Елена Абрамова: «Зачем мне американский MBA»

У меня — уже два года как жителя США – часто спрашивают, зачем я пошла учиться на MBA.

Дело в том, что в январе 2013 года я получила письмо, извещавшее о подтверждении моего поступления в School of Management, George Mason University. Тот факт, что я буквально прыгала от радости, удивлял и моих коллег, которые, кстати, тоже задавали мне вопрос – зачем мне MBA. Как-никак, у меня уже есть Master Degree – именно так оценивается российское пятилетнее образование. С отличным GPA, то есть среднеарифметическим баллом, на который иногда обращают внимание американские работодатели. Хочется ответить всем и сразу.

Начну с того, что мой переезд в США был связан с развитием карьеры. У моей компании были планы по выходу на американский рынок, и меня изначально брали на работу с расчетом на длительные заокеанские командировки. В дальнейшем открылось представительство в Вашингтоне, мне помогли переехать в Америку. Тут я и поняла, что MBA – это логичное и эффективное продолжение, следующая ступень моего профессионального и личностного развития. Почему?

Во-первых, это дальнейшая профессиональная и социальная интеграция. Хочу понимать, почему американцы такие, какие они есть, как они ведут бизнес, как работают и преуспевают. Для меня как маркетолога это особенно важно – знать, понимать и чувствовать аудиторию. Кроме того, у меня не было в этой стране людей, с которыми я училась в школе и жила в соседних домах. Сейчас появились преподаватели, одногруппники, сообщества студентов и выпускников – кладезь нетворкинга.

Во-вторых, английский. С одной стороны, у меня колоссальное увеличение словарного запаса академической и бизнес-лексики, с другой – прирастание сленгом. К тому же образование строится таким образом, что английский задействован во всех ипостасях – вы вынуждены много и слушать, и писать, и читать, и говорить. Хуже всего, когда попадаются термины, которые вы не понимаете ни каком языке – по этой причине я уже сейчас штудирую учебники по предметам, которые начнутся в августе.

В-третьих, мое непрофильное образование (я – филолог), полученное к тому же за рубежом, то есть в России, а это весьма скромный актив для работы и карьеры в бизнесе и маркетинге. Плюс сама по себе степень MBA, что бы ни говорили, ценится на международном рынке труда и вызывает уважение. К слову, несколько моих одногруппников смогли найти лучшую работу или получили лучшую должность в течение первого же семестра обучения. Например, один работал консультантом на непродолжительных контрактах, занимался бухгалтерией и административной работой. Через несколько месяцев после поступления он перешел на постоянную должность Business Manager в крупную компанию, теперь занимается финансовыми и управленческими вопросами.

Что касается профессиональной и социальной интеграции, то результаты я стала замечать еще до поступления. Сама процедура выбора бизнес-школы, посещение дней открытых дверей, подготовки и сдачи экзаменов, перевода и эвальюирования диплома, подачи заявления, - все это весьма расширило мое представление о стране. Америка — это, и в самом деле, страна возможностей. У каждой проблемы есть множество вариантов решений, у каждой цели – цепочка последовательных шагов по ее достижению. Жизнь упорядочена и структурирована. При этом мне кажется, что редкий американец, оказавшись на моем месте, пошел бы учиться — слишком сложно.

Сам по себе выбор бизнес-школы — это сложный и многоступенчатый процесс. Сперва я исключила вариант онлайн-образования. Я решила, что для меня принципиальным является возможность новых контактов, личное общение и физическое пребывание в среде. Далее я тщательно изучила все варианты, подходящие по географическому принципу (то есть до одного-полутора часов езды) и финансовой доступности. Безусловно, пересмотрела множество рейтингов, данные о средней зарплате выпускника, коэффициенты возврата стоимости обучения и т. д., собрала мнения знакомых, коллег, профессионалов отрасли. И сделала уже известный вам выбор, основываясь на совокупности приоритетов. Я поступила с первого раза, хотя один из экзаменов — GRE — пришлось пересдать. Выбрала вечернее отделение, part-time MBA, которое длится три года. В своей группе я оказалась единственной иностранной студенткой, что неудивительно — на part time учатся те, кто здесь живет и работает. В группах full-time студентов из-за рубежа бывает до 30%.

Насколько важно иметь диплом MBA? На ориентации один из профессоров сказал нам, что указание степени в резюме само по себе уже не работает, причем давно. Однако если вы интенсивно учились, развивались, использовали все возможности преобразовать свою жизнь и карьеру, то MBA может стать настоящим трамплином. Я абсолютно с ним согласна, более того, про себя я не раз отмечала, как много ресурсов и инструментов профессионального роста предлагает университет. Это касается и содержания обучения, и большой системы карьерного развития, и всякого рода студенческого, профессионального и академического взаимодействия.

