Бесплатное онлайн бизнес-образование в России: каковы перспективы?

В 2012 году технологии MOOC (Massive Open Online Course — массовые открытые онлайн курсы) произвели настоящую революцию во всем мире. Не зря издание The New York Times назвало это время «The year of MOOC». Учебные курсы от ведущих профессоров из ведущих лучших университетов мира, которые в прошлом были доступны лишь узкому кругу людей, стали открытыми для сотен тысяч студентов по всему миру вне зависимости от их дохода и опыта. То, что зародилось в США, стало стремительно развиваться и в Европе. Летом 2013 года масштабные проекты по созданию онлайн-платформ были запущены в Австралии, Великобритании, Германии, Бразилии. А что же Россия? Согласно исследованию, проведенному в 2014 году специалистами бизнес-школы «Сколково», широко известных проектов у нас пока нет, хотя лидеры определенно наметились. Кто победит в борьбе за место под солнцем? Проведем небольшой анализ.

Существующие сегодня курсы MOOC можно назвать несколько поверхностным образовательным «фаст фудом», однако кажущаяся простота, отсутствие платы за обучение и доступность неплохо работают на интерес аудитории и обеспечивают массовость. Бесплатный «сыр» призван стимулировать на очные, более серьезные и глубокие, формы обучения, и хорошо справляется со своей задачей. У сотни тысяч человек просыпается интерес к знаниям. Сможет ли MOOC дать качественное фундаментальное образование? Возможно, но это потребует от потребителей знаний недюжинных усилий. Executive.ru уже писал о том, как 32-летняя Лори Пикард составила и начала реализовывать свой собственный план обучения на курсах MOOC таким образом, чтобы пройти обучение в ведущих бизнес-школах мира, таких как Stanford, Wharton, Yale и т.д., и получить знания, альтернативные полноценному MBA-образованию. На все обучение она планирует потратить не более $100. Готовы ли на такой подвиг вы?

Сегодня интеллектуальным «фаст-фудом» MOOC питается такое количество человек, что исчисление идет в миллионах. На одной только Coursera уже зарегистрировано более 6 млн человек. Россияне входят в число наиболее активных пользователей онлайн-образования. В 2013 году специалисты фонда «Общественное мнение» (ФОМ) выяснили, что более трети (37%) россиян так или иначе использовали компьютер и интернет для получения новых знаний, умений и навыков. В опросе участвовало 1500 человек из 43 регионов страны. Из них 17% пользовались образовательными и обучающими сайтами, 15% — специальными обучающими программами на работе, 14% — образовательными и обучающими компьютерными играми, 13% — видеоуроками и лекциями, 9% — обучающими приложениями (программами) для мобильных телефонов и планшетов, а 8% — обучающими компьютерными программами без выхода в интернет.

online courses1.jpg

Кто является главным конкурентом российских образовательных платформ? Это Coursera, EdX, KhanAcademy, Udacity. Компании активно используют различные варианты выхода на российский рынок, планируют добавление русских субтитров или перевод всего интерфейса своих платформ, ищут пути взаимодействия с российскими вузами. «Кто будет здесь (в России – Executive.ru) первым – Coursera, EdX или российские платформы – будет зависеть от того, кто сможет привлечь ведущие российские вузы и ведущих преподавателей-звезд. Более точные прогнозы можно будет делать примерно через год, когда будут известны результаты пилотов трех российских вузов на Coursera и станет видно, насколько успешно вузы будут привлекать слушателей на российские MOOC платформы. Измерителем успеха будет являться количество студентов, записавшихся на курс, и стабильность появления новых курсов на платформе»,- прогнозируют эксперты бизнес-школы «Сколково».

Однако по определенным параметрам пока на первое место в России выходит Coursera. Вот семь фактов, которые позволяют сделать такой вывод:

№1. В мире Coursera популярнее всех других онлайн-платформ. Ни у одной другой нет более 6 млн подписчиков.

№2. На московской встрече с пользователями Coursera в 2013 году Дафна Коллер, сооснователь Coursera, отметила: «Россия с самого начала была одной из пяти топовых стран, откуда начали регистрироваться студенты. Самое быстрорастущее наше сообщество – как раз из России. С января 2013 года (встреча проводилась в июне 2013 года – E-xecutive.ru) оно выросло на 230%, это гораздо быстрее, чем даже рост числа слушателей из США».

№3. У Coursera самое большое количество партнеров среди зарубежных топовых вузов. На данный момент проект сотрудничает с 33 университетами (в том числе со Stanford University, Princeton University, California Institute of Technology, Columbia University, University of Pennsylvania) и предлагает свыше 500 различных курсов.

