MBA за рубежом: семь трендов 2016 года

Собираетесь на MBA в 2017 году? В таком случае полезно ознакомиться с основными трендами, задающими тон в сфере бизнес-образования во всем мире. Некоторые из них дали о себе знать совсем недавно, другие сформировались несколько лет назад, но до сих пор сохраняют актуальность. Статистика из этой подборки поможет определиться, нужно ли вам получать MBA и какую специализацию выбрать. А обзор зарплат выпускников западных школ покажет, как растет доход обладетелей MBA в зависимости от бизнес-сферы.

1. Краткосрочные курсы стали популярнее двухгодичных

Количество заявок, подаваемых на двухгодичное очное обучение по программе MBA, уменьшается. В 2016 году, по данным GMAC – организации, курирующей сдачу теста GMAT в международном масштабе, рост интереса к таким программам зафиксирован только в 40% бизнес-школ США и в 43% бизнес-школ мира. Впервые с 2012 года этот показатель опустился ниже 50%. В то же время 57% школ по сравнению с 51% в 2015 году отметили рост спроса на одногодичные программы.

Примечательно, что наибольшей популярностью пользуются курсы, предполагающие набор более 120 слушателей: количество поданных на них заявлений выросло в 57% случаев. При этом лишь треть программ MBA, рассчитанных на 53 и менее слушателей, могут похвастаться ростом числа абитуриентов.

Одна из основных причин, объясняющих этот феномен – более высокие позиции масштабных программ в международных рейтингах. В 2016 году впервые за все время существования рейтинга Global MBA, составляемого Financial Times, верхнюю строчку заняла программа, длящаяся один год: ее предлагает INSEAD.

2. Самая модная специализация – финансово-технологическая

В 2015 году MIT Sloan School of Management первой в США запустила интердисциплинарный курс MBA, посвященный финансово-технологической специфике. На него пришли слушатели собственно Sloan, а также специалисты по компьютерной науке из MIT, инженеры и гарвардские юристы. Через полгода инициативу подхватили Haas School of Business и Marshall School of Business, разработавшие собственные версии аналогичных курсов. В Stern School of Business осенью 2015 года стартовала финансово-технологическая программа, состоящая из восьми курсов: по данным этой школы, финтех стабильно входит в верхнюю пятерку рейтинга наиболее популярных специализаций, состоящего из 25 позиций.

Представители Wharton утверждают, что основанный в 2014 году финансово-технологический клуб с тех пор остается одним из трех наиболее популярных на территории всего кампуса. Аналогичные клубы есть также в Stanford’s Graduate School of Business и в Columbia Business School. Любопытно, что в Columbia финтех-клуб поглотил клуб торговли и коммерции, который был на пике популярности в начале 2000 годов: налицо смена бизнес-приоритетов слушателей.

3. Получение MBA форсирует карьеру

Компания Carrington Crisp Research, занимающаяся исследованием рынка высшего образования, опросила 9898 пользователей соцсети LinkedIn из 12 стран – и девять из десяти признали, что диплом MBA помог им в развитии карьеры. Для представителей LinkedIn это стало сюрпризом: с 2010 по 2015 год аналогичный ответ поступал всего лишь от 85% выпускников бизнес-школ.

Около 73% опрошенных были в возрасте от 25 до 54 лет: из них 25% респондентов – от 25 до 34 лет, 26% – те, кому исполнилось от 35 до 44 лет. Три самых популярных ответа на вопрос «Зачем вы пошли на MBA?» звучали так:

Судя по результатам опроса, этих целей респондентам добиться удалось.

4. MBA подталкивает к смене деятельности

Согласно статистике, которую собрала организация Transparent MBA, получение степени MBA решительно влияет на дальнейшую карьеру ее обладателя. Около 87% новых бизнес-магистров меняют либо специализацию, либо свой рабочий функционал. Около 69% меняют и то и другое.

После получения MBA большинство выпускников бизнес-школ склонны переключаться на инвестиционно-банковскую деятельность, консалтинг, маркетинг, операционный менеджмент, вопросы, связанные с выработкой стратегии и развитием бизнеса. Наибольшая утечка кадров происходит из инженерной сферы, корпоративных финансов и продаж.

В итоге, как показывает статистика Transparent MBA, удовлетворенность работой вырастает у выпускников MBA на 58%, а заработок – на солидные 82%.

