Чему должна учить бизнес-школа в период кризиса?

Чему должна учить бизнес-школа в период кризиса?

До 2013 года экономика России росла. Росли и компании. Поэтому и бизнес-образование было ориентировано на рост. Ситуация изменилась: экономика притормозила. Чему в этих условиях должна учить бизнес-школа? Собеседник E-xecutive.ru – декан Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИБДА РАНХиГС), проректор академии, профессор Сергей Мясоедов.

Executive.ru: Валовый внутренний продукт России перестал расти. Как вы полагаете, эта остановка – надолго?

Сергей Мясоедов: Экономика России сейчас «сидит на двух стульях». Рост или падение связаны с тем, в какую сторону мы будем двигаться. Для того чтобы росла рыночная экономика, в рамках которой работает бизнес-образование, нужно продолжение либерального курса, нужны институциональные реформы. Их надо проводить, чтобы снимать излишнюю нагрузку с бизнеса. Надо убирать дирижистские механизмы. Если мы это не делаем – рыночные стимулы роста не заработают, обновление экономики не наступит и экономического роста не будет. Так считают экономисты либерального толка. Мне, этот подход понятен. И я считаю его верным. Чем быстрее государство снизит свое участие в экономике, чем быстрее мы раскрепостим бизнес, снимем административные барьеры и чрезмерную фискальную нагрузку, тем быстрее мы получим здоровый экономический рост.

Есть второй вариант – мы движемся в противоположную сторону, следуя рецептам экономистов лево-популистского толка. Ставим крест на определенное время на либеральных идеях и пробуем вытянуть экономику методами государственного стимулирования. Такие эксперименты многократно проводились в мировой истории и в Советском Союзе. Не так давно они были повторены в современной Белоруссии.

За счет того, что в тяжелую промышленность (включая оборонную) и в другие отрасли обрабатывающей промышленности вбрасываются весьма крупные дополнительные бюджетные ресурсы (из резерва, либо за счет дефицитного бюджетного финансирования), мы создаем искусственный дополнительный платежеспособный спрос, как на рынках машин и оборудования, так и на потребительском рынке. Ведь искусственный спрос создает рабочие места, и часть денег идет на высокие зарплаты тех, кто будет выполнять государственные заказы.

Этот метод может обеспечить сравнительно высокие темпы экономического роста в течение 5-7 лет. Иногда, даже чуть дольше. Однако чудес не бывает. И затем, как показывает мировая и отечественная практика, государственное вмешательство всегда порождает серьезные экономические проблемы. Если я могу так сказать, тяжёлое «экономическое похмелье» после короткого праздника. Резко взлетает инфляция. Ненужной продукцией затовариваются склады. (Это то, что случилось в Белоруссии пару лет назад, после короткого периода искусственного экономического роста). В попытке обуздать инфляцию государство повышает ставку по кредитам, делая деньги более дорогими для бизнеса. Деловая активность на свободном рынке еще более падает. В этих условиях государство оказывается перед выбором: либо резко сворачивать вливание денег в экономику, либо регулировать цены. А регулировка цент – это всегда предвестник дефицита товаров или услуг в регулируемых сегментах рынка.

Полагаю, через два-три месяца будет понятно, идем ли мы по либеральному или дирижистскому пути. Очень рассчитываю, что мы не забудем советского опыта и в очередной раз на грабли жесткого дерижизма не наступим. Однако, следует отметить, что после принятия решения о пути развития в том или ином направлении появится надежда ускорения экономического роста. Сейчас же мы замерли в середине. А это еще хуже: продолжается стагнация, которую постепенно сменяет рецессия. Это – тоже не годный вариант. Потому что в теории менеджмента есть золотое правило – лучше неправильное решение, чем отсутствие решения.

Executive.ru: Какие секторы российской экономики находятся в лучшем, а какие - в худшем положении в условиях рецессии?

С.М.: Это далеко не первая рецессия, которую наблюдает мир. Известно, что в периоды экономических спадов лучше всего себя чувствуют около государственные отрасли: те, которые финансируются из бюджета. Потому что как бы ни провалился рынок, они имеют более-менее, - пока в бюджете есть деньги - надежный источник финансирования. Если же мыслить в категориях открытого рынка, то в условиях сильных рецессий лучше всего чувствуют себя те отрасли, которые ориентированы на первичный потребительский спрос, связанный с предметами первой необходимости. Я могу предположить, что в это число входят такие отрасли российской экономики как пищевая промышленность, производство товаров для детей, производство лекарств и медицинской продукции. Мы можем не поехать на Кипр, но мы сделаем все, чтобы обеспечить своих детей и вылечить бабушку.

Executive.ru: Как обстоятельства, о которых мы говорим, влияют на учебный процесс в бизнес-школе, например, на преподавание предмета «Стратегический менеджмент»?

