Рынок труда63306

Великий кадровый путь: как найти работу в Китае

В России растет спрос на специалистов по работе с азиатскими рынками в логистической, железнодорожной, производственной отраслях, а также ритейле.

Рост спроса на специалистов, умеющих работать на азиатских рынках – следствие интересного двустороннего процесса. Российские компании выходят на азиатский рынок, а китайские – стремятся занять место европейского и американского бизнеса в России, который теряет позиции из-за санкционного режима.

Китайским игрокам интересны люди с опытом работы в международных компаниях. При этом китайцы понимают особенности ведения бизнеса за рубежом и отличия КНР от других стран, и готовы давать значительную свободу, не настаивая на введении своих стандартов.

Сотрудники, работающие на позициях уровня «генеральный директор -1», то есть директор филиала, генеральный директор и директор производства, в Китае получают фиксированную часть от 5 до 10 тыс. долларов в месяц плюс премию, которая редко превышает 100%. Кроме зарплаты все кандидаты могут рассчитывать на релокационный пакет. Он включает оплату квартиры, несколько перелетов к месту работы и обратно в течение года, обучение детей в школах. Также обычно оплачивается достаточно дорогая медицинская страховка.

При трудоустройстве в китайскую компанию рекомендуется обращать внимание на размер и известность организации-работодателя. Мелкий и средний бизнес ищет сотрудников самостоятельно, но в этом случае никто не гарантирует вам соблюдения местного законодательства и выполнения всех обязательств в рамках трудового договора. В крупных компаниях есть профессиональные кадровые и юридические службы, поэтому сам факт поиска сотрудника через кадровое агентство говорит об уровне компании и о том, что она может себе позволить тратить деньги на подбор кандидатов.

Китайские рекрутинговые агентства, безусловно, занимаются поиском кадров, однако при работе с российскими клиентами сталкиваются с языковыми и культурными барьерами. В первую очередь, мало китайцев владеют русским языком, поэтому им сложно подобрать качественного русскоязычного специалиста.

Проект по поиску российского представителя в Китае может длиться минимум месяц, если срочно нужен сотрудник, но может растянуться до полугода и больше. При этом, в поисках идеального сотрудника китайцы очень четко соблюдают все требования законодательства и формальности.

Российские компании при отборе кандидатов исходят из производственной необходимости, то есть, главная задача в том, чтобы процесс не останавливался. Если у китайцев есть перечень требований (список дипломов, сертификатов и лицензий) то они будут следовать этому. С другой стороны, если они находят человека, который подходит им по всем пунктам, то они сразу принимают решение. При этом завоевать доверие китайцев достаточно сложно, а лояльность ценится очень высоко, поэтому сотрудники работают в одной и той же компании десятилетиями. «Гуанси», то есть связи, имеют определяющее влияние в бизнесе.

Китай – огромный и растущий рынок, поэтому многие российские предприятия заинтересованы в специалистах для продвижения на нем товаров, услуг и организации производства. Население Китая в 9,5 раз больше населения России и в 4,3 раза больше населения США. Китайский рынок обладает потенциалом, сравнимым с США. ВВП Китая в 10 раз больше ВВП России и составляет 64% от американского.

Сейчас наиболее востребованные вакансии – коммерческий директор и директор представительств. Также востребованы специалисты по логистике. За счет географического положения Россия выступает удобным транспортным коридором между Европой и Китаем.

Также спрос на логистические услуги формирует интернет-торговля: китайцы закупают европейскую продукцию – качественную одежду и продукты, европейцы – недорогую электронику. В 2017 году общий товарооборот России и Китая увеличился на 20,8% в годовом выражении, достигнув $84,07 млрд. Доля интернет-торговли уже превысила 3 млрд долларов, и он будет расти. На российском рынке 80% составляют покупки через китайские интернет-платформы.

Ключевое требование для работы – многолетний опыт жизни и работы в Китае или других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, понимание местного рынка. И естественно свободное владение китайским языком – китайцы не очень хорошо говорят по-английски.

В России есть несколько ведущих вузов, которые готовят профильных специалистов – Институт Стран Азии и Африки, СПБГу и Дальневосточный Федеральный Университет. Между тем, в Китае за многие годы сформировалось большое русскоязычное комьюнити. Оно представляет собой целый рынок труда для российских компаний, ведущих бизнес в Китае.

Раньше топ-менеджеру рекомендовалось обязательно пройти обучение в западной бизнес-школе. Однако сейчас есть мнение, что, к сожалению, российская экономика будет больше связана с Азией и Востоком, либо станет локальной. Рынок будет переориентироваться с поиска топ-менеджеров, обладающих международным опытом, на тех, кто сможет на локальном уровне наладить управление, либо работать с прицелом уже не на Запад, а на Восток, страны Южной Америки и Азии.

Смотреть комментарии