5. Больше всех зарабатывают стратеги

Сотрудники компании PayScale провели опрос 27 292 выпускников 190 программ MBA и пришли к выводу, что наибольшие доходы получают те, кто специализируется на бизнес-стратегии. Сразу после получения диплома они могут рассчитывать на медианную зарплату в $96,2 тыс. в год, а в середине карьеры – на $149 тыс. Впрочем, это не новость: тенденция сохраняется уже третий год подряд.

В первые годы после выпуска из бизнес-школы специалисты по корпоративным финансам получают в среднем $85,2 тыс., по операционному менеджменту – $75,5 тыс., по управлению логистическими цепочками – $72,7 тыс. Самые скромные же зарплаты достаются кадровикам ($48,4 тыс.), менеджерам из сферы здравоохранения ($51,2 тыс.) и бухгалтерам ($54 тыс.).

Если смотреть на медианные зарплаты по разным специальностям в середине карьеры (через 15 лет после выпуска), то без учета дохода, который топ-менеджеры получают от владения акциями своих компаний, вырисовывается такая картина:

Специализация

Годовой доход, $

Общий и стратегический менеджмент

146 тыс.

Предпринимательство

139 тыс.

Корпоративные финансы

138 тыс.

Финансы и экономика

137 тыс.

Финансы

130 тыс.

Бизнес и маркетинг

126 тыс.

Маркетинг и менеджмент

126 тыс.

Маркетинг

123 тыс.

Бухгалтерский учет и бизнес

81,9 тыс.

Управление кадрами

81,1 тыс.

Получается, что специалисты по управлению кадрами в середине карьеры получают меньше, чем их коллеги-стратеги на самом старте после MBA.

6. MBA не спасает от гендерного неравенства

Программы MBA привлекают все больше слушательниц женского пола. В 2015 году 35% слушателей MBA были женщинами, тогда как в 2005 году этот показатель составлял 30%. В 2016 году 27 школ мира сообщили, что количество слушательниц превысило в их аудиториях 40%, хотя десять лет назад этим могли похвастаться всего четыре образовательных заведения.

Наиболее амбициозны китаянки: в бизнес-школах своей страны они занимают сегодня 44% учебных мест, а в China School of Business, Renmin University и вовсе обогнали мужчин: 59%. Что касается преподавательского состава, в среднем не более трети профессоров бизнес-школ являются женщинами.

Впрочем, представительницам прекрасного пола не следует ожидать равенства доходов. Если до получения MBA разрыв в зарплатах между женщинами и мужчинами составляет 14%, то через три года после получения диплома – уже 19%. Гендерное неравенство почти незаметно на таких позициях как глава подразделения или старший менеджер. Но директорами, партнерами и членами правления компаний чаще становятся управленцы мужского пола.

7. Растет количество аккредитованных школ

Потенциальные слушатели программ MBA при выборе бизнес-школы все чаще обращают внимание не только на рейтинги, но и на наличие у учебного заведения как минимум одной международной аккредитации. Для получения аккредитации школа должна не только соответствовать определенным образовательным стандартам, касающимся контента программ, научной деятельности преподавательского состава, мультинационального контингента слушателей или этических аспектов обучения, но и подкреплять свой статус финансово. Например, чтобы стать членом международной ассоциации AMBA, необходимо внести вступительный взнос в размере £22 тыс. и затем уплачивать ежегодные членские взносы.

По данным AMBA, на сегодняшний момент ее аккредитацией обладают 244 школы из 70 стран мира – а три года назад их количество составляло 199. Менее щедра на аккредитации Equis: одобрение этой аккредитационной системы получили всего 167 школ. Самым желанным подтверждением престижа и статуса учебного учреждения остается «тройная корона» AACSB, AMBA и Equis, которую носят 76 школ мира, хотя некоторые топовые заведения, в том числе Stanford и Wharton, благополучно обходятся без нее. В целом специалисты называют глобальное стремление школ к получению аккредитаций «аккредитационной инфляцией».

По материалам ft.com, poetsandquants.com

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В бизнес-школе АМИ прошел первый интенсив по стратегическому видению руководителя

Участники разбирались с интуитивным и аналитическим способами понимания будущего.

Проект аспирантки ВШБ НИУ ВШЭ представили на выставке «Россия»

Проект «Сибирские сказки» представляет на выставке Новосибирскую область.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ презентовала программы развития руководителей

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялась презентация нового семейства образовательных программ — Open Executive education.

В бизнес-школе АМИ завершилось обучение 13-й группы Executive MBA

В качестве дипломной работы каждый слушатель подготовил бизнес-проект для своей компании.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.