Средний класс мог бы спасти экономику России, но чуда не будет

Дмитрий Бжезинский, Executive.ru

В правительстве признали, что прежние прогнозы по переходу отечественной экономики к росту оказались излишне оптимистичными – сроки ее «выздоровления» сдвинуты в очередной раз. Об этом в середине сентября 2015 года заявил заместитель главы Минфина Максим Орешкин. «Раньше мы ожидали, что уже в третьем квартале экономика начнет набирать обороты и выходить в зону положительных темпов роста. К сожалению, мы получили сейчас второй шок: падение цен на нефть и влияние на валютный курс и на инфляцию. Поэтому, к сожалению, нужно говорить о том, что экономика останется в стабильном состоянии и этот второй шок помешает возобновить рост в этом году. Первое положительное значение квартал к кварталу мы увидим в первом квартале следующего года», – отметил чиновник.

экономика

Центральный банк ждет рецессию

Эти заявления прозвучали на фоне опубликованных Росстатом данных о промышленном производстве в стране в августе 2015 года. Напомним, что после выхода июльских данных, показавших нулевую динамику падения, в Минэкономики поспешили объявить о «достижении дна», а глава ведомства, Алексей Улюкаев, заявил, что «мы рассчитываем на небольшой рост». Однако в августе спад выпуска возобновился, составив минус 0,3% (в годовом выражении – минус 4,3%).

В отличие от финансового блока правительства, в Банке России ожидают продолжения рецессии и в 2016 году. Об этом говорится в проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы», опубликованных в середине сентября 2015 года. Регулятор рассматривает три возможных сценария, главным фактором которых называются разные уровни цен на нефть марки Urals. Базовый сценарий предполагает сохранение цен на уровне в $50 за баррель в течение всего трехлетнего прогнозного периода. Стрессовый – что этот показатель будет ниже $40 за баррель. Оптимистичный – рост до $70-80 за баррель к 2018 году. Но надежд на реализацию именно оптимистичного сценария не так много. Более того, даже рассчитывая на благоприятный уровень нефтяных цен, в ЦБ настаивают на необходимости срочных структурных реформ отечественной экономики. «Прогноз Банка России предполагает, что в рамках всех представленных сценариев в среднесрочной перспективе продолжат действовать структурные ограничения для роста российской экономики... Их воздействие, в том числе, будет затруднять подстройку экономики к фундаментальному ухудшению внешнеэкономических условий относительно предыдущих лет, и ограничивать восстановление экономического роста», – говорится в документе.

Нефть: чем будем качать?

Чуть более подробно эту тему раскрыла глава регулятора Эльвира Набиуллина (которую, к слову, журнал Euromoney назвал «лучшим руководителем ЦБ 2015 года»). «Важно понимать, что даже в самом лучшем случае (в оптимистичном сценарии) российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами. Поэтому сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала», – заявила Эльвира Набиуллина.

Напомним, что аналогичный призыв звучит и в подготовленных Минэкономразвития «Основных направлениях деятельности правительства до 2018 года» (ОНДП). Без смены экономической модели после выхода экономики из рецессии рост ВВП в стране не превысит 0,5-1% в год «даже при условии повышения цен на энергоресурсы», – отмечается в документе.

Нефтедобыча – высокотехнологическое производство, эффективность которого выходит на первый план на фоне низких цен на нефть. К сожалению, в плане эффективности отечественные компании не могут похвастать высокими результатами. Тем более что действующие против страны санкции заметно ограничивают доступ к новейшим технологиям. «Важно отметить, что нефтедобывающее оборудование на мировом рынке не дешевеет такими темпами, как сама нефть и это тоже значимый фактор в росте цен на черное золото. Однако доступ самой России к такому оборудованию запрещен из-за санкций. Это значит, что будет падать объем добычи. Это только сильно усугубит драматическую ситуацию», – считает Владимир Морыженков, доктор экономических наук, профессор, руководитель Школы лидерства МВА.

Миллиардеров хватит на все?

