Rambler's Top100
E-xecutive
15.04.2013

Умирающая профессия, или Почему вузовское образование бесперспективно в XXI веке

Умирающая профессия, или Почему вузовское образование бесперспективно в XXI веке
Какое будущее у российского высшего образования? Классические вузы умрут. На смену им придет сетевое объединение ученых и студентов. А профессорско-преподавательский состав будет обслуживать электронный обучающий контент, утверждает Борис Славин.
88 25465
+1 – оценить

Борис Славин

Образование 3.0

В последней моей статье «Журналистика 2.0» из серии, посвященной умирающим профессиям, я писал о журналистике. Настало время и образования! 24 марта 2013 года очередной российский министр по образованию и науке Дмитрий Ливанов гневно обрушился на Академию Наук, назвав ее бесперспективной в XXI веке. Министр цинично противопоставил молодость вузовской науки, в которой задействованы студенты, и старость академической, где «правят бал» дряхлеющие старцы. Казалось бы, банальная проблема отцов и детей, о чем говорить? Но поговорить есть о чем. И результат этого разговора может не понравиться министру, бывшему ректору исследовательского технологического вуза. Мы выясним, что как раз вузовское образование бесперспективно в XXI веке. А академическая деятельность – это форма организации из будущего.

Под современное образование заложено сразу три мины, фитили которых уже начали гореть. И эти мины взорвут существующие формы обучения, которые кажутся устоявшимися и незыблемыми. Первая из мин, самая слабенькая по силе, связана с электронным обучением, с использованием в образовании дистанционных курсов и интерактивных программ обучения. Казалось бы, что здесь особенного: дистанционные курсы существуют уже давно, но пока не конкурируют с очным образованием. Бояться нечего. Но это не так! Да, не конкурируют, поскольку по качеству пока не лучше обычных курсов, да и изготавливаются кустарным образом. Но что будет, когда электронное обучение станет конкурентным, когда к созданию электронного контента подключаться крупные университеты мира и бизнес?

И подключаются! Небольшой, но уже всем известный стартап Coursera, который инициировали профессора Стэндфордского университета Дафни Коллер и Андре Нг, объединил десятки крупнейших университетов мира и дал им возможность бесплатно размещать на единой платформе свои электронные лекции, к которым получают доступ сотни тысяч студентов со всех уголков Земли. Конкуренция на рынке электронного образования заставила университеты конкурировать в производстве контента. А массовый доступ к электронным ресурсам сделал такую конкуренцию столь же жесткой, как и среди высокотехнологичных компаний (Google, Facebook), предоставляющих информационный сервис. Более того, средства социальных коммуникаций взяли на себя часть нагрузки на преподавателей: порой продвинутый студент яснее объясняет материал сокурсникам, чем «слабый» преподаватель.

Не надо иметь футурологические способности, чтобы предсказать, что университеты (конечно, постепенно!) начнут превращаться в своего рода киностудии по производству электронного обучающего контента, а знаменитый ППС (профессорско-преподавательский состав) станет больше похож на актерскую гильдию, из которой формируется «съемочная» группа под той или иной образовательный проект. Появятся преподаватели, выполняющие роль режиссеров, научных консультантов, сценаристов и т.п., немалую часть работы будут делать программисты, художники. Не обойдется и без продюсеров (сейчас ими работают ректоры, а в будущем их круг будет шире). Останутся, конечно, и те, кто работает с учениками лично – но в тех областях знаний, которые не тиражируются, и в тех предметах, где обучают самому сокровенному – умению мыслить. И, скорее всего, это будут не профессиональные преподаватели, а ученые, способные передавать свой опыт мышления. Просто методисты будут работать в съемочных группах.

Что же станет с университетами в эту эпоху? Они умрут! В том виде, в котором они сейчас всем известны. В Лондоне и других городах Англии можно найти огромные заброшенные территории со зданиями из красного кирпича: бывшие заводы и фабрики, которые закрылись в 1960-х годах XX столетия. Им на смену пришли небольшие высокотехнологичные предприятия, разместившиеся в лесопарковых зонах пригородов. На них производят те самые комплектующие, которые раньше делались в цехах заводов, только делают их для предприятий всего мира, на высокоинтеллектуальных станках с числовым программным управлением. Крупное производство осталось только там, где продукция сама по себе крупногабаритна. Во всех других случаях гигантизм перестал быть нужным, перестанет быть нужным и в образовании. Я сам выходец из МГУ, здания на Воробьевых горах – родные стены для меня и пока еще родные для моих детей. Но будут ли они родными для моих внуков? Вряд ли! Территориальному объединению людей в гигантских университетских зданиях будет противопоставлено сетевое объединение ученых и студентов. И в этом смысле за Сетевой Академией Наук будущее, как бы ни выступал против этого российский министр.

