Умирающая профессия, или Почему вузовское образование бесперспективно в XXI веке

Умирающая профессия, или Почему вузовское образование бесперспективно в XXI веке

Борис Славин

Образование 3.0

В последней моей статье «Журналистика 2.0» из серии, посвященной умирающим профессиям, я писал о журналистике. Настало время и образования! 24 марта 2013 года очередной российский министр по образованию и науке Дмитрий Ливанов гневно обрушился на Академию Наук, назвав ее бесперспективной в XXI веке. Министр цинично противопоставил молодость вузовской науки, в которой задействованы студенты, и старость академической, где «правят бал» дряхлеющие старцы. Казалось бы, банальная проблема отцов и детей, о чем говорить? Но поговорить есть о чем. И результат этого разговора может не понравиться министру, бывшему ректору исследовательского технологического вуза. Мы выясним, что как раз вузовское образование бесперспективно в XXI веке. А академическая деятельность – это форма организации из будущего.

Под современное образование заложено сразу три мины, фитили которых уже начали гореть. И эти мины взорвут существующие формы обучения, которые кажутся устоявшимися и незыблемыми. Первая из мин, самая слабенькая по силе, связана с электронным обучением, с использованием в образовании дистанционных курсов и интерактивных программ обучения. Казалось бы, что здесь особенного: дистанционные курсы существуют уже давно, но пока не конкурируют с очным образованием. Бояться нечего. Но это не так! Да, не конкурируют, поскольку по качеству пока не лучше обычных курсов, да и изготавливаются кустарным образом. Но что будет, когда электронное обучение станет конкурентным, когда к созданию электронного контента подключаться крупные университеты мира и бизнес?

И подключаются! Небольшой, но уже всем известный стартап Coursera, который инициировали профессора Стэндфордского университета Дафни Коллер и Андре Нг, объединил десятки крупнейших университетов мира и дал им возможность бесплатно размещать на единой платформе свои электронные лекции, к которым получают доступ сотни тысяч студентов со всех уголков Земли. Конкуренция на рынке электронного образования заставила университеты конкурировать в производстве контента. А массовый доступ к электронным ресурсам сделал такую конкуренцию столь же жесткой, как и среди высокотехнологичных компаний (Google, Facebook), предоставляющих информационный сервис. Более того, средства социальных коммуникаций взяли на себя часть нагрузки на преподавателей: порой продвинутый студент яснее объясняет материал сокурсникам, чем «слабый» преподаватель.

Не надо иметь футурологические способности, чтобы предсказать, что университеты (конечно, постепенно!) начнут превращаться в своего рода киностудии по производству электронного обучающего контента, а знаменитый ППС (профессорско-преподавательский состав) станет больше похож на актерскую гильдию, из которой формируется «съемочная» группа под той или иной образовательный проект. Появятся преподаватели, выполняющие роль режиссеров, научных консультантов, сценаристов и т.п., немалую часть работы будут делать программисты, художники. Не обойдется и без продюсеров (сейчас ими работают ректоры, а в будущем их круг будет шире). Останутся, конечно, и те, кто работает с учениками лично – но в тех областях знаний, которые не тиражируются, и в тех предметах, где обучают самому сокровенному – умению мыслить. И, скорее всего, это будут не профессиональные преподаватели, а ученые, способные передавать свой опыт мышления. Просто методисты будут работать в съемочных группах.

Что же станет с университетами в эту эпоху? Они умрут! В том виде, в котором они сейчас всем известны. В Лондоне и других городах Англии можно найти огромные заброшенные территории со зданиями из красного кирпича: бывшие заводы и фабрики, которые закрылись в 1960-х годах XX столетия. Им на смену пришли небольшие высокотехнологичные предприятия, разместившиеся в лесопарковых зонах пригородов. На них производят те самые комплектующие, которые раньше делались в цехах заводов, только делают их для предприятий всего мира, на высокоинтеллектуальных станках с числовым программным управлением. Крупное производство осталось только там, где продукция сама по себе крупногабаритна. Во всех других случаях гигантизм перестал быть нужным, перестанет быть нужным и в образовании. Я сам выходец из МГУ, здания на Воробьевых горах – родные стены для меня и пока еще родные для моих детей. Но будут ли они родными для моих внуков? Вряд ли! Территориальному объединению людей в гигантских университетских зданиях будет противопоставлено сетевое объединение ученых и студентов. И в этом смысле за Сетевой Академией Наук будущее, как бы ни выступал против этого российский министр.