То есть, необходимость серьезных структурных реформ отечественной экономики ясна всем. Вопрос лишь в «незначительных» деталях: какой именно путь развития будет выбран руководством страны. Так, знаменитый экономист и советник президента Сергей Глазьев 15 сентября 2015 года на межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сфере представил доклад «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России». Отметим, что данная комиссия являет подразделением «большого» Совбеза, и готовит для него свои предложения. По сути, Сергей Глазьев представил детальную программу действий по «проведению политики опережающего развития». Реализация этих действий, по словам автора программы, позволит «в ближайшие два года выйти на темпы прироста ВВП — на 6-8% в год, инвестиций — на 15% в год, расходов на НИОКР — на 20% в год при удержании инфляции на однозначном уровне».

Сергей Глазьев соглашается с тем, что бизнес сегодня «придавлен» излишней налоговой нагрузкой, предлагая избавиться от нее. Компенсировать выпадающие доходы бюджета экономист предлагает за счет введения прогрессивной шкалы подоходного налога, подсчитав, что только обложение 130 долларовых миллиардеров России налогом в размере 40% увеличит доходы бюджета на 1,1 трлн рублей. Также он считает необходимым заменить сложный, а значит, и дорогой в администрировании НДС более простым налогом с продаж (но уже по ставке 14%). «Отмена НДС приведет также к экономии более 1 трлн рублей на государственных закупках, освободит для производственной деятельности около миллиона бухгалтеров, высвободит оборотные средства предприятий для наращивания производства и инвестиций», – говорится в докладе. Кроме того, для предотвращения спада деловой активности Сергей Глазьев предлагает создать некий «канал безлимитного рефинансирования Центробанком коммерческих банков», с обязательным условием предоставления получаемых средств исключительно производственным предприятиям. Для этих операций экономист считает необходимым ограничить банковскую маржу 1%, а ставку рефинансирования, в ряде случаев (например, при создании нового производства в целях импортозамещения), зафиксировать на уровне 2% годовых в рублях.

«Строить модель с опорой на малый бизнес во власти некому»

Ведущие отечественные экономисты (как либералы, так и государственники) говорят о необходимости смены вектора экономического развития не первый год. Разумеется, расходясь в подходах к конкретным мерам. Приверженцы либерального толка утверждают, что властям страны необходимо сделать ставку на форсированное развитие малого и среднего бизнеса. Для этого требуется резко либерализовать экономическую политику (низкие налоги, ударные налоговые стимулы, низкие регулятивные издержки). Но на подобный либерализм надежд у экспертов немного. Причина – в устоявшейся модели российской экономики, которая, по мнению Владимира Морыженкова, звучит так: процветание за счет высоких цен на нефть и возможность постоять за себя в период их падения, мобилизуя все силы на раскрытие военно-технического потенциала. Сейчас, очевидно, работает вторая часть модели. «Бюджетники за свою лояльность к власти просят все больше и больше денег в виде роста оплаты труда. При падении нефтедобычи рост должен возникать за счет других ресурсов. Их два: армия (инвестиции в направлении техперевооружения армии идут полным ходом) и бизнес, где инвестиции в инновации для достижения лидерства в различных секторах экономики очень ограничены. С оружием в руках, сильной пропагандой, страхом и низким потреблением можно довольно долго просуществовать и даже дождаться возвращения высоких цен на энергоносители в связи с ростом населения на Земле», – резюмирует Владимир Морыженков.

В нынешней экономической ситуации чуткий к любым изменениям малый и средний бизнес всячески старается уйти в тень. «Власть, испытывая дефицит наличности, будет всячески доставать крупными штрафами тех, у кого по ее мнению могут быть деньги. Во власти нет никого из представителей малого и среднего бизнеса, поэтому строить модель экономики в опоре на малый и средний бизнес, просто некому», – отмечает Владимир Морыженков. На различные послабления и льготы могут рассчитывать лишь крупные государственные компании, которые, в ответ, обеспечат занятость и поставят какие-то объемы продукции для внутреннего потребления. Малый же и средний бизнес, по мнению экономиста, нужен исключительно для обеспечения занятости населения и поэтому на период «выживания экономики» просто сократят количество проверок. «Это даст власти множество лояльных к ней граждан. Мы не слишком-то относимся к государствам с рыночной экономикой, поэтому проблемы экономического роста или угроза спада волнуют власть исключительно с политической точки зрения. И в этом смысле финансирование военно-промышленного комплекса – куда более важная задача, чем НЭП-2,3,4 и т.д. Пока у предпринимателя в России есть только один ресурс, который обеспечит ему конкурентоспособность – административный. Любой другой ресурс в виде инноваций, изобретений, лидерства – вторичен даже в сознании человека. Поэтому такая модель (опора на малый и средний бизнес) едва ли реализуема в России», – считает Владимир Морыженков.