Но есть еще мины с более мощным зарядом, взрыв от которых изменит всю систему образования. Одна из них: наступающая эпоха знаний. Доля знаний в товарах растет. Уже сегодня в современных средствах коммуникаций стоимость сборки и комплектующих (например, в смартфонах) составляет около 10%, остальное – дизайн и разработка. Доля технологий растет даже в добывающих отраслях. Но знания, в отличие от обычных товаров, бесконечно тиражируются. Это не фрукты, которые можно съесть или которые могут испортиться. Они не пропадают и могут свободно передаваться. А это значит, что экономика новой эпохи, будет в основном связана с получением и передачей знаний. То есть с наукой и образованием! Уже сегодня образованием начали заниматься на предприятиях, появились корпоративные университеты. Растет число курсов повышения квалификации, бизнес школ и т.д. Скоро учиться будут все, а не только школьники и студенты! Вузы и школы теряют монополию на образование!

Но самая мощная «мина» связана с коллективным потреблением и производством знаний. Уже сегодня нельзя найти ни одного ученого, который бы успевал прочитать все статьи по своей теме. Эпоха знаний приводит к тому, что знания, даже в узкой области, не могут быть потреблены в одиночку. Люди вынуждены будут кооперироваться в получении информации, создавать такие профессиональные сети, которые будут выступать в роли единого организма. И тогда образование станет основным процессом, поддерживающим жизнедеятельность таких сетевых сообществ. И это совсем не Университеты! Не будет ни преподавателя, ни студента, ни ученого, ни ученика: будет единый организм, в котором каждый индивид реализует свои компетенции, развивает их, учиться сам и учит других…

Это совсем далекое будущее. Но оно наступит!


Выбор сообщества

114 101114

Как манипулировать людьми: шесть составляющих успеха
17 83877

Топ-16 профессий для миграции за границу
47 196143

Убойная шпаргалка, как начать новую жизнь: 50 пунктов
+1 – оценить
Авторизуйся и выскажи своё мнение о качестве статьи
RSS/XML
| More
Страницы: 1 2 3 4 5 След.
  Участник сообщества  Ирина Касимкина    53  
  0 16.04 6:40
Доброе утро!

" Но знания ... бесконечно тиражируются." "Они ... могут свободно передаваться. "

На практике - не всё так. За приобретение знаний мы отдаем время. И не каждый человек может постигнуть выбранную им же науку, большей частью из-за размытости приоритетов, сумбурности информации и её устаревания. С обучением взрослых очень много проблем на практике.

Я вот уже не первый год бьюсь над проблемой - где бы взять парочку взрослых, которые могут выучить то, что я уже знаю. Я даже готова подождать, а мой работодатель - оплачивает. Но воз и ныне там.
-1
  Участник сообщества  Игорь Миронов    14  
  - 16.04 7:42
Правильнее было бы сказать не "умрет", а "изменит формы". О чем, собственно, сам автор и пишет.
+18
  Участник сообщества  Евгений Егоров    1  
  - 16.04 8:45
Насколько я помню своё обучение в ВУЗе, там меня "учили читать книжки" (цитирую преподавателей). Причём это делали ВСЕ преподаватели. И позволю себе одно сравнение:
В тренажёрном зале годовой абонемент превышает или сопоставим со стоимостью оборудования, которое использует каждый для себя. Прекрасно это осознавая, мы всё же идём в зал и платим, не моргнув глазом. За что? За самодисциплину и тренера! Нас там нянчат.
Как говорится, ИМХО...
  Участник сообщества  Павел Горбунов    45  
  - 16.04 9:00
В какие храмы науки мы в ближайшем будущем будем ходить и какие жертвы будем приносить на алтарь знания? Я думаю, это действительно будет некий гармоничный симбиоз очных и заочных сетевых сообществ людей и инфраструктура, способствующая быстрому доступу и обмену знаниями. Самое главное - чтобы не пропадало само желание учиться и учить других, одновременно учась у них.

