 до 35 лет. Особенно высок спрос на обучение интернет-профессиям, в топе: интернет-маркетолог, веб-аналитик и data-scientist. Менеджеры по наружной рекламе энергично переучиваются на таргетологов и контекстологов, на смену менеджерам по работе со СМИ, некогда считавшимися невероятно крутыми, за год выросла армия SMM- и SEO-специалистов, менеджеров по контенту, трафику и сторителлингу. О том, кто такие performance-маркетологи и motion-дизайнеры не знают толком даже те, кто их нанимает.

Прогноз до конца 2021

1. Работодатели изменят свое отношение к построению командной работы

«Корона-кризис» нанес несокрушимый удар по идее командной работы как самой лучшей / эффективной / гуманной модели построения человеческих отношений в бизнесе. Концепция, популярная и во многом оправданная в «нулевых», гласила: соберите команду вокруг харизматичного лидера, сбалансируйте ее по психотипам, прошейте системой ценностей, воодушевите, мотивируйте, и будет вам бизнес-счастье.

В «десятых» к этому добавилось еще: обустройте авангардный офис, расставьте кресла-бобы и раскидайте мешки-бинбэги, организуйте доставку полезной и бесплатной еды, развлекайте новичков, геймифицируйте обучение, насыпьте побольше печенек, и снова будет счастье вам и вашему бизнесу. В этой парадигме работодатель всегда что-то должен своим сотрудникам: обучать, развлекать, вдохновлять и уговаривать поработать. «Иначе никак, – смиренно вздыхали эйчары, – поколение такое».

Однако год на удаленке обнажил неприятную правду жизни: люди из разных городов и регионов, абсолютно незнакомые друг с другом, вообще неизвестных никому психотипов и ценностей, весьма эффективно могут работать над большой бизнес-задачей при условии, что она четко распланирована по этапам и срокам, посчитана в тайминге и бюджете и хорошо координируется. Это называется проектное управление. И никаких печенек.

2. Идея проектной работы будет набирать популярность

Она уже очень понравилась работодателям: гибкость, масштабируемость, легкость «сборки» – эти свойства управленческой модели вполне соответствуют духу и требованиям нынешнего времени. Есть бизнес-задача – пиши техзадание/бриф/план и нанимай под нее специалистов на короткое время. Задача выполнена – всем спасибо, все свободны! Будем рады сотрудничать в будущем. И никаких вековых наслоений «офисного планктона» на базовой несущей конструкции компании. Никаких ставок и окладов за факт явки сотрудника на рабочее место, никакой еженедельной ругани на совещаниях, мотивирующих тренингов и новогодних корпоративов. Просто задача – исполнитель – результат. Мечта управленца.

3. Для профессионала работать в нескольких проектах станет нормой

Проектная занятость выгодна и специалистам: финансистам, юристам, маркетологам, программистам. Работая на несколько работодателей-заказчиков одновременно, человек может сам определять баланс трудовой нагрузки и заработка: нужно больше денег – переходит в режим форсажа и напрягается на нескольких проектах сразу. Хочется перевести дух и восстановить силы – снижает количество проектов до минимума. Работа в нескольких проектах снижает степень зависимости от конкретного работодателя, избавляет от травмы увольнения, необходимости мириться с неприятными личностями в коллективе, токсичным руководством. Не нравится стиль коммуникаций с заказчиком или уровень вознаграждения – можно не продлить контракт или отказаться от проекта, при этом продолжить работу в других проектах. Проектная работа позволяет чувствовать себя «в рынке», ощущать степень своей востребованности, понимать свою рыночную стоимость. Для профессионала проектная работа – это возможность постепенного перехода к собственному бизнесу через строительство «Я-бренда», построение деловой репутации и наработки рекомендаций.

4. Работодатели будут больше инвестировать в автоматизацию

Это позволит сократить расходы на самую дорогую статью затрат – людей, зарплаты, налоги и организацию рабочих мест. Автоматизация повышает качество работы с любыми данными: телефонными звонками, клиентскими обращениями, бухгалтерской первичкой, технической документацией. Программы работают быстрее, делают меньше ошибок, не уходят в отпуск, на больничный, или декрет. Единожды потратившись на написание софта, работодатель может на 15-20% сократить штатное количество единиц в подразделении, особенно, если люди выполняют рутинную однообразную работу. Первыми под подобные сокращения могут попасть сотрудники call-центров, операционисты, бухгалтеры, юристы, рекрутеры, кадровики, экономисты.

5. Возрастет спрос на позитивных, деятельных и готовых к переменам людей

При найме работодатели все больше уделяют внимание личным качествам сотрудников. Большинство компаний борется за выживание, за свое будущее на рынке, перестраивается на ходу. В такие времена нужны люди-энерджайзеры, люди-моторы, способные на своей энергии и воле поднимать проекты, воплощать идеи, двигать задачи. Сотрудники-пассажиры, стремящиеся получить «место у окна», вялые, безынициативные, потребляющие ресурсы – обуза для любой компании. Бизнес делает ставку на энергию, активность и волю к победе, поэтому тот самый «блеск в глазах» все чаще становится ключевым фактором принятия решения о найме.

Читайте также:

Смотреть комментарии