Бережливое производство или сокращение персонала?

Для подавляющего большинства компаний бережливое производство – единственный путь в светлое будущее. Но кто пойдет с нами в одной упряжке, а кого придется тащить, тратя силы и драгоценные ресурсы?

Даже базовые инструменты бережливого производства, будучи правильно освоенными, способны вывести любое предприятие на качественно иной уровень. Сокращение затрат, улучшение качества, повышение производительности труда и эффективности оборудования. Вот далеко не полный перечень преимуществ развития производственной системы на основе концепции бережливого производства. Одним из самых ярких показателей повышения эффективности процессов можно считать высвобождение трудовых ресурсов. Другими словами, добиться тех же плановых показателей (и даже превысить их) становится возможным с участием меньшего количества работников.

Цепкий взгляд топ-менеджера сразу усматривает корреляцию между высвобождением трудовых ресурсов и сокращением персонала. Тут же возникает соблазн убрать «лишних потребителей фонда оплаты труда». Эффект от такого управленческого решения заметен сразу и очень легко выражается в цифрах, рассчитанных экономистами компании. Сокращение затрат на персонал, повышение выработки на одного сотрудника и т.д. Но самый главный эффект – видимость управленческого мастерства первого лица в глазах акционеров.

Однако, это именно эффект, но не эффективность. Против такого приема нас предупреждают корпорации-лидеры, прошедшие тернистый путь становления бережливого производства. Негативные последствия скоропалительного сокращения, в отличие от эффекта, проявляются не сразу, но наносят значительный вред компании. Снижение:

  • привлекательности работодателя на рынке труда,
  • работоспособности оставшихся сотрудников,
  • мотивации на улучшение,
  • качества продукции и пр.

Люди видят, что их, как актив, не ценят, и продолжают выполнять свою работу с гораздо меньшим энтузиазмом. Все это непросто выразить в цифрах, «проверить алгеброй гармонию», понять, насколько это губительно. Зачастую последствия тянутся очень долго, и расхлебывать их приходится уже другим топ-менеджерам, пришедшим на смену «мастеру», который к тому времени уже перешел «поднимать эффективность» в другую компанию.

Но это все о плохих управленцах, тех, кто заботится только о своей карьере, собственном процветании и кому совершенно наплевать на благополучие компании, в которой он на данный момент работает. Чаще же бывает несколько иная картина: топ-менеджеры привязаны к своей компании не только материально. Они вкладывают в производственный процесс душу, принимают близко к сердцу успехи и неудачи родного предприятия, относятся к коллективу как к большой семье. Вопрос сокращения персонала они воспринимают болезненно, понимая всю тяжесть последствий, о которых говорилось выше. И, как часто бывает, в моменты столкновения компании с трудностями внешнеэкономического характера, они считают, что сокращение – единственный выход, позволяющий компании выжить.

Даже флагман бережливого производства – Toyota Production – в некоторые тяжелые моменты своей истории физически не могла прокормить всех своих сотрудников. Их нынешняя система пожизненного найма оплачена слезами и кровью многих честных тружеников. Toyota сумела эволюционировать в компанию, где такое понятие, как сокращение, не используется вообще. Многим российским (и не только) предприятиям еще предстоит пройти этот путь.

Люди – самый главный ресурс любой компании. До сих пор, за всю историю не было примеров, чтобы бизнес-процессы проходили без участия человека. Даже полностью автоматизированное производство не исключает той или иной степени участия людей. Более того, люди – не просто ресурс, а самый дорогостоящий и трудно восполняемый актив компании. Как и всякий другой, человеческий ресурс требует постоянного вложения средств. Передовые и успешные компании, вставшие на путь совершенствования и развития производственной системы, очень хорошо это понимают. Обучение и развитие персонала становится в таких компаниях постоянной статьей расхода. Повышение качества главного ресурса – основная обязанность менеджмента.

Сама концепция бережливого производства против сокращения персонала. А люди, как ресурс, требуют постоянного вложения средств. Как же быть в сложные периоды, когда и сокращать нежелательно и средств на всех не хватает? Ценность любого ресурса определяется не только количеством и его качеством. Качество ресурса имеет прямое влияние на качество готовой продукции, скорость выполнения заказа, общий уровень затрат. Люди, как ресурс – не исключение.