Все же желательно не забывать, что новое знание рождается у конкретной личности, которая помещена в соответствующий культурный бульон (или является частью единого организма в терминологии автора).
+2
  Участник сообщества  Ростислав Яворский    1  
  - 16.04 9:01
Борис, спасибо за интересную тему.
Для аккуратного прогноза о будущем университетом еще хорошо бы спрогнозировать спрос.
А именно, зачем люди будут поступать в университеты?
Согласен с Вами, что ради получения знаний это не нужно.
Нужные компетенции всегда можно получить комбинируя самообразование и практику.
Но знания и раньше не были главной целью - "образование, это то, что у вас останется, после того, как вы забудете все, чему вас учили".

Для сравнения - очень похожая ситуация со школами (у меня дети школьного возраста, поэтому эта тема ближе). Еще на первой встрече с родителями шестилеток завуч прямо сказала, что их целью не является научить детей читать и писать, это они должны уметь и так... Тем не менее школа вполне пользуется авторитетом, и конкурс достаточно большой.
  Участник сообщества  Александр Проскурин    1  
  +1 16.04 9:07
Ни одно интерактивное сетевое образование, по моему мнению, в подметки не годится личному общению ученика и учителя.
Единственное, что сейчас бросает тень на весь результат работы преподавателей - отсутствие ответственности за результат.
Если говорить про обучение быдла (простите за жесткость), которому навешивается ярлык самолюбования и беспросветного невежества (отсутствие смирение здесь играет ведущую роль), таки да, конечно. Как же еще вдолбить в голову человеку идею о том, что можно делать все, что захочется, потому что ты - носитель истины. Оттуда выращивание класса потребителей с большой буквы П. Уже сейчас вокруг куча людей, считающих, что нет знания о том как воспитывать детей, о том, как правильно строить отношения с мужем/женой. Они думают, что только из их личного опыта может быть получен верный результат, а результат 60% разводов и вырождение нации, дети-придурки и забитые до отказа приюты и детдома.
Чем обезличеннее система воспитания и обучения, тем лучше результат - пей, ешь, гуляй, ну ты сам все знаешь.
Иной учитель может сказать два слова, но вложить в эти слова такой смысл, какого не будет ни в одном 100-часовом тренинге. Эти два слова могут изменить жизнь человека, поменять восприятие. У меня так было, потому и говорю.
А то, что свежие и невоспаленные тщеславием умы гораздо полезней и перспективней для будущего, нежели загустевшие и застоявшиеся в собственном превосходстве и понимании, что ничего нового уже не придумают (я о разного рода академиках), так я согласен.
Живость ума, способность принимать и обдумывать новое, склонность учиться постоянно и смирение так необходимое для обучения - благодетели прогрессирующей личности.
Интересно, кто-нибудь готов с этим спорить?
+1
  Участник сообщества  Сергей Ушаков    263  
  -1 16.04 9:33
Цитата
Александр Проскурин пишет:
Уже сейчас вокруг куча людей, считающих, что нет знания о том как воспитывать детей, о том, как правильно строить отношения с мужем/женой. Они думают, что только из их личного опыта может быть получен верный результат