С.М.: Самым непосредственным образом. Есть замечательная фраза в «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэролла – Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. В период кризиса и рецессии для того, чтобы стоять на месте, нужно бежать еще быстрее, потому что рынок начинает сужаться. Раз рынок начинает сужаться – потребительский спрос достанется тем, кто бежит быстрее других. И кто понимает, в каком направлении надо бежать, чтобы в наибольшей степени подстроиться под интересы своих клиентов. И тем, кто будет бежать быстрее – удастся, скорее всего, если не сохранить обороты, то увеличить долю рынка. На которой они отыграют потери по оборотам через несколько лет.

MBA в России

Рецессия – конечна, через несколько лет после спада всегда наступает подъем. В связи с этим я могу сказать, что все серьезные бизнес-школы дополняют свои ключевые рыночные предметы, включая курс стратегического менеджмента, элементами, связанными с антикризисным управлением. Научным консультантом Института бизнеса и делового администрирования является Ицхак Кальдерон Адизес, автор знаменитой концепции жизненного цикла организации, который накладывается на жизненные циклы общества и экономики. В рамках этой концепции мы каждый год пересматриваем наши предметы: преподавание должно быть синхронизировано с циклами экономики. Инвестиции в знания долгосрочны, но знания должны быть фокусированы на сегодняшних потребностях. Если вы посмотрите публикации нашего института периода 2008-2009 годов, то найдете довольно подробное описание того, как мы это делали. Сейчас, судя по всему, страна входит в аналогичный период, поэтому мы опять пересматриваем программу, и эти изменения будут отражены на нашем сайте и в публикациях института.

Executive.ru: Запрос на обновление программы исходит от слушателя или школа работает на опережение и сама инициирует обновления?

С.М.: Процесс происходит диалектически: взаимодействуютдве стороны. Вообще, воздействие кризисов на бизнес-образование в мире довольно любопытно. Многолетние международные наблюдения показывают следующие закономерности. В период экономического подъема наборы в хорошие бизнес-школы обычно растут. В период серьезных экономических спадов – наборы тоже растут (люди ищут ответы на острые вопросы). В период стагнации, когда экономика топчется на месте – наборы бизнес школ начинают также стагнировать или падать. Бизнес школа всегда чувствует экономический цикл вместе с бизнесом. Ведь, называя вещи своими именами, бизнес-школа является специфическим, но, тем не менее, рыночным предприятием. Продукция, которую она продает на рынке, - долгосрочные образовательные услуги, ориентированные на вполне определенную клиентскую группу. Если бизнес-школа серьезная, если она хочет сохранить рынок, если она хочет не потерять долю рынка, а увеличить ее после окончания рецессии, она должна идти навстречу слушателям и сама предлагать новые курсы, новые подходы или новую расстановку акцентов в рамках существующих курсов, чтобы наши клиенты могли встретить вызовы кризиса. Это одна сторона дела.

Другая сторона – бизнес-школа не может без помощи клиентов и без их предложения и подсказки ощутить все их потребности, потому что бизнес сейчас работает в условиях VUCA, как говорил на Гайдаровском форуме в январе 2014 года Майкл Пейдж, проректор по учебе Bentley University. VUCA – это Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity (Волатильность, непредсказуемость, сложность и двусмысленность. - E-xecutive.ru). Причем все сразу.

Иначе говоря, менеджеры работают в условиях возрастающего хаоса. Мир меняется, идут сложные политические, экономические, социальные процессы, производство глобализируется, переносится из одной части мира в другую, одни страны переходят в постиндустриальную фазу, другие стремятся сохранить традиционные уклады… Все эти явления переплетаются и крайне затрудняют прогнозирование. Готовых рецептов ни у кого нет. Предсказать развитие экономики на основе устоявшейся экономической теории становится все более трудно, практически невозможно. Менеджменту приходится идти как через трясину, осторожно нащупывая место для следующего шага. И вместе с бизнесом ищет бизнес образование, собирая по крупинкам и обобщая последний опыт, принося его в аудитории.

Executive.ru: Как происходит эта корректировка (поиск места для следующего шага) в ИБДА?

С.М.: Как и в других бизнес-школах, в ИБДА один-два раза в год происходит встреча администрации и преподавателей с референтной группой слушателей и выпускников. В ходе этой встречи мы спрашиваем у них, что нового появилось? Где вы чувствуете наши недостатки? Что бы вы еще хотели увидеть и услышать? Эти встречи дают материал для мозгового штурма, в ходе которого и происходит синхронизация учебного контента с практическими потребностями бизнеса, с особенностями нынешней фазы в развитии экономики страны. Переделываются курсы, в них добавляют новые элементы, по-новому расставляют акценты, вводятся антикризисные элементы.