№4. В 2013 году российским партнером Coursera стал технологический центр Digital October.

№5. В 2013 году Coursera начала сотрудничество с тремя ведущими российскими вузами: МФТИ, Высшей школы экономики и СПбГУ. После бесплатного обучения слушатель за символическую сумму сможет получить заверенный вузом сертификат.

№6. 24 марта 2014 года ABBBY Language Services, Digital October и Coursera объявят о выходе из стадии закрытого тестирования в публичный доступ проекта «Переведем Cousera». Изначально сотрудники Digital October и ABBYY LanguageServices создавали первые официальные «курсерианские» пользовательские субтитры. Затем к ним присоединились профессиональные переводчики и студенты лингвистических факультетов МГУ, РГГУ, МГППУ, а позже и добровольцы. Всего в тестировании поучаствовали свыше 700 человек.

№7. Даже свои недостатки Coursera уже успела переработать и превратить в преимущество. Хотя среди пользователей, которые выполняют первое задание по курсу, доля дошедших до конца составляет 47%, большинство бросают обучение на полпути. Дафна Коллер отмечает, что в среднем лишь около 8% зарегистрировавшихся на курс доходят до финиша. Одна из причин: слабая обратная связь. На платформе действует форум, где слушатели могут обсуждать темы курсов, решения задач, но сам преподаватель не всегда имеет возможность участвовать в обсуждении — ему помогают ассистенты, а это уже совсем не то. Поэтому к конкурентным преимуществам Coursera отнесем следующее: чтобы побудить слушателей выполнять задания и не бросать обучение, на Digital October запущен проект «Лаборатории знаний». В его рамках пользователи, записавшиеся на один и тот же курс, встречаются, чтобы обсудить задания и задать вопросы ментору — специалисту по теме, которой посвящен курс.

Лидеры российских онлайн-площадок

Одним из основных конкурентов Coursera на данный момент можно назвать проект «Универсариум». Российская платформа бесплатного электронного образования от лучших российских преподавателей и ведущих российских университетов стартовала в декабре 2013 года при поддержке РИА Наука и Агентства стратегических инициатив. В системе представлены бесплатные образовательные курсы преподавателей МГУ, в разработке находятся курсы от МФТИ, РЭУ Плеханова, ведущих российских научных центров. На первые три курса, запущенных в январе 2014 года, записалось свыше 40 тыс. человек. После популяризации на российском рынке проект планирует развитие в страны дальнего зарубежья и перевод курсов на основные европейские языки.

В чем российские онлайн-платформы проигрывают зарубежным? Почти все они планируют существовать за счет предоставления платного доступа к своему контенту. Но ориентация на монетизацию с момента запуска проекта сильно ограничивает возможные горизонты развития. Такие проекты не смогут стать достаточно популярными и занять место известных MOOC-провайдеров в русском сегменте интернета. Только три проекта сегодня обучают полностью бесплатно: «Универсариум», Hexlet, созданный и поддерживаемый энтузиастами, и Interneturok.ru (российский аналог Khan Academy). За счет чего же тогда жить участникам образовательных онлайн-проектов? Дафна Коллер видит два основных пути монетизации: выдача сертификатов за обучение и предоставление контента организациям. При этом она предполагает, что есть и другие варианты – надо только хорошо поискать.

Несмотря на то, что у проекта Eduson из 65 курсов большинство платные (от $49 до $549), его также можно назвать лидером на российском рынке онлайн-образования. Изначально площадка была ориентирована на мировой рынок и предоставляла курсы только на английском языке. Проект привлекает звездных преподавателей из ведущих мировых бизнес-школ, таких как INSEAD, HEC Paris, Wharton Graduate School of Business. Eduson упоминается во многих англоязычных обзорах.

В основном платный контент предоставляет и платформа Uniweb – еще один лидер сегодняшнего российского рынка онлайн-платформ. Лишь частичный доступ к цифровым учебным материалам предоставляется бесплатно. На площадке представлены онлайн-программы МГИМО, Московской школы экономики МГУ, Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, Российского международного олимпийского университета.

Кто будет лидером на российском рынке – однозначно сказать пока нельзя. Одно ясно точно: российские проекты пока опаздывают и, как правило, являются копиями западных образцов. Кроме этого, многие российские вузы создают собственные платформы онлайн-образования для своих абитуриентов и студентов. Если такой формат займет свою нишу, привлечь эти вузы к сотрудничеству будет очень непросто.