Условия современного глобального рынка – рынка всеобщей конкуренции – предъявляют особые требования к современным работникам. Помимо знаний и навыков, основной специальности необходимы знания и навыки решения проблем и стремление к непрерывному совершенствованию процессов. Однако не все желают понимать, а тем более соответствовать современным требованиям. Упрямая наука статистика говорит, что на любом предприятии 20% коллектива занимают активную жизненную позицию, а 80% – инертная масса (принцип Парето в действии). Эти цифры не являются точными величинами, но отражают картину в целом.

20% активистов вовсе не являются однородной и сплоченной командой. Примерно половина из них – сторонники и потенциальные агенты перемен, то есть люди, имеющие внутреннюю мотивацию на непрерывное улучшение. Это – опора и поддержка сторонников бережливого производства. Из них можно и нужно формировать кадровый резерв, содействовать их профессиональному и служебному росту. Оставшиеся, около 10% от всего коллектива – скептики, консерваторы, люди с закостенелым мышлением, всячески противящиеся любым переменам. Они могут не проявлять свою враждебность открыто, а оказывать скрытое пассивное сопротивление. Основная же часть коллектива желает спокойно работать при любых условиях и может качнуться как в ту, так и в другую сторону.

Если говорить кратко, от менеджмента требуется:

  • Всячески поощрять деятельность сторонников перемен.
  • Правильно воздействовать на инертную массу коллектива.
  • Нейтрализовать деструктивное влияние противников перемен.

И если уж говорить о сокращении персонала, то стоит задуматься: нужно ли инвестировать в некачественный ресурс, тот, который тормозит развитие компании, не желает развиваться сам и сбивает других с правильного пути? При такой формулировке вопрос сокращения перестает быть таким уж болезненным. Мы говорим уже не об уменьшении численности, а об избавлении от тех, кто является тормозом на пути прогресса.

Лакмусовой бумажкой, способной выявить интересующую нас категорию сотрудников, является аттестация. Необходимые методики существуют. В России есть провайдеры, способные оценить и общий уровень производственной системы предприятия, и степень готовности к переменам каждого члена коллектива. Обязательным условием, предваряющим аттестацию, является целевое обучение. Каждый работник должен знать предъявляемые к нему требования и степень его участия в процессе совершенствования компании. В противном случае существует серьезный риск принятия ошибочного управленческого решения. При освоении бережливого производства необходимо учитывать приоритет долгосрочной перспективы перед сиюминутной выгодой.

Вячеслав Снегирев, тренер-консультант, «Оргпром»

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск

А о чём статья, точнее если разговаривать на языке lean production. В чём ценность статьи для потребителя?

Консультант, Красноярск
И эти люди называют себя бизнес-тренерами? Неужели работнику будет разница, уволят его по сокращению или потому, что не собираются в него инвестировать. Я работаю с сельским хозяйством. Ни один реальный практик не уволит толкового работника, не предложив ему занять другую должность или переучиться. Это азы управления. И об этом писать с таким апломбом, что открывается Америка - это себя не уважать. Даже сам заголовок статьи- абсурд. Вот википедия:Бережли́вое произво́дство (от англ. lean production, lean manufacturing — «тощее производство») — концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя'' Неужели каждый сотрудник будет рекомендовать себя уволить? Поймите, работники- это неотъемлемый ресурс для производства.И им нужно управлять, ак сырьем, финансами и так далее.Нельзя отделять от других элементов.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Приветствую автора (Вячеслава Снегирева)!
Иван Врублевский пишет: А о чём статья, точнее если разговаривать на языке lean production
Мне показалась тема понятной - о том, что Лин иногда (ошибочно) рассматривают как инструмент сокращения персонала. Однако не во всем согласен с автором, который пишет: Лакмусовой бумажкой, способной выявить интересующую нас категорию сотрудников, является аттестация. Необходимые методики существуют. Я предлагаю рассматривать аттестацию - не как инструмент отбора нужных/ненужных, полезных/не очень и т.п., а как инструмент оценки эффективности управления. И если результат отрицательный - это не работника нужно сокращать, а менять систему управления. Иногда, если маловато времени, и сокращать ... руководителя.
Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск
Владимир Токарев пишет: что Лин иногда (ошибочно) рассматривают как инструмент сокращения персонала.
Его у нас вообще очень часто ошибочно рассматривают. Например в Тоёте один из постулатов бережливого - четкие сроки использования. Вышел срок поменяй, не плановая замена выйдет дороже эксплуатации до отказа. В РФ все наоборот главное выжать всё, и это касается не только техники, но и людей, в итоге больше теряем. И здесь мы уже снова можем плавно вернуться к анализу персонала.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Иван Врублевский пишет: Его у нас вообще очень часто ошибочно рассматривают. Например в Тоёте один из постулатов бережливого - четкие сроки использования. Вышел срок поменяй
Могу согласиться. Общался с работниками РЖД (вся РЖД ''вдоль и поперек'' в бережливом производстве). Они говорят примерно так: вот заставили нас внедрить 5s. Там под каждый инструмент обозначено свое место краской. Ну а нам, - рассказывают, - приходит 3 комплекта инструмента вместо 10. И у троих рабочих все в порядке, а у семерых только красивые кружочки, внутри которых инструмента нет.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