Если же изучить предложения по работе ведущих компаний, то практически в каждой позиции, предполагающей наличие опыта, будет указано: Master degree / MBA is preferred. Будет ли актуален мой диплом в России в случае моего возвращения? Безусловно. Хотя, опять же: не сам по себе, а в дополнение к опыту, знаниям и навыкам.

Поскольку к моменту поступления я прожила и проработала в США уже полтора года, то обучение стало для меня «второй волной» адаптации. В этом смысле курсы по менеджменту – это «два в одном» – я получаю квинтэссенцию американизма плюс технологии работы с ним.

Мои главные впечатления от обучения и самой Америки

Другая система образования. Это касается как концептуальных, так и организационных вопросов. Придя на первое занятие, я была потрясена тем, что, оказывается, уже было задано домашнее задание, более того, вся группа подготовилась. Вообще ситуация, что вам никто ничего не подсказывает, не напоминает и не требует – не привычна. Причем это может касаться важных вещей, влияющих на итоговую оценку. Сам найди, разберись, вспомни и выполни. Наибольший шок вызывает то, что, если итоговая оценка ниже определенного уровня, студент автоматически вылетает из школы. Никаких пересдач. Можно заново пройти курс, еще раз заплатив немалые деньги, и только тогда двигаться по программе дальше. К слову, я дважды неправильно интерпретировала свои оценки, успев страшно перепугаться.

Индивидуализм, независимость, личное пространство. В учебном коллективе это особенно заметно. Очевидно, это единственный способ сосуществования столь многообразного и мультикультурного общества. С другой стороны, прямота и простота. Нужна помощь – попроси, хочешь что-то предложить – пожалуйста. К слову, мои одногруппники мне много помогали и поддерживали, очевидно, понимая, что мне может быть труднее всех.

Бесконечный рационализм и глубина анализа. Любые процессы и явления раскладываются по полочкам, препарируются и упорядочиваются. Тщательная методология принятия правильных решений, избегания типичных ошибок и т.д. Когда я однажды спросила про интуитивные решения в бизнесе, преподаватель ответил, что да, они возможны – в этических дилеммах. Подразумеваются ситуации выбора одного из двух правильных и этичных решений, которое ближе твоим ценностям и принципам.
В качестве иллюстрации. Однажды нашу группу разбили на команды по три человека и дали кейс. В моей группе двое – я и одногруппник – приняли положительное решение. Третий человек дал отрицательный ответ. Сперва мы выступили со своей аргументацией. Далее этот самый парень, не смущаясь ни на цент тому, что он в меньшинстве, спокойно представил свои доводы. Текст кейса был испещрен его пометками, рассуждения – невозмутимы, логичны, методичны и убийственно убедительны. Вся куча разрозненных фактов, обстоятельств и данных выстроилась в стройную картину с четкими прогнозами и вероятностями. Когда же молодой человек все так же невозмутимо запросил у преподавателя дополнительную информацию и – внимание! - получил новую таблицу, которая подтверждала его правоту, я была просто поражена. В том числе тому, насколько эффектными могут быть сухие данные и их анализ.

Изученность многих вопросов. Мы часто считаем себя особенными, креативными, эмоциональными и в целом загадочными, а американцы накопили огромный массив исследований по всем проявлениям индивидуума и коллектива. Нашли объективные способы измерения, выявили все мыслимые закономерности, разработали множество алгоритмов работы и приложили ко всему не только результаты исследований, но и огромное количество кейсов-иллюстраций.

Отношение к деньгам. Американцы легко и открыто заявляют о своей материальной заинтересованности, активно отстаивают свои денежные интересы. Как они говорят, «cash is a king». Возможно, это связано с тем, что в Америке очень много волонтерской работы, и потому люди четко различают, где интерес, служение обществу, благотворительность, помощь и т.д., а где источник финансового благополучия.

В повседневной жизни американцы подчеркнуто genderblind, то есть не различают пол человека. Первое, что я перестала замечать – обсуждение любых вопросов, связанных со здоровьем и физиологией человека. Еще позже я перестала реагировать на юмор, который может быть достаточно грубым, если не оскорбительным, в смешанной компании.