Список проектов онлайн-образования, представленных в России

Универсариум

Проект, позиционируемый как российская MOOC-платформа. Разрабатывают собственные курсы совместно с российскими вузами и пытаются получить право выдавать сертификаты государственного образца тем, кто успешно проходит курсы. На данный момент три курса уже запущены, готовятся к запуску новые. Есть планы по переводу своих курсов на английский язык и выход на европейскую аудиторию. Курсы позиционируются как отдельные, которые могут быть встроены в большие образовательные программы. Разрабатываются совместно с преподавателями, почти все преподаватели-авторы стартовых курсов – из МГУ Ломоносова.

Eduson

Платформа образовательных курсов по бизнес-тематикам. По итогам прохождения курсов можно получить сертификат Eduson. Курсы в основном платные, для корпораций есть вариант подписки. Платные курсы создаются преподавателями из известных университетов, в основном из США, есть также курсы от российских авторов. Проект нацелен изначально на страны BRIC, стартовал на английском языке, русский язык был добавлен позже.

Uniweb

Проект позиционируется как платформа онлайн-обучения для распространения как отдельных курсов, так и образовательных программ. Курсы разрабатываются совместно с вузами. Основной партнер – РАНХиГС, также есть курсы от МГУ, МГИМО, РМОУ. Часть курсов предоставляется бесплатно, большая часть – на платной основе. По итогам прохождения платных курсов выдаются сертификаты от вузов-авторов курсов. Для вузов создание курсов бесплатно, применяется модель «revenue sharing» (часть оплаты за обучение остается у Uniweb)

Digital October

Digital October совместно с Coursera пошли по пути перевода курсов Coursera на русский язык. Позднее к ним присоединилась Abbyy Software (в части перевода). Один курс запущен (русский перевод «Gamification»), переводятся новые курсы. Также в рамках проекта запущены «открытые лаборатории» - прохождение оригинального курса на Coursera (на английском языке) с помощью российских менторов (профессионалы в изучаемой области).

Univer.tv

Медиатека видеозаписей лекций, образовательных фильмов, выступлений на конференциях. Источники видеозаписей – то, что прислали сами пользователи, лучшее с других ресурсов интернета. В настоящее время ресурс активно не развивается – создатели проекта делают interneturok.ru

Interneturok.ru

Российский аналог Khan Academy. Участники проекта амостоятельно записывают видеоуроки для школьников с привлечением как своих, так и сторонних учителей. Пока работают на деньги инвестора, пути монетизации не озвучиваются. Доступ ко всем урокам бесплатный. Основная задача на текущем этапе – повышение качества уроков.

Intuit.ru

Национальный открытый университет ИНТУИТ – Образовательное учреждение, предлагающее две программы бакалавриата и несколько программ второго высшего, большое количество отдельных курсов (повышение квалификации). Все программы проходят целиком онлайн, по итогам программ и курсов выдаются документы установленного образца. Специализируются на IT тематике.

Hexlet

Проект предоставляет бесплатные курсы на русском языке. Создан и поддерживается на средства энтузиастов. Основная тематика курсов – IT, есть один курс от преподавателя из РАНХиГС.

Аргус-М

Помогает в подготовке к успешной сдаче сессии, ЕГЭ, сертификационного экзамена, теста при приеме на работу. Позволяет пройти тесты и узнать свои ошибки, быстро узнать правильные ответы на конкретные вопросы, создать свои собственные тесты.

Университет в кармане

Предлагает доступ к интеллектуальным образовательным сервисам и базе знаний по более чем 500 предметам школ и вузов России. В настоящее время база знаний содержит более 150 тыс. вопросов с правильными ответами и 6000 тестовых тренажеров.

Lektorium.tv

Медиатека видеозаписей лекций. Лекции записываются российскими вузами и известными лекториями. Проект стартовал в 2009 году при поддержке «Росмолодежи». За доступ к лекциям плата не берется. Для вузов есть возможность платной записи лекций силами Lektorium.tv. Свои лекции опубликовали 15 вузов (большая часть из Санкт-Петербурга) и 22 лектория. По сути это именно библиотека – каталогизатор видео, выложенных на YouTube.

Businesslearning.ru

Позиционируется как «система дистанционного бизнес-образования». Проект создан совместно «Альянс-Медиа» и «Международный институт менеджмента ЛИНК». В проекте представлены 104 модуля на тематику предпринимательской деятельности, по каждому модулю можно пройти дистанционную аттестацию.

Eclass

Каталогизатор курсов MOOC с разных платформ. Данные по новым курсам и по датам старта курсов автоматически обновляются, есть возможность делать подборки курсов.

Университет без границ

Курсы на тематику liberal arts. Делают упор на обучение методам исследования. Преподаватели – исследователи из зарубежных и российских университетов. Семинары и часть заданий проходят в онлайн-режиме. Все курсы платные, по итогам выдается сертификат.