Тем не менее, если власти все же пойдут на заметную либерализацию условий ведения бизнеса в стране, то экономический эффект может последовать незамедлительно. «Это системная политика, которая, по опыту стран, совершивших экономическое чудо, должна длиться десятилетиями. Но первые результаты будут немедленно. «В воздухе запахнет весной». Оживление – немедленно, если только речь будет идти не о частных мерах (скажем, дешевый кредит), а о системной, повторюсь, политике, которая затрагивает все аспекты экономики, особенно мелкого и среднего бизнеса, и среднего класса. Однако вероятность перехода к подобной политике я оцениваю в 10-15%», – резюмирует Яков Миркин, завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, председатель совета директоров инвесткомпании «Еврофинансы», научный руководитель Международной школы бизнеса Финансового университета.

Источник изображений: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Ну о чём вы говорите! Средний класс может спасти только себя (и это важно), а задачи спасения экономики страны ему не под силу.

И среднему бизнесу мешает не налоговая нагрузка, а жуткая чрезвычайная бюрократизация всего и вся! Сколько раз в этом году меняли формы ПФР, ФНС и прочих фискальных органов? И так везде: у нотариусов свои проблемы с бюрократией, у юристов - свои, у бухгалтеров и даже программистов - свои! И никто в правительстве этого даже не понимает.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Анатолий Курин пишет: И никто в правительстве этого даже не понимае
ПОТОМУ ЧТО ЮРИСТОВ ЭТОМУ НЕ УЧИЛИ! Возможно - помогло бы правление технократов, но в России они не смогут захватить власть, а взять в руки - никто не даст!
Руководитель проекта, Москва

Творческие люди, как и неаффилированный с бюрократией бизнес, в такой атмосфере не размножаются. Тут два варианта: 1) путь игзоя, типа Сев. Кореи (наверное, помягче, но без идеологии, курс на удержание власти, бабла любой ценой), плохое качество жизни граждан и застой на многие годы; 2) смена вектора на возврат к демократии, интегрированной в мировую систему здоровой экономике, снятие всех нагороженных препонов для бизнеса, минимальное участие в нем государства (что предполагает кардинальную смену власти).

Менеджер, Саратов
Михаил Плетнев пишет: смена вектора на возврат к демократии
А что вы, дорогой Михаил, называете ''демократией''? Т.е. где она существует в настоящее время и каким образом поживает? Из принципиальных возражений: Во-первых, то, что именуется сегодня демократией, по сути, есть власть бабла и тостосумов. И лишь уточнения для - вы именно к этой демократии призываете? По мне - ну ее в баню. А во-вторых, как видно из происходящего в мире - никакая ''демократия'' не спасает от кризисов и социальных неурядиц. А тогда - к тому ли мы стремимся? И еще добавлю: демократия, также как и общественные взаимоотношения, формируется в виде следствия общего развития государства или общества. Нельзя построить ''демократию'', не развивая производительные силы, не формируя сознание граждан и т.д. и т.п. Лишь построив нечто, мы оглядываясь назад, сможем произнести - да, мы построили демократию (или что-то еще). А вот строить эти песочные замки, не имея фундамента в виде развитых производительных сил под ногами, крайне утомительное и неблагодарное занятие.
Адм. директор, Санкт-Петербург
Мансур Гиматов пишет: Т.е. где она существует в настоящее время и каким образом поживает?
Она ''чудесным образом'' неплохо поживает в умах в виде идеалистической модели, в более приземлённом и менее красивом варианте - в маленьких Норвегии и Швеции. Никакая сложная система без работающих обратных связей - а именно такая сейчас у нас - не может осуществлять функции регулирования в управлении, а даже безупречно сформулированная задача, поставленная ста объектам-исполнителям даже при одинаковых условиях будет выполнена по-разному. По теме: средний класс своей ''питательной почвой'' должен иметь выходцев из местных элит, кои сейчас давятся ''ставленниками'' из центра. Поэтому сам средний класс, который пытался зародиться, уже невозможно реанимировать. У нас почему-то не принято воспринимать руководство государством как работу управленца, бытует мнение, что всё время ''правильной идеи'' не хватает, а если её найти - то произойдёт чудо! А то,что для этого надо не только работать, а опираться на прошлое, делать заделы для будущего и создавать, а не рушить в настоящем - это многих раздражает...
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сергей Алейников пишет: в более приземлённом и менее красивом варианте - в маленьких Норвегии и Швеции.
Как можно назвать демократией строй, когда 40% заработанных человеком денег у него забирает шведское государство? Это не демократия а бандитизм
Менеджер по логистике, Латвия