Executive.ru: Одна из целей, заложенных в программы МВА – идея выхода компании на рынок публичных финансов. Сейчас эта тема отошла на второй план?

С.М. Если мы говорим о коротких программах переподготовки, о тренингах, то тема IPO (система подготовки, техника проведения) отошла на второй план. Если же говорить о долгосрочных программах МВА, которые рассчитаны на долгосрочный кумулятивный эффект и которые, как обычно считается, действует по нарастающей в течение семи-восьми лет после окончания школы, то тема IPO должна сохраниться. Слушатель должен понимать, что это такое, почему компании выходят на рынок публичных финансов, как это реализуется технически, какие выгоды приобретает бизнес. Да, в период рецессии IPO обычно работают очень плохо, рынки ценных бумаг подвержены внезапным скачкам и падениям. Но рецессии проходят.

Executive.ru: А какова судьба академического компонента в бизнес-образовании?

С.М.: Я бы сказал, что экономическая теория актуальна всегда – ее нужно изучать в любые периоды развития экономики, но в привязке к микроэкономике, к управленческой практике. Изучение теории необходимо в том числе и потому, что бизнес-школа не может принять решение за людей, которых мы учим. Решение принимают они. Мы можем попытаться вместе с ними разобраться в механизмах движения мировой экономики и дать им известный инструментарий, с помощью которого они выйдут на те или другие варианты решений. Считаю, что хороший прикладной курс управленческой экономической теории очень важен, потому что на его основе люди будут четче реагировать на происходящее, понимать, что происходит в экономике и принимать тут же адекватные оперативные меры для того, чтобы их компания устояла и не только устояла, но и расширила долю рынка. Хорошая теория и хорошая практика – близнецы-братья. И лучшие бизнес школы, как сказал один гуру российского бизнес образования, отличаются тем, что в них теория всегда глубже, а практика – лучше. Мы в ИБДА к этому также стремимся.


Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, США

Сергей Мясоедов пишет:'Экономика России сейчас 'сидит на двух стульях'.'Для того,чтобы росла экономика...нужно продолжениелиберального курса.'Идите учиться в школу бизнеса !Там вам либералы расскажут про рыночную экономику набазе филисофии Ицхака Адизеса и Майкла Пейджа,а потом выйдите в реальную жизнь и ознакомитесьс идеологией Проханова и управлением единоросов.Не то страшно,что на двух стульях , а то ,что с раздвоенным сознанием : говорим одно , делаем другое.

Консультант, Москва
Виктор Большаков пишет:а потом выйдите в реальную жизнь и ознакомитесь с идеологией Проханова и управлением единоросов.
В России доморощенные не гуру - пока традиция.Виктор, у Вас в Риге или в США эта идеология мешает ?
Аналитик, США

Михаил Ободовский пишет:'Так западные теории говорят, что если в индустриивысокие регуляторные риски,значит ,ищите другую индустрию.' А если неправедный суд и наезды санэпидстанции, то ищитедругую страну ??? Бизнес-школа , тесно связанная с правительственными структурамии реальным бизнесом, в первую очередь, должна мотивироватьслушателя ,показав и доказав ему на примерах и нормативных документах, что бизнес в России делать нужно и можно.Где и как до мелочей.Выпускник школы должен на руках иметь, разработанный в процессе обучения, бизнес-план , адреса 'административной',научной и дружеской поддержки ...вплодь до кредитной линии.Теорию надо изучать при получении базового образования.Если оно не профильное , пару модулей по управлению ипредпринимательству...до начала обучения в школе бизнеса.

Консультант, Москва
Николай Лотох пишет: Иначе мотивация какая-то садо-мазо получается
Это Россия ! - Через кнут и через 'задний вход'. :) Между двумя процессами разговоры о демократии .Порадовал, Николай.
Управляющий директор, Москва
Виктор Большаков пишет:Бизнес-школа , тесно связанная с правительственными структурамии реальным бизнесом, в первую очередь, должна мотивироватьслушателя ,показав и доказав ему на примерах и нормативных документах, что бизнес в России делать нужно и можно.Где и как до мелочей.Выпускник школы должен на руках иметь, разработанный в процессе обучения, бизнес-план , адреса 'административной',научной и дружеской поддержки ...вплодь до кредитной линии.
И установленной суммой штрафа, если он, всячески мотивированный, посмеет не обратитьсяк тем поставщикам товаров и/или услуг, включая кредитные институты, которые указаны в бизнес-плане.Да что там штраф - срок должен быть указан реальный, а не условный... и штраф тоже!
Консультант, Москва
Виктор Большаков пишет:А школа бизнеса должна показать слушателю , что он идёт не на войну и не в тюрьму, а на достойную работу.
Это будет обман. Виктор, во время НЭПа многое разрешили и мой прадед сделал мануфактуру на востоке подмосковья. НЭП закончился и его расстреляли. А идеология в государстве не описывала 'зазеркалье'. Горбачёв объявил ещё один НЭП. Форму идеологии ещё ищут, но она пропустит рейдерство, бюджетные грабежи, откаты, историю появления капиталов у чиновников, оставляя эти темы за пределами преподавания, и имея 'благородную цель' мотивации молодёжи учиться правильно управлять награбленным, наворованным, присвоенным ... . А история в моей семье, почти, повторилась. Зам.губернатора - рейдер, прокурор области - крыша, славный суд - ... , ... . Учить необходимо реальному бизнесу, а не иллюзиям. - И 'ОНИ' ПРОИГРАЮТ.
Аналитик, США

