Умирающая профессия, или Почему вузовское образование бесперспективно в XXI веке

Умирающая профессия, или Почему вузовское образование бесперспективно в XXI веке

Образование 3.0

В последней моей статье «Журналистика 2.0» из серии, посвященной умирающим профессиям, я писал о журналистике. Настало время и образования! 24 марта 2013 года очередной российский министр по образованию и науке Дмитрий Ливанов гневно обрушился на Академию Наук, назвав ее бесперспективной в XXI веке. Министр цинично противопоставил молодость вузовской науки, в которой задействованы студенты, и старость академической, где «правят бал» дряхлеющие старцы. Казалось бы, банальная проблема отцов и детей, о чем говорить? Но поговорить есть о чем. И результат этого разговора может не понравиться министру, бывшему ректору исследовательского технологического вуза. Мы выясним, что как раз вузовское образование бесперспективно в XXI веке. А академическая деятельность – это форма организации из будущего.

Под современное образование заложено сразу три мины, фитили которых уже начали гореть. И эти мины взорвут существующие формы обучения, которые кажутся устоявшимися и незыблемыми. Первая из мин, самая слабенькая по силе, связана с электронным обучением, с использованием в образовании дистанционных курсов и интерактивных программ обучения. Казалось бы, что здесь особенного: дистанционные курсы существуют уже давно, но пока не конкурируют с очным образованием. Бояться нечего. Но это не так! Да, не конкурируют, поскольку по качеству пока не лучше обычных курсов, да и изготавливаются кустарным образом. Но что будет, когда электронное обучение станет конкурентным, когда к созданию электронного контента подключаться крупные университеты мира и бизнес?

И подключаются! Небольшой, но уже всем известный стартап Coursera, который инициировали профессора Стэндфордского университета Дафни Коллер и Андре Нг, объединил десятки крупнейших университетов мира и дал им возможность бесплатно размещать на единой платформе свои электронные лекции, к которым получают доступ сотни тысяч студентов со всех уголков Земли. Конкуренция на рынке электронного образования заставила университеты конкурировать в производстве контента. А массовый доступ к электронным ресурсам сделал такую конкуренцию столь же жесткой, как и среди высокотехнологичных компаний (Google, Facebook), предоставляющих информационный сервис. Более того, средства социальных коммуникаций взяли на себя часть нагрузки на преподавателей: порой продвинутый студент яснее объясняет материал сокурсникам, чем «слабый» преподаватель.

Не надо иметь футурологические способности, чтобы предсказать, что университеты (конечно, постепенно!) начнут превращаться в своего рода киностудии по производству электронного обучающего контента, а знаменитый ППС (профессорско-преподавательский состав) станет больше похож на актерскую гильдию, из которой формируется «съемочная» группа под той или иной образовательный проект. Появятся преподаватели, выполняющие роль режиссеров, научных консультантов, сценаристов и т.п., немалую часть работы будут делать программисты, художники. Не обойдется и без продюсеров (сейчас ими работают ректоры, а в будущем их круг будет шире). Останутся, конечно, и те, кто работает с учениками лично – но в тех областях знаний, которые не тиражируются, и в тех предметах, где обучают самому сокровенному – умению мыслить. И, скорее всего, это будут не профессиональные преподаватели, а ученые, способные передавать свой опыт мышления. Просто методисты будут работать в съемочных группах.

Что же станет с университетами в эту эпоху? Они умрут! В том виде, в котором они сейчас всем известны. В Лондоне и других городах Англии можно найти огромные заброшенные территории со зданиями из красного кирпича: бывшие заводы и фабрики, которые закрылись в 1960-х годах XX столетия. Им на смену пришли небольшие высокотехнологичные предприятия, разместившиеся в лесопарковых зонах пригородов. На них производят те самые комплектующие, которые раньше делались в цехах заводов, только делают их для предприятий всего мира, на высокоинтеллектуальных станках с числовым программным управлением. Крупное производство осталось только там, где продукция сама по себе крупногабаритна. Во всех других случаях гигантизм перестал быть нужным, перестанет быть нужным и в образовании. Я сам выходец из МГУ, здания на Воробьевых горах – родные стены для меня и пока еще родные для моих детей. Но будут ли они родными для моих внуков? Вряд ли! Территориальному объединению людей в гигантских университетских зданиях будет противопоставлено сетевое объединение ученых и студентов. И в этом смысле за Сетевой Академией Наук будущее, как бы ни выступал против этого российский министр.