Государственные учреждения принадлежат, по сути, налогоплательщикам и должны оправдывать их ожидания.
Суть управления состоит в том, чтобы уметь распознавать необходимость преобразований, а затем их инициировать, направлять и контролировать, устраняя возникающие на пути проблемы. Иначе нужны были бы только няньки, а не управленцы.

Менеджер, Санкт-Петербург
Юрий Фёдоров пишет: Государственные учреждения принадлежат, по сути, налогоплательщикам и должны оправдывать их ожидания
Только налогоплательщики и физические и юридически лица
Руководитель проекта, Владивосток

Дорогие друзья, я сейчас вам перечислю несколько направлений куда государством собираются тратить огромные бюджетные средства, а затем вместе сделаем вывод. 1. Строительство ТЭЦ и ГРЭС на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Плотность населения 1.18 человека на один квадратный километр. Как же вынесет население тариф от этого энергоснабжения, какая продукция станет конкурентно способной. Потом дотации и субсидии из бюджета.
2. Сейчас затеяли строительство ОРЦ (Оптово распределительные центры) от Ростова до Владивостока почти по одной широте, где растет одна продукция. Т.е. это центры хранения и реализации весной по высокой цене. От этого импортозамещения не будет. Надо перерабатывать продукцию создавать весь спектр продуктов питания. 4. Возрождение Северного морского пути, строительство новых портов которые эксплуатируются несколько месяцев. Вместо того чтобы налаживать строительство судов способных причаливать на необорудованный берег. И много другого. Из этого видно, что не государство это заказывает, а отдельные финансовые группы, чтобы максимально вытащить бюджетных средств для обслуживания небольшой кучки олигархов. Нет у государства такого независимого органа который мог формировать государственный заказ направленный на экономию средств бюджета. Приведу пример из своего опыта. Я рассчитал и запатентовал и реализовал технологию строительства зданий для отопления и горячего водоснабжения которых не надо сжигать углеводородов. Написал президенту. Полномочный президента по ДФО рекомендовал технологию для всех своих субъектов. Министерство развития разослало предложение. Мне все прислали благодарность за заботу и ни один до сих пор даже не спросил принцип этой технологии которая экономит для государства огромные средства. Все тихо пилят, режут, осваивают бюджет строя старьё.

Директор по рекламе, Москва
Михаил Харченко пишет: Министерство развития разослало предложение. Мне все прислали благодарность за заботу и ни один до сих пор даже не спросил принцип этой технологии которая экономит
Так интерес бы возник если бы у них в их картине идеального будущего были бы идеалы и стратегия к ним. Нет подробно детально описанной картины - нет стратегии и энергии ее осуществлять. например в Гринсбурге снесло город ураганом, придумали цель - построить идеальный экологический город и построили. Сначала он появился в головах как современная идея, далее ресурсы и план. Рационально и модернизационно.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.