В связи с личной потребностью использовал запрос "Отдел продаж".
Поиск на Е-хе дал, в частности, очень полезную ссылку на блог http://www.e-xecutive.ru/blog/norca/2867.php - большое спасибо автору блога.
И хотя тема "Должен ли руководителть отдела продаж сам продавать" уже мне встречалась в разных формах, как-то осталась некоторая неудовлетворенность предыдущими обсуждениями.
Выскажу свою точку зрения на вопрос. Если возражений не будет (точку зрения примите) - тогда удовлетворение будет полное. Но не уверен, что согласные будут все :) .
Итак, высказываюсь.
Не должен.
Другое дело, что на практике он этим занимается. Но в таком случае, как видится мне, занимаясь продажами, руководитель отдела продаж выступает не руководителем, а рядовым менеджером по продажам.
А если все крупные клиенты - за ним - то просто часть времени он работает как руководитель, а часть - как продавец по работе с такими-то клиентами.
Время. которое у некоторых руководителей отдела продаж могут занимать личные продажи может быть любым (хоть 90% - личные продажи). Но только в 10% тогда своего времени он руководитель. Просто совмещает две функции.
(Как, к примеру, владелец бизнеса - может выступать не только как владелец, но еще и как генеральный (или иной, встречал одного владельца в должности директора по персоналу) директор фирмы.)
15% работодателей лояльно относятся к кандидатам, имевшим в биографии судимость.
А 32% считают, что работа негативно влияет на их отношения с близкими.
Количество предложений о работе для бухгалтеров увеличилось в 4,6 раза. Также вырос спрос на финансовых консультантов.
40% работодателей отмечают, что за последние два года стоимость адаптации нового сотрудника выросла.
Должен ли продавать?
Должен ли уметь продавать?
Должен ли уметь продавать лучше всех?
Должен ли не продавать?
Должен ли командовать кому продавать и сколько продавать?
Какой из вопросов будем заводить в тупик?
Должен.
"Все крупные клиенты за ним" - это нормально, так и должно быть. С стороны клиента такое положение дел - это демонстрация уровня отношения (мол, не просто менеджер ведет нас). Со стороны подчиненных - морально ты не имеешь права руководить тем, в чем сам не имеешь навыков, иначе "социодинамика" (формирование\существование неформальных групп и распределение информации внутри них и между ними) тебя "съест" (каждое замечание\постановка задачи руководителя\руководителем будет оцениваться как: "сам не умеешь, чего лезешь").
А если у руководителя 90% занимают личные продажи, то, наверное, стоит еще дорасти до руководителя-то :-)
А если у меня нет крупных клиентов?
Значит, ведите, мелких. ОНи станут крупными, тем самым вы укрепите свой авторитет в глазах менеджеров :-)
Неужели ответ на этот вопрос может кого-то интересовать? Если да, то их два:
1. Должен
2. Не должен
А дальше цепочка взаимосвязей и уточнений по поводу политики компании, рыка, структуры отдела и прочего.
Это вопрос из разряда тех, ответы на которые никому не нужны, никому не помогут и ни о чем не скажут. Так, в лужу попукать, на пузыри позырить...
Никому он ничего не должен - может продавать, а может не продавать. Где как.
"Должен ли тренер Бубки сам прыгать как Бубка?"
"Должен ли врач венеролог переболеть всеми болезнями, чтобы лечить?"
Баяны это всё!
Ну, не должен. И чего. Всем разучиться продавать по-быстрому?
И продавец не должен уметь продавать. Может он умеет сделать так, чтобы продажи были без его участия?