Но есть еще мины с более мощным зарядом, взрыв от которых изменит всю систему образования. Одна из них: наступающая эпоха знаний. Доля знаний в товарах растет. Уже сегодня в современных средствах коммуникаций стоимость сборки и комплектующих (например, в смартфонах) составляет около 10%, остальное – дизайн и разработка. Доля технологий растет даже в добывающих отраслях. Но знания, в отличие от обычных товаров, бесконечно тиражируются. Это не фрукты, которые можно съесть или которые могут испортиться. Они не пропадают и могут свободно передаваться. А это значит, что экономика новой эпохи, будет в основном связана с получением и передачей знаний. То есть с наукой и образованием! Уже сегодня образованием начали заниматься на предприятиях, появились корпоративные университеты. Растет число курсов повышения квалификации, бизнес школ и т.д. Скоро учиться будут все, а не только школьники и студенты! Вузы и школы теряют монополию на образование!

Но самая мощная «мина» связана с коллективным потреблением и производством знаний. Уже сегодня нельзя найти ни одного ученого, который бы успевал прочитать все статьи по своей теме. Эпоха знаний приводит к тому, что знания, даже в узкой области, не могут быть потреблены в одиночку. Люди вынуждены будут кооперироваться в получении информации, создавать такие профессиональные сети, которые будут выступать в роли единого организма. И тогда образование станет основным процессом, поддерживающим жизнедеятельность таких сетевых сообществ. И это совсем не Университеты! Не будет ни преподавателя, ни студента, ни ученого, ни ученика: будет единый организм, в котором каждый индивид реализует свои компетенции, развивает их, учиться сам и учит других…

Это совсем далекое будущее. Но оно наступит!

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Ставрополь

Насколько я помню своё обучение в ВУЗе, там меня 'учили читать книжки' (цитирую преподавателей). Причём это делали ВСЕ преподаватели. И позволю себе одно сравнение:В тренажёрном зале годовой абонемент превышает или сопоставим со стоимостью оборудования, которое использует каждый для себя. Прекрасно это осознавая, мы всё же идём в зал и платим, не моргнув глазом. За что? За самодисциплину и тренера! Нас там нянчат. Как говорится, ИМХО...

Knowledge manager, Вологда

В какие храмы науки мы в ближайшем будущем будем ходить и какие жертвы будем приносить на алтарь знания? Я думаю, это действительно будет некий гармоничный симбиоз очных и заочных сетевых сообществ людей и инфраструктура, способствующая быстрому доступу и обмену знаниями. Самое главное - чтобы не пропадало само желание учиться и учить других, одновременно учась у них.Все же желательно не забывать, что новое знание рождается у конкретной личности, которая помещена в соответствующий культурный бульон (или является частью единого организма в терминологии автора).

Преподаватель, Москва

Борис, спасибо за интересную тему. Для аккуратного прогноза о будущем университетом еще хорошо бы спрогнозировать спрос.А именно, зачем люди будут поступать в университеты? Согласен с Вами, что ради получения знаний это не нужно. Нужные компетенции всегда можно получить комбинируя самообразование и практику. Но знания и раньше не были главной целью - 'образование, это то, что у вас останется, после того, как вы забудете все, чему вас учили'.Для сравнения - очень похожая ситуация со школами (у меня дети школьного возраста, поэтому эта тема ближе). Еще на первой встрече с родителями шестилеток завуч прямо сказала, что их целью не является научить детей читать и писать, это они должны уметь и так... Тем не менее школа вполне пользуется авторитетом, и конкурс достаточно большой.

Программист, Санкт-Петербург
Александр Проскурин пишет:Уже сейчас вокруг куча людей, считающих, что нет знания о том как воспитывать детей, о том, как правильно строить отношения с мужем/женой. Они думают, что только из их личного опыта может быть получен верный результат
Да, это - так. Хотите подискутировать? Для начала тех, кто считает приоритетным эмпирику (личный опыт) следует идентифицировать не только как быдло и невежество. Но и как 'мудрость рождает сомнение'. Любая теория, тем более изложенная в учебниках, наряду с объяснением некоторых процессов и явлений, искажает реальную картину мира. Особенно - в гуманитарных дисциплинах. Иначе - невозможно. Иначе не сформулировать теорию. С чего начинается большинство теорий? С постулатов. Если принять ..., то тогда... Это - искажение реальности. И отношение человеков к образованию и обучению этим и объясняется - несостоятельностью теорий. Особенно гуманитарных. А жить надо каждый день, и каждый день подтверждает - только личный опыт дает результат. Может нет хороших теорий? Может. Но дискуссия о пользе и вреде теорий началась не сегодня, а со времен Платона и Аристотеля. И количество эмпириков, предпочитающих метод 'тыка', следованию теориям, не уменьшается, а наоборот. Собственно и дискутировать - не о чем. Лучшим аргументом будет Ваш пример, личный или не очень. 'Следовал такой-то (политической, экономической, социологической, педагогической, ...) теории, делал раз, делал два, ... и ... результат.'Спасибо.Как-то так.
Программист, Санкт-Петербург
Владимир Крючков пишет:давая настоящие знания и грамотно фильтруя
Извините, Владимир, не в насмешку, а совершенно серьезно (голова-то - в бетоне!), а по воде аки посуху, или воду - в вино, тоже будет профессура? Хорошо, коли так.И, действительно, 'миссионерство' профессуры тоже пройдет. Уже прошло.Спасибо.
Нач. отдела, зам. руководителя, Казахстан