А вообще в России есть реальные примеры адекватного внедрения бережливого производства? Не люблю мутное слово ''менталитет'', но все-таки, по-моему, жители островных государств более предрасположены к бережливости как таковой. Англичане вот не умываются, не заткнув слив раковины ). А в России всего много, беречь не особо надо.... Ящики - из массива дерева, а мебель - из ДСП...

Researcher, Москва
Ирина Якунина пишет: А вообще в России есть реальные примеры адекватного внедрения бережливого производства?
Не берите в голову. Никакого адеквата НЕТ и быть НЕ МОЖЕТ. Т.к. это существует только в головах тренеров-консультантов. А в головах у них только мысли как бы подольше продержаться на предприятии и выклянчить денег. ''Бережливое производство'' придумали консультанты для выманивания денег у ''лохов''. В процессном подходе ЭТО, без танцев с бубнами, проводится всегда и называется ''оптимизация Бизнес-процессов''.
Руководитель проекта, Москва

Касательно Lean в России ...

Если пренебречь внешним антуражем и говорить только по сути, то в России средний и малый бизнес поголовно и во все времена выживал принципами, т.н., ''бережливого'' производства. Причина проста и объективна: ''с деньгами и дурак сможет''.

- Причем, представители МСБ, зачастую и слов-то таких не слыхивали.
- Причем, специальным образом никто и не внедрял эти, с позволения сказать, ''изменения''.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Валерий Овсий пишет: В процессном подходе ЭТО, без танцев с бубнами, проводится всегда и называется ''оптимизация Бизнес-процессов''.
Лично занимался этим же самым ''оптимизация организации производства на принципах здравого смысла'' в далеком СССР (1981 г.) когда Lean еще не рекламировался. Да и с пожизненным наймом не все так красиво В Японии и на Тойоте
Коммерческий директор, Москва

Давайте по порядку:
1. Если персонал необходимо сокращать для сокращения издержек по итогам кризиса - это первый сигнал об отсутствии проактивной позиции в менеджменте, а возможно и его компетентности. ''Резать косты'' по принципу ''за что больше платим, то в первую очередь и режем'' - любимое дело руководителей с ситуативным (не ситуационным) подходом.
2. Абсолютно согласен, что представители МСБ не поймут даже сути заголовка. Продать им консалтинговую услугу с таким подходом к объяснению предлагаемой услуги - изначально гиблое дело (а именно этим, судя по всему, занимается автор). А крупным компаниям, где кадровая политика уже устоявшаяся и сформирована годами - просто не нужен этот подход.
3. И последнее: ''Все новое - хорошо забытое старое''. Если копаться в истории, то основа 5S - карточка организации рабочего места на советском заводе. Японцы взяли идею и выстроили из нее систему (чего в СССР сделать не захотели или не смогли).

P.S. Коротко о главном! Аттестация - это всего лишь полумера, по типу - мы посчитали коров, а что делать со стадом не знаем. Начать нужно с расчета штатного расписания для объекта исходя из конкретных, измеримых показателей, а потом уже под это дело ''подгонять'' итоги аттестации. А учитывая, что контроль над актуальностью штатного расписания это одна из основных регулярных задач управления персоналом... Но это совсем другая история.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.

Рабочие специальности в России стали самыми дефицитными

В топ-3 сфер по востребованности вошли сегменты производства и сельского хозяйства, строительства, а также транспорта и логистики.