Да, это - так. Хотите подискутировать? Для начала тех, кто считает приоритетным эмпирику (личный опыт) следует идентифицировать не только как быдло и невежество. Но и как "мудрость рождает сомнение".
Любая теория, тем более изложенная в учебниках, наряду с объяснением некоторых процессов и явлений, искажает реальную картину мира. Особенно - в гуманитарных дисциплинах. Иначе - невозможно. Иначе не сформулировать теорию. С чего начинается большинство теорий? С постулатов. Если принять ..., то тогда... Это - искажение реальности. И отношение человеков к образованию и обучению этим и объясняется - несостоятельностью теорий. Особенно гуманитарных. А жить надо каждый день, и каждый день подтверждает - только личный опыт дает результат. Может нет хороших теорий? Может. Но дискуссия о пользе и вреде теорий началась не сегодня, а со времен Платона и Аристотеля. И количество эмпириков, предпочитающих метод "тыка", следованию теориям, не уменьшается, а наоборот.
Собственно и дискутировать - не о чем. Лучшим аргументом будет Ваш пример, личный или не очень. "Следовал такой-то (политической, экономической, социологической, педагогической, ...) теории, делал раз, делал два, ... и ... результат."
Спасибо.
Как-то так.
  Участник сообщества      3856  
  - 16.04 9:38
Прежде всего, спасибо автору за поднятую тему - безусловно, актуальную.
За мелким шумом, создаваемым Минобразом и имитирующим реформы высшего образования, теряются серьезные проблемы, нерешение которых отодвигает российское образование все дальше и дальше на мировую периферию.
Что же касается самой статьи:
1. Излишне броский заголовок. Боюсь, что к нему приложила руку редакция сайта, поскольку "умирающая профессия" могла прийти в голову скорее журналисту, чем информационщику. Провокация отвлекающая, а не привлекающая. Скорее, уводящая от основной проблемы.
2. Вся статья, от начала до конца, свидетельствует о том, что профессия преподавателя не умрет, а выйдет на новый уровень. И потребует существенного повышения уровня требований к профессуре (далее буду преподавателей обозначать профессурой, поскольку методологические проблемы образования решать именно ей). Столкнувшись с вызовом "википизации" образования, профессура вынуждена будет какое-то время работать "на два фронта" - давая настоящие знания и грамотно фильтруя вал полуграмотных текстов, заполонивших интернет. Придется провести немалую работу по "SEO-оптимизации" настоящих знаний. Отсидеться в "башне из слоновой кости" не получится.
3. Да простит меня автор, видимо, он закончил ВМК - мехматянин так легко не отмахнется от традиционного "живого общения" преподавателя со студентом. ИМХО
4. "А это значит, что экономика новой эпохи, будет в основном связана с получением и передачей знаний. То есть с наукой и образованием! Уже сегодня образованием начали заниматься на предприятиях, появились корпоративные университеты".
Ничего нового - в советское время везде существовали подразделения профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров. Были даже заводы-втузы. Это - не черта нового времени, а возврат к отработанной системе. Просто сейчас их принято помпезно называть "университетами" (а кадры - human resources) :)
5. Что же касается новой тенденции - "коллективного потребления и производства знаний". Это очередной миф, связанный с неумением отличать данные от информации. Настоящих знаний производится немного - а вот "информационный шум" увеличился в разы - и это создает иллюзию бурного роста знаний. Пена осядет и все встанет на свои места. В образовании и науке тоже появилась масса "Свет из Иванова". И это пройдет :)
Пока остановлюсь - иначе придется писать новую статью.
Еще раз спасибо автору.
+170
  Участник сообщества  Сергей Ушаков    263  
  - 16.04 9:52
Цитата
Владимир Крючков пишет:
давая настоящие знания и грамотно фильтруя

Извините, Владимир, не в насмешку, а совершенно серьезно (голова-то - в бетоне!), а по воде аки посуху, или воду - в вино, тоже будет профессура? Хорошо, коли так.
И, действительно, "миссионерство" профессуры тоже пройдет. Уже прошло.
Спасибо.
  Участник сообщества  Дмитрий Головинов    11  
  - 16.04 10:01
Согласен с мнением тех, кто считает, что личное общение учителя и ученика ничем не заменишь. Шлифовать отдельные навыки можно разными способами, но привить любовь к профессии, можно только личным примером. Тем, кто стоит на стороне "неживых" форм образования, видимо, не очень повезло с учителями. На своем портале я недавно проводил опрос "ВУЗ 2013", так вот около 40% респондентов разочаровались в своем выборе профессии и специальности. Кто виноват: школа? ВУЗ? Родители?
  Участник сообщества  Нина Старых    39  
  +1 16.04 10:12
Именно так все и случится. И это будущее - не столь отдаленное, как думает автор. Уже сейчас в сети наряду с «пустенькими» вебинарами и тренингами имеются качественные академические курсы. На меня, например, произвели большое впечатление курсы лекций по общей психологии покойного доцента психфака МГУ В.Петухова и профессора социологического факультета МГУ А.Дугина по структурной социологии; бизнес-курс Международного института менеджмента ЛИНК. Доступ к элитному образованию открывается для всех, кто мотивирован к получению знания. Судя по количеству просмотров учебных курсов, таковых немало. Это революция! Сетевое образование отменяет вступительные экзамены и неравенство стартовых позиций. Для профессорско-преподавательского состава - это способ «послать куда подальше» чиновников от образования и сделать то, что они считают правильным.
+2
  Участник сообщества  Лев Татарченко    3  
  - 16.04 10:12
Цитата
Александр Проскурин пишет:
А то, что свежие и невоспаленные тщеславием умы гораздо полезней и перспективней для будущего, нежели загустевшие и застоявшиеся в собственном превосходстве и понимании, что ничего нового уже не придумают (я о разного рода академиках), так я согласен.
Живость ума, способность принимать и обдумывать новое, склонность учиться постоянно и смирение так необходимое для обучения - благодетели прогрессирующей личности.
Интересно, кто-нибудь готов с этим спорить?

Конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным - как с этим можно спорить?!
+1
  Участник сообщества  Рубен Мелконян    136  
  - 16.04 10:12
Несмотря на все сопротивление будет так, как пишет автор.
Просто на e-xecutive определенная аудитория, в которой практически нет студентов и школьников.

2 года назад я слушал, как на конференции "Серебрянный дождь" (посвящена литературе) книгоиздатели рассказывали, что бумажные книги продержатся еще 50 лет, как хорошо слушать шуршание страниц и вдыхать аромат переплета.
Но можно сходить на книжный рынок и посмотреть, сколько продавцов переориентируются на другие виды товаров-канцелярию, диски, товары для детей.

Конечно отрасль образования обладает большей инерцией. Но только потому что она законодательно определена. Однако! у меня ребенок поступает в немецкий вуз и в составе документов принимают сертификаты от пройденных он-лайн курсов. И я согласен, лучше посмотреть лекцию от нобелевского лауреата, чем послушать ее коряво пересказанную (или зачитанную с кафедры) версию доцента местной кафедры.

И снова в пользу институтов выставляют социализацию молодежи. Но вы посмотрите на них? Разве они такие, как мы 20 лет назад? Мы радостно ехали в колхоз на картошку, пряча водку в рюкзаках. Они поедут? Они прекрасно социализируются в фейсбуке. Да и с водкой уже не очень (я имею в виду тех, кто имеет какое-то отношение к высшему образованию и лекциям Стенфорда). Может нам это не нравится, но у кого то получается это изменить?
+41
  Участник сообщества  Ирина Федотова    2  
  - 16.04 10:27
"И тогда образование станет основным процессом, поддерживающим жизнедеятельность таких сетевых сообществ. И это совсем не Университеты! Не будет ни преподавателя, ни студента, ни ученого, ни ученика: будет единый организм, в котором каждый индивид реализует свои компетенции, развивает их, учиться сам и учит других…Это совсем далекое будущее. Но оно наступит!"

НАДЕЮСЬ, ЧТО НЕ НАСТУПИТ...
Потому что автор статьи забыл про уникальную личность, которой для формирования, а не только для получения конкретных знаний, требуется непосредственное общение с другой уникальной личностью, и не только по интернету. Болонскому университету почти 1000 лет.... Так какие изменения должны произойти с человеком или человечеством еще спустя тысячелетие, чтобы необходимость в непосредственном общении отпала? Возможно речь идет о каком-то "усовершенствованном человеке" - о киборге?

Впрочем, довольно. Автор опуса - он, вероятно, "технарь" ( мехмат, физфак, ВМК,химфак...?) и ему кажется, что он придумал удачную модель.

Так вот: модель плоха, и хотя бы потому, что напрочь забывает о существовании других областей знаний, кроме физики и химии и , прости господи, "нанотехнологий" - о науках гуманитарных. И, конечно, как "технарь", автор не задумывается над тем, что любая модель общественных процессов не работает, если она не учитывает главное - человека.

Ну, и, конечно же, удивляет категоричность вывода: все общение будет заменено сетевыми перетоками знаний. А зачем, собственно, "заменять"? Технические средства и не должны ЗАМЕНЯТЬ непосредственного общения - это лишь средства передачи и упорядочения информации. Гелевая ручка вместо гусиного пера.