Но есть еще мины с более мощным зарядом, взрыв от которых изменит всю систему образования. Одна из них: наступающая эпоха знаний. Доля знаний в товарах растет. Уже сегодня в современных средствах коммуникаций стоимость сборки и комплектующих (например, в смартфонах) составляет около 10%, остальное – дизайн и разработка. Доля технологий растет даже в добывающих отраслях. Но знания, в отличие от обычных товаров, бесконечно тиражируются. Это не фрукты, которые можно съесть или которые могут испортиться. Они не пропадают и могут свободно передаваться. А это значит, что экономика новой эпохи, будет в основном связана с получением и передачей знаний. То есть с наукой и образованием! Уже сегодня образованием начали заниматься на предприятиях, появились корпоративные университеты. Растет число курсов повышения квалификации, бизнес школ и т.д. Скоро учиться будут все, а не только школьники и студенты! Вузы и школы теряют монополию на образование!

Но самая мощная «мина» связана с коллективным потреблением и производством знаний. Уже сегодня нельзя найти ни одного ученого, который бы успевал прочитать все статьи по своей теме. Эпоха знаний приводит к тому, что знания, даже в узкой области, не могут быть потреблены в одиночку. Люди вынуждены будут кооперироваться в получении информации, создавать такие профессиональные сети, которые будут выступать в роли единого организма. И тогда образование станет основным процессом, поддерживающим жизнедеятельность таких сетевых сообществ. И это совсем не Университеты! Не будет ни преподавателя, ни студента, ни ученого, ни ученика: будет единый организм, в котором каждый индивид реализует свои компетенции, развивает их, учиться сам и учит других…

Это совсем далекое будущее. Но оно наступит!

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Ставрополь

Насколько я помню своё обучение в ВУЗе, там меня 'учили читать книжки' (цитирую преподавателей). Причём это делали ВСЕ преподаватели. И позволю себе одно сравнение:В тренажёрном зале годовой абонемент превышает или сопоставим со стоимостью оборудования, которое использует каждый для себя. Прекрасно это осознавая, мы всё же идём в зал и платим, не моргнув глазом. За что? За самодисциплину и тренера! Нас там нянчат. Как говорится, ИМХО...

Knowledge manager, Вологда

В какие храмы науки мы в ближайшем будущем будем ходить и какие жертвы будем приносить на алтарь знания? Я думаю, это действительно будет некий гармоничный симбиоз очных и заочных сетевых сообществ людей и инфраструктура, способствующая быстрому доступу и обмену знаниями. Самое главное - чтобы не пропадало само желание учиться и учить других, одновременно учась у них.Все же желательно не забывать, что новое знание рождается у конкретной личности, которая помещена в соответствующий культурный бульон (или является частью единого организма в терминологии автора).

Преподаватель, Москва

Борис, спасибо за интересную тему. Для аккуратного прогноза о будущем университетом еще хорошо бы спрогнозировать спрос.А именно, зачем люди будут поступать в университеты? Согласен с Вами, что ради получения знаний это не нужно. Нужные компетенции всегда можно получить комбинируя самообразование и практику. Но знания и раньше не были главной целью - 'образование, это то, что у вас останется, после того, как вы забудете все, чему вас учили'.Для сравнения - очень похожая ситуация со школами (у меня дети школьного возраста, поэтому эта тема ближе). Еще на первой встрече с родителями шестилеток завуч прямо сказала, что их целью не является научить детей читать и писать, это они должны уметь и так... Тем не менее школа вполне пользуется авторитетом, и конкурс достаточно большой.

Программист, Санкт-Петербург
Александр Проскурин пишет:Уже сейчас вокруг куча людей, считающих, что нет знания о том как воспитывать детей, о том, как правильно строить отношения с мужем/женой. Они думают, что только из их личного опыта может быть получен верный результат
Да, это - так. Хотите подискутировать? Для начала тех, кто считает приоритетным эмпирику (личный опыт) следует идентифицировать не только как быдло и невежество. Но и как 'мудрость рождает сомнение'. Любая теория, тем более изложенная в учебниках, наряду с объяснением некоторых процессов и явлений, искажает реальную картину мира. Особенно - в гуманитарных дисциплинах. Иначе - невозможно. Иначе не сформулировать теорию. С чего начинается большинство теорий? С постулатов. Если принять ..., то тогда... Это - искажение реальности. И отношение человеков к образованию и обучению этим и объясняется - несостоятельностью теорий. Особенно гуманитарных. А жить надо каждый день, и каждый день подтверждает - только личный опыт дает результат. Может нет хороших теорий? Может. Но дискуссия о пользе и вреде теорий началась не сегодня, а со времен Платона и Аристотеля. И количество эмпириков, предпочитающих метод 'тыка', следованию теориям, не уменьшается, а наоборот. Собственно и дискутировать - не о чем. Лучшим аргументом будет Ваш пример, личный или не очень. 'Следовал такой-то (политической, экономической, социологической, педагогической, ...) теории, делал раз, делал два, ... и ... результат.'Спасибо.Как-то так.
Программист, Санкт-Петербург
Владимир Крючков пишет:давая настоящие знания и грамотно фильтруя
Извините, Владимир, не в насмешку, а совершенно серьезно (голова-то - в бетоне!), а по воде аки посуху, или воду - в вино, тоже будет профессура? Хорошо, коли так.И, действительно, 'миссионерство' профессуры тоже пройдет. Уже прошло.Спасибо.
Начальник отдела, заместитель руководителя, Казахстан