Нетология

Платформа онлайн-обучения специалистов в области интернет-бизнеса, маркетинга, электронной коммерции, веб-разработки и других направлений онлайн-индустрии.

Учи новое

Платформа для размещения коротких курсов на любую тематику. Есть теория и практические задания. Одна часть материалов бесплатная, другая может быть доступна только после оплаты — решение об этом принимает преподаватель. Проект пока что находится официально в статусе «бета», однако уже размещено более 70 курсов-уроков.

Get2Know

Сервис вебинаров, онлайн-консультаций, онлайн трансляции лекций. За доступ к большинству вебинаров берется плата, которая делится с автором вебинара. Общайтесь с лектором в режиме реального времени, получайте ответы на интересующие вопросы, участвуйте в дискуссиях.

Zillion

Большое количество вебинаров, обучающих статей на тему ведения бизнеса, реализации идей и личностного роста. Доступ к некоторым вебинарам платный.

*В таблице использована информация из исследования бизнес-школы «Сколково»


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, США

Полезная информация,но не будем
смешивать информацию и знания.
Это стоит обсудить.

Экономист, Московская область

Не, ну, раз надо обсудить, так давайте обсудим.
Вокруг море данных. Но это не информация. Вот если мы обработаем эти данные, то получим информацию. А если мы сподобимся обработать информацию, то получим знания.
Пошли дальше.

Экономист, Московская область

Предтеча такая. На Западе появилась возможность всем желающим получить образование через интернет. Бесплатно и качественно! А у нас?

Экономист, Московская область

Пропустим пару неприличных выражений.
Первое: «кто победит». Опять война, кому воевать всё охота?
Второе: «поверхностное образование». Это некорректное выражение свойственное тому, кто учится, а не тому, кто учит.

Экономист, Московская область

Образование через интернет может, должно быть и будет самого высокого качества и всякая альтернатива этой форме бесперспективна. Может быть это не сегодня, а завтра, но это однозначное завтра. Персональные курсы талантливых учителей – это очень хорошее дополнение, но не замена интернета. Я уже сегодня передаю свои шикарные знания путём взаимной переписки и не только знания и не столько знания, как обучение! Это прелестно!

Экономист, Московская область

Далее в романе прописывается история некоей Лори, которая захотела получить образование. И это её вполне нормальное желание, автор романа, назвал подвигом. Учиться действительно тяжело, а если учиться по собственному желанию, тот это можно приравнять к подвигу. Однако речь-то идёт об МВА?! А МВА это не образование, это бизнес! Капиталист собрал кучку преподавателей, кучку дисциплин, кучку лохов и стрижёт деньги. Модная тема – управление. А поскольку они не знают что это такое, то преподают вместо управления – организацию. Причём на уровне русских мануфактур 19 века. О чём можно прочитать в работах специалистов того времени.

Экономист, Московская область

Далее автор с удивлением обнаруживает, что и русские люди пользуются образованием из интернета. Так это хорошо! Непонятно только о какой конкуренции идёт речь? Быстрее всего автор просто не понимает значение этого слова. Ну, интернет ему в помощь.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Не понятно о чем статья. С кем нам нужно конкурировать? Почему нам надо чего-то бояться? Хорошо, что в сети появляются качественные образовательные ресурсы. Этому надо только радоваться и при возможности использовать.
При этом надо понимать, что все бесплатные образовательные проекты решают в основном маркетинговые задачи - привлечение студентов на очное обучение, которое на Западе очень дорогое.
О бесплатности можно будет говорить только тогда, когда предлагаемые в рамках этих проектов сертификаты будут признаваться университетами в их программах, в которых выдаются официальных документов об образовании. Не думаю, что на это пойдут лидеры западного университетского образования.
Для того чтобы у нас появились площадки аналогичные Курсере, кто – то должен финансировать существующие проекты. В Курсеру уже вложили более 60 млн $. В России таких инвесторов нет.

Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск

Периодически слушаю на Zillion, скоро начнутся интересные мне курсы на Coursera.

Раньше слушал на английском пару курсов на Coursera, там темы очень очень специализированные.

При наличии мотивации, не вижу преимуществ традиционного образования перед дистанционным открытым.

В идеале на данные курсы нужно обращать внимание школьникам, и действительно думать куда идти за ЗНАНИЯМИ, а не за дипломом

Аналитик, США

Иван Врублевский пишет:
''Куда идти за ЗНАНИЯМИ,а не за дипломом...''

Более того ,за теми знаниями, которые гарантируют получение
работы.
Когда появляется желание ''подвинуть'' Запад ,надо понимать,
что знание/основа умений и навыков/ может развиваться только
в процессе реальной деятельности.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.