Вызывает удивление и противопоставление университетов и Академии наук: автор не в курсе, что в США, например, большая часть науки делается в тех самых университетах, которым суждено "умереть"? Или он уже выстроил в своей голове очередной "железный занавес"?
  Участник сообщества  Николай Бадулин    89  
  - 16.04 10:51
Коллеги, ИМХО - "Знание" - это производная от "Информация". "Идея" же - производная от "Знание", "Здравая идея" - производная от "Идеи", а "Идея для реализации" - уже производная от "Здравой идеи"... Поэтому, прежде чем "Информация" от ее автора дойдет до "реализации" кем-то - происходит "усушка-утруска", примерно "10000 к 1". Можно бесконечно листать базы знаний (чужих), чатиться и форумиться, при этом оставаться бесполезным с т.з. применения этих знаний на практике. Именно эта цепочка, ее оптимальное исполнение, и называется "система образования". Но уважаемый автор почему-то решил "педалировать" одну из составляющих этой цепи, хотя всем понятно, что если в цепи одно звено - больше остальных - она уже не цепь, а нечто иное (кулон, например). То есть происходит перерождение функционала - и двигать такую цепь уже невозможно. Так и FB, и в Открытом университете Сколково - если "вживую" не обсуждать поток информации с кем-то - выжить сложно... Не получается. А "Беседы с Сократом" и автора и ученика прославили в веках ;-)
+2
  Участник сообщества  Александр Кузьминых    9  
  - 16.04 10:56
Интересно, для чего писался этот текст? Не удивлюсь, если окажется, что на спор: "слабо или не слабо"составить "авторитетное мнение" по первой под руки попавшейся теме за пять минут гугления предмета?
Если бы этот напыщенный дилетантский текст предлагался в качестве реферата первокурсника, в нормальном ВУЗе он был бы оценен "неудом". Причина? - Проста: автор не продемонстрировал ни умения работать с источниками, ни навыки самостоятельного мышления. Вот и вся история с "образованием 3.0".
  Участник сообщества      108  
  - 16.04 11:17
Да, мне тоже кажется, что "умрут" это громко. Скорее университеты трансформируются в актуальный формат
+24
  Участник сообщества  Николай Хрумалов    380  
  - 16.04 11:25
Цитата
пишет:
Не будет ни преподавателя, ни студента, ни ученого, ни ученика...

Есть такое понятие - необратимые процессы. В старые времена(50е г.г.) в кинотеатрах, перед демонстрацией художественного фильма, обязательно "крутили" документальный - "Новости дня". Вспоминается бравурная музыка, красивые рисунки и бодрый голос диктора, рассказывающий как, перегородив Сырдарью и Амударью, оросят прибрежные земли и расцветет азиатский край... . Сейчас на месте этого "расцвета" солончаковая пустыня отягченная десятками(сотнями) тонн скопившихся пестицидов на дне умирающего Аральского моря, спасти которое уже ничто не может. Масштабы катастрофы оценить пока никто не берется ***Удалено модератором*** (Нарушение Декларации Сообщества п. 7)
Даже странно, как, уже пожившие, воспитывающие детей взрослые люди, могут путать накопление знаний с Воспитанием, Образованием, формированием Личности, без чего может образоваться только БИОРОБОТ и ничего другого. "Азиатский Маугли", семья Лыковых(http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1808077/), современные "маугли" самого разного вида(игроманы), эксперименты над животными - однозначно утверждают: без социума социальная личность или существо образовться не может. Вы можете представить себе восточные единоборства без УЧИТЕЛЯ?! И Вы допускаете возможность формирования ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО у монитора с обезличенной и обездушенной информацией на свой страх и риск выбирающего жизненные приоритеты, лишенные вековой МУДРОСТИ и человеческого тепла? А ведь речь идет уже не о море, а о ЦИВИЛИЗАЦИИ! Вы хорошо представляете себе все последствия такой "модернизации" образования?
Современные технологии не могут не войти в нашу жизнь, но выживем мы только в том случае, если во главе ВОСПИТАТЕЛЬНОГО процесса станут лучшие представители рода человеческого.
+22
  Участник сообщества  Александр Кузьминых    9  
  - 16.04 11:34
Николай Хрумалов,
к сожалению, способность представлять последствия, равно как находить причины, да и вообще: прослеживать причинно-следственные связи - не обязательно даже "хорошо", пусть хоть "как-то"! - для самонадеянных дилетантов не характерна.
Страницы: 1 2 3 4 5 След.


Только участники сообщества могут обсуждать статьи


Уже прочитали
Радислав Иванович Гандапас
Полина Ивановна Вермишева
Эльвира Закиевна Нуреева
Илья Владимирович Шаклеин
Рубен Александрович Мелконян
Анна Александровна Дочкина
Илья Викторович Плисов
Ирина Викторовна Приходько
Сергей Игоревич Чернин
Александр Сергеевич Скворцов
Виталий Владимирович Сонько
Яна Владимировна Тифбенкель


inner_media
3