Согласен с мнением тех, кто считает, что личное общение учителя и ученика ничем не заменишь. Шлифовать отдельные навыки можно разными способами, но привить любовь к профессии, можно только личным примером. Тем, кто стоит на стороне 'неживых' форм образования, видимо, не очень повезло с учителями. На своем портале я недавно проводил опрос 'ВУЗ 2013', так вот около 40% респондентов разочаровались в своем выборе профессии и специальности. Кто виноват: школа? ВУЗ? Родители?

Руководитель проекта, Москва
Александр Проскурин пишет:А то, что свежие и невоспаленные тщеславием умы гораздо полезней и перспективней для будущего, нежели загустевшие и застоявшиеся в собственном превосходстве и понимании, что ничего нового уже не придумают (я о разного рода академиках), так я согласен.Живость ума, способность принимать и обдумывать новое, склонность учиться постоянно и смирение так необходимое для обучения - благодетели прогрессирующей личности.Интересно, кто-нибудь готов с этим спорить?
Конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным - как с этим можно спорить?!
Партнер, Украина

Несмотря на все сопротивление будет так, как пишет автор.Просто на e-xecutive определенная аудитория, в которой практически нет студентов и школьников.2 года назад я слушал, как на конференции 'Серебрянный дождь' (посвящена литературе) книгоиздатели рассказывали, что бумажные книги продержатся еще 50 лет, как хорошо слушать шуршание страниц и вдыхать аромат переплета.Но можно сходить на книжный рынок и посмотреть, сколько продавцов переориентируются на другие виды товаров-канцелярию, диски, товары для детей.Конечно отрасль образования обладает большей инерцией. Но только потому что она законодательно определена. Однако! у меня ребенок поступает в немецкий вуз и в составе документов принимают сертификаты от пройденных он-лайн курсов. И я согласен, лучше посмотреть лекцию от нобелевского лауреата, чем послушать ее коряво пересказанную (или зачитанную с кафедры) версию доцента местной кафедры.И снова в пользу институтов выставляют социализацию молодежи. Но вы посмотрите на них? Разве они такие, как мы 20 лет назад? Мы радостно ехали в колхоз на картошку, пряча водку в рюкзаках. Они поедут? Они прекрасно социализируются в фейсбуке. Да и с водкой уже не очень (я имею в виду тех, кто имеет какое-то отношение к высшему образованию и лекциям Стенфорда). Может нам это не нравится, но у кого то получается это изменить?

Председатель совета директоров, Томск

Коллеги, ИМХО - 'Знание' - это производная от 'Информация'. 'Идея' же - производная от 'Знание', 'Здравая идея' - производная от 'Идеи', а 'Идея для реализации' - уже производная от 'Здравой идеи'... Поэтому, прежде чем 'Информация' от ее автора дойдет до 'реализации' кем-то - происходит 'усушка-утруска', примерно '10000 к 1'. Можно бесконечно листать базы знаний (чужих), чатиться и форумиться, при этом оставаться бесполезным с т.з. применения этих знаний на практике. Именно эта цепочка, ее оптимальное исполнение, и называется 'система образования'. Но уважаемый автор почему-то решил 'педалировать' одну из составляющих этой цепи, хотя всем понятно, что если в цепи одно звено - больше остальных - она уже не цепь, а нечто иное (кулон, например). То есть происходит перерождение функционала - и двигать такую цепь уже невозможно. Так и FB, и в Открытом университете Сколково - если 'вживую' не обсуждать поток информации с кем-то - выжить сложно... Не получается. А 'Беседы с Сократом' и автора и ученика прославили в веках ;-)

← назад 1 3 4 5 6 7 8 9 ... 15 16
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Сейчас на сайте
1053 пользователя
Новости
День открытых дверей программы Executive MBA «Стратегическое управление и лидерство»
День открытых дверей пройдет 15 июня в ИБДА РАНХиГС.
16 июня стартует сокращенная программа МВА
На программу приглашаются предприниматели, менеджеры среднего и высшего звена, имеющее высшее экономическое или управленческое образование или закончившие Президентскую программу.
ИБДА РАНХиГС предоставляет временные и специальные скидки на программы

Скидки до 20% предоставляются до 30 июня на магистерские программы, МВА и Executive МВА, а также программы профессиональной переподготовки.

Количество участников в классе Global Executive MBA бьет все рекорды
48 студентов из 21 страны составляют текущий класс ведущей программы WU Executive Academy. Три четверти участников программы не являются гражданами Австрии: это резиденты России, Венгрии, Румынии, Бразилии, США, Катара, Нигерии и Египта.