Константин Фролов пишет:'Это будет обман.'Но когда-то это должно кончиться.Свои пожелания я адресую именно руководствубизнес-школы при ...правительстве и службе президента.На сегодня 'ребята' в руководстве страны сколотили себе состояние и в преддверии реального кризиса ,демонстрируютактивное желание поддержать бизнес, готовыпостроить всех внизу.Преподаватели бизнес-школы имеют шанс уменьшить степень'обмана', интенсивно работая над практикой ведения бизнесав России.

Аналитик, США

Николай Лотох пишет:'Тут какое-то противоречие...'Нет противоречия. Готовы на любые реформы , только чтобыне копались в прошлых делах рейдерских захватов ираспила госбюджета.Как оставить власть и не попасть в положение Януковича .

Консультант, Москва

Николай, у каждого гражданина есть причины на свой выбор и действия. - Ну не скот же. А поскольку не скот, то последствия в пакете личного выбора. Иногда, личный выбор не может быть реализован. Причин, как вариантов - множество. Но, как я вижу ( с учётом искажения ангажированным телевещанием), внешне запущен сценарий, в котором возмущение коррупцией и действия на майдане, инициируют процессы и захвата власти и внутреннего территориального раскола. В этих внутренних и внешних проблемах Украины, как я полагаю, есть определённая цель штатовцев, которые Украину используют как средство в разжигании регионального конфликта.Я не о ситуационном анализе. Если Вы посмотрите работы Н. Кондратьева, которые описывают динамику результирующего влияния совокупности циклов и проявление их в стимулировании развития государств, то 2015 - 2025 годы, являются временем интенсивной результативности для России и Украины. В качестве примеров подобного временного периода в историях государств: Венеция, Испания, Англия, США, Япония, Китай, Индия ... Россия, Украина, далее европейские государства по порядку следования от Востока. В тоже время, на другой стороне Земли происходит время свёртывания, катастроф и депрессии в истории государств. - А это США ( как и время Брежнева в России ). Создать конфликт в этой части Земли, для США и Европы, важно, в конкурентной борьбе цивилизаций. А для Украины и для России жизненно необходимо мирное сосуществование, если мы ( а не вечно сбегающее на запад руководство) желаем более успешную жизнь. В Сибири я встречал русского художника из Львова, которого посадили за пропаганду католицизма - он на продаваемых им распятиях Христа, по незнанию, ноги складывал не по православному канону. И он очень хотел уехать к себе на родину - во Львов. Там же я встречал на шишке западенца, который всем детям построил дома в Закарпатье, а сам оставался жить в землянке на берегу ручья в тайге и не хотел возвращаться на родину. То, что у западенцев было желание и нелюбовь к русским - было и, вероятно, пока и будет. Но вы же не можете сделать Карпатами Донбасс, так и русских - западенцами. Надо разговаривать и жить. Как и Украине с Россией. Выгодно двум сторонам. Позже можно выяснять отношения, богатыми и счастливыми, а на этом временном периоде, надо использовать шанс . - 'Связаны одной цепью'. С уважением.

← назад 1 3 4 5
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Сейчас на сайте
707 пользователей
Новости
ИБДА РАНХиГС предоставляет временные и специальные скидки на программы
Скидки до 20% предоставляются до 30 июня на магистерские программы, МВА и Executive МВА, а также программы профессиональной переподготовки.
Количество участников в классе Global Executive MBA бьет все рекорды
48 студентов из 21 страны составляют текущий класс ведущей программы WU Executive Academy. Три четверти участников программы не являются гражданами Австрии: это резиденты России, Венгрии, Румынии, Бразилии, США, Катара, Нигерии и Египта.
Гранты на обучение в Kingston University London/РАНХиГС

Kingston University London/РАНХиГС объявляет о предоставлении грантов на обучение для студентов MBA & EMBA в 2016-2018 годах.

WU Executive Academy информирует о новых доступных стипендиях

WU Executive Academy предоставляет возможность получить стипендии, частично покрывающие стоимость обучения.