Согласен с мнением тех, кто считает, что личное общение учителя и ученика ничем не заменишь. Шлифовать отдельные навыки можно разными способами, но привить любовь к профессии, можно только личным примером. Тем, кто стоит на стороне 'неживых' форм образования, видимо, не очень повезло с учителями. На своем портале я недавно проводил опрос 'ВУЗ 2013', так вот около 40% респондентов разочаровались в своем выборе профессии и специальности. Кто виноват: школа? ВУЗ? Родители?

Руководитель проекта, Москва
Александр Проскурин пишет:А то, что свежие и невоспаленные тщеславием умы гораздо полезней и перспективней для будущего, нежели загустевшие и застоявшиеся в собственном превосходстве и понимании, что ничего нового уже не придумают (я о разного рода академиках), так я согласен.Живость ума, способность принимать и обдумывать новое, склонность учиться постоянно и смирение так необходимое для обучения - благодетели прогрессирующей личности.Интересно, кто-нибудь готов с этим спорить?
Конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным - как с этим можно спорить?!
Партнер, Украина

Несмотря на все сопротивление будет так, как пишет автор.Просто на e-xecutive определенная аудитория, в которой практически нет студентов и школьников.2 года назад я слушал, как на конференции 'Серебрянный дождь' (посвящена литературе) книгоиздатели рассказывали, что бумажные книги продержатся еще 50 лет, как хорошо слушать шуршание страниц и вдыхать аромат переплета.Но можно сходить на книжный рынок и посмотреть, сколько продавцов переориентируются на другие виды товаров-канцелярию, диски, товары для детей.Конечно отрасль образования обладает большей инерцией. Но только потому что она законодательно определена. Однако! у меня ребенок поступает в немецкий вуз и в составе документов принимают сертификаты от пройденных он-лайн курсов. И я согласен, лучше посмотреть лекцию от нобелевского лауреата, чем послушать ее коряво пересказанную (или зачитанную с кафедры) версию доцента местной кафедры.И снова в пользу институтов выставляют социализацию молодежи. Но вы посмотрите на них? Разве они такие, как мы 20 лет назад? Мы радостно ехали в колхоз на картошку, пряча водку в рюкзаках. Они поедут? Они прекрасно социализируются в фейсбуке. Да и с водкой уже не очень (я имею в виду тех, кто имеет какое-то отношение к высшему образованию и лекциям Стенфорда). Может нам это не нравится, но у кого то получается это изменить?

Председатель совета директоров, Томск

Коллеги, ИМХО - 'Знание' - это производная от 'Информация'. 'Идея' же - производная от 'Знание', 'Здравая идея' - производная от 'Идеи', а 'Идея для реализации' - уже производная от 'Здравой идеи'... Поэтому, прежде чем 'Информация' от ее автора дойдет до 'реализации' кем-то - происходит 'усушка-утруска', примерно '10000 к 1'. Можно бесконечно листать базы знаний (чужих), чатиться и форумиться, при этом оставаться бесполезным с т.з. применения этих знаний на практике. Именно эта цепочка, ее оптимальное исполнение, и называется 'система образования'. Но уважаемый автор почему-то решил 'педалировать' одну из составляющих этой цепи, хотя всем понятно, что если в цепи одно звено - больше остальных - она уже не цепь, а нечто иное (кулон, например). То есть происходит перерождение функционала - и двигать такую цепь уже невозможно. Так и FB, и в Открытом университете Сколково - если 'вживую' не обсуждать поток информации с кем-то - выжить сложно... Не получается. А 'Беседы с Сократом' и автора и ученика прославили в веках ;-)

← назад 1 3 4 5 6 7 8 9 ... 15 16
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Сейчас на сайте
1774 пользователя
Новости
Представлены итоги рэнкинга РАНХиГС по результатам 2015 года
Программы ИБДА получили 6 звезд по внутреннему рэнкингу программ MBA/EMBA РАНХиГС.
Русская Школа Управления объявляет набор на программу обучения управлению продажами
На программе «SMARTMOB 2016» будут представлены готовые решения для отдела продаж.
В бизнес-школе МИРБИС стартует новая группа MBA
Программа продолжительностью 20 месяцев в формате «три будних вечера» стартует 25 февраля 2016 года.
ИБДА РАНХиГС проведет День открытых дверей Магистратуры по направлению «Менеджмент»

День открытых дверей Магистратуры (как второго высшего) по направлению «Менеджмент» состоится 18 февраля.

Все новости