В качестве резюме

Учиться объективно сложно, но крайне интересно и полезно. Особенно, когда ты – единственный неамериканец в группе, что само по себе отличный тренинг на «вживание». Мои планы на будущее? Работать и учиться, набираться профессионального опыта и осваивать новые пространства. Будет ли это Америка, Россия или какая-либо другая страна, как мне кажется, вопрос еще открытый.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Москва

Я понял: по количеству публикаций, самой большой проблемой сообщества менеджеров является получение NВА. (

Руководитель, Украина

Один мой знакомый, поступая на МБА, так ответил на вопрос, а зачем это ему нужно. Он объяснил, что имеет два высших образования - техническое и юридическое, уже 10 лет опыта работы топ-менеджером и хочет просто разложить знания и опыт по полочкам.
В этом есть смысл обучения на МБА, а поступать сразу после школы или окончания ВУЗа - это самонадеянно.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Сергей Швец пишет: Я понял: по количеству публикаций, самой большой проблемой сообщества менеджеров является получение NВА. (
О развитии басктбола в США пока публикаций, вроде бы, не было :) А по количеству статей можно делать вывод о том, кто является крупнейшим рекламодателем ресурса.
Олег Окунев Олег Окунев Профессор, Москва

[/QUOTE]Сам найди, разберись, вспомни и выполни. Наибольший шок вызывает то, что, если итоговая оценка ниже определенного уровня, студент автоматически вылетает из школы. Никаких пересдач. Можно заново пройти курс, еще раз заплатив немалые деньги, и только тогда двигаться по программе дальше. [/QUOTE]
Вот это правильно. Уважаю. А если тебе позвонили и попросили за студента, то студент должен быть неминуемо отчислен, а лоббист обвинен в коррупции и изгнан с работы.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Сергей Швец пишет: Я понял: по количеству публикаций, самой большой проблемой сообщества менеджеров является получение NВА. (
Аахаха, да да, все менеджеры хотят в NBA :)))
Knowledge manager, Украина
Статья понравилась. Вынужден был перечитать несколько раз, чтобы понять причину. Прежде всего - язык (речь). Мысли изложены логично, по тексту плывешь, как по волнам. Не нужно совершать подвиг, чтобы понять, о чем идет речь. [Наши филологи - самые лучшие!] ''...Бесконечный рационализм и глубина анализа. Любые процессы и явления раскладываются по полочкам, препарируются и упорядочиваются. Тщательная методология принятия правильных решений, избегания типичных ошибок и т.д.... '' Вероятно, это и было второй ''наживкой'', привлекшей внимание к статье. 35 лет работы в механосборочном производстве выработали потребность рассматривать любой процесс именно таким образом и никак иначе (Винт М6х25 с потайной головкой должен оказаться на третьем часу сборочного процесса на рабочем месте №8). Пожалуй, впервые в публикации, касающейся МВА, встречаю подобную ''деталь''. После прочтения этого абзаца появилось ощущение того, что начинаешь понимать смысл, вкладываемый в этот в этот, набивший оскомину, тренд (МВА). По сути, это образование (на самом деле - контроль УСВОЕННЫХ знаний) предназначено для отбора тех, кто способен детализировать поток ресурсов, от тех, кто не способен к этому. Возможно, это особенность именно американской системы образования (начального, среднего и высшего), которое не ''грузит'' подобными ''мелочами''. Для советского (и его остатков) технического образования (начиная с ПТУ) технологический процесс - обязательный предмет. Технологический процесс (ДОКУМЕНТ) предусматривает обязательное указание количества и графика расходования того или иного ресурса для достижения заявленного результата. Таким образом, содержательная часть МВА-образования отстаивается нетехническими специалистами, пообщавшимися с двоечниками, ''отстоявшими очередь'' в техническом ВУЗе. Что касается комплекса социальных факторов, сопутствующих образования НАШИХ специалистов ТАМ - полностью согласен, за что автору - отдельная благодарность.
Редактор, Москва
Владимир Крючков пишет: А по количеству статей можно делать вывод о том, кто является крупнейшим рекламодателем ресурса.
Ложное умозаключение, показывающее, что автор -- не в теме :)). Наибольшее количество статей -- на субпорталах ''Менеджмент'' и ''Карьера'', а также в рубрике ''Творчество без купюр'' субпортала ''Сообщество''.
Knowledge manager, Бельгия

IMHO, наверное, лучшая статья о МВА за последние 1-2 года. Все очень точно от начала до окончания. Елене - пожелания успехов.

Инженер, Дзержинск

Просто, понятно, без мишуры и прочих разбавителей. Спасибо автору.

Олег Окунев Олег Окунев Профессор, Москва
На фразу Владимира Крючкова - про вывод о том, кто является крупнейшим рекламодателем ресурса - Андрей Семеркин пишет, что Крючков не теме, потому что Наибольшее количество статей -- на субпорталах ''Менеджмент'' и ''Карьера''...
Ну что тут сказать )))
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.