Кто вы по характеру – менеджер или предприниматель?

Сколько менеджеров встает перед выбором, остаться в организации или уйти в свободное плавание? По моим подсчетам – более 50%. Чаще дилемма выбора встает перед нами в момент профессионального выгорания. Когда возникает острая потребность в изменениях, иначе нельзя. Если в этот момент вы трудитесь в организации, то теряете инициативность в работе, хотите уйти. Если же не развивается бизнес, то появляется страх лишиться всего, и единственно верным решением кажется – вернуться в организацию.

Лично я попробовала работать в двух режимах: десять лет – в корпорациях и три года как индивидуальный предприниматель. В прошлом году я второй раз вернулась в организацию, но при этом утвердилась во мнении, что работать в качестве предпринимателя мне интереснее.

Мотивацию к определенному виду деятельности определяют установки, которыми человек подсознательно руководствуется. Описание и методы выявления установок подробно раскрыты в книге «51 метапрограмма» Боба Боденхамера и Майкла Холла. В этой статье я расскажу об установках, которые важно учесть, делая выбор между предпринимательством и работой по найму. Могу с уверенностью сказать: у каждого варианта свои преимущества и недостатки. Важно только понять, желательно заранее, с какими недостатками вы готовы мириться, а с какими нет.

Инструментарий, который я предлагаю, позволяет предметно диагностировать мотивацию в работе и дать прогноз, как долго человек может заниматься той или иной работой (проектом), не рискуя столкнуться с профессиональным выгоранием. Я начала изучать эту тему пять лет назад, когда проблема профессионального выгорания встала передо мной самой. В статье описаны наиболее влиятельные параметры, определяющие мотивационные профили наемных сотрудников и успешных предпринимателей. Они были выявлены в результате исследования, в ходе которого были протестированы около 4 тыс. человек.

Знакомясь с описанными ниже установками, наложите их на повседневные рабочие задачи, которые вы решаете сегодня. Сконцентрируйтесь и проанализируйте, какие из них превалируют у вас на данном этапе. Для простоты диагностики я выделила два уровня концентрации различных качеств – высокий и низкий. Более точную картину можно получить, измерив личные характеристики по шкале от 1 до 10 баллов.

Прирожденный предприниматель

Я рекомендую вам рискнуть стать предпринимателем, если вы замечаете в себе следующие превалирующие установки.

1) Глобальность и концептуальность мышления (высокие). Вы предпочитаете мыслить стратегически и целостно. Не любите вдаваться в конкретику, вас мотивируют большие и амбициозные цели. Вам легко выстраивать концепцию, вы ориентируетесь в тенденциях и видите уже сегодня, насколько идея впишется в реалии рынка в настоящем и будущем времени.

2) Инициативность, поиск альтернатив (высокие). Вам свойственны проактивность и мышление «возможника». Вы предпочитаете действовать, не тратя время на долгие раздумья. Предпочитаете решать задачи нетривиальными способами. Моя знакомая пять лет назад ушла из компании только потому, что руководство не успевало откликаться на ее идеи по улучшению качества работы. Теперь, работая на себя, она реализует проект за проектом. Человек обрел свое место.

3) Внутренняя референция (высокая). У вас развитая интуиция. Вы легко и быстро принимаете решения.

4) Безразличие (высокое). Эта установка определяет ваше отношение к правилам, которые устанавливает организация и ее руководство. Если вы внутренне сопротивляетесь границам, которые для вас определены, и предпочитаете играть по своим правилам, то у вас высокий показатель «безразличия». Становясь предпринимателем, вы сами устанавливаете правила игры.

5) Приверженность процедурам (низкая). Вы не любите следовать одному и тому же алгоритму в решении задач. Вы предпочитаете совершенствовать методы, однотипные и неизменные подходы вас не устраивают.

6) Потребность в изменениях (высокая). Параметр, определяющий приверженность новизне. Насколько вы готовы перестраиваться в новых экономических условиях, осваивать новые навыки. Этот показатель у вас превалирует, если выполнение одного и того же функционала вас сильно демотивирует. Вам важны разноплановые задачи, новые проекты. Вы легко обрастаете новыми контактами.

7) Срок профессионального выгорания один-два года. Изучая проявление установок мышления в бизнесе, я узнала, что у каждого человека индивидуальный цикличный срок выгорания, который составляет от года до 25 лет. Измерять его можно, проанализировав профессиональный опыт. Как часто вы меняете работу? Через какой период у вас возникает потребность освоить новую должность? Как быстро вы продвигались по карьерной лестнице? Как быстро уставали от одного проекта и переходили к другому?

Оговорюсь сразу, вышеописанные превалирующие установки не означают, что вам нужно обязательно быть предпринимателем. Если вы остаетесь внутри организации, но выбираете другую работу, важно учитывать, что больше всего вам подойдет гибкая организационная структура. Неповоротливая и строго-регламентированная в сжатые сроки приведет к профессиональному выгоранию. А к репутации на рынке труда лучше подходить ответственно, частые смены работы не воспринимаются как сильные качества.

Типичный наемный менеджер

Вам комфортнее трудиться внутри организации, если вы замечаете в себе следующие превалирующие установки.

1) Концентрация на деталях (высокая). Вам трудно смотреть на годы вперед, сложно вырабатывать стратегию. Вы человек конкретики, сосредоточены на текущих задачах.

2) Приверженность процедурам (высокая). Вы – человек процедур. Привыкли к разработанным алгоритмам, вам проще и надежнее следовать им. Условно говоря, если вы привыкли искать работу через один кадровый сайт, вы с трудом переходите на альтернативный. Да и зачем? Ведь у вас уже есть хорошо проверенный инструмент.

3) Концептуальность мышления (низкая). Вам сложно дается генерация идей. Вы скорее реализатор, вы намного успешнее внедряете чужие инициативы, улучшаете уже действующие процедуры. А все предпринимательство держится на идеях.

4) Внешняя референция (высокая). Вам сложно принимать самостоятельные решения, вы привыкли опираться на чужое мнение. Неуверенность в правильности своих решений препятствует вашему продвижению как на руководящей позиции в компании, так и вовне.

5) Фокус на решение проблем (низкий). Вы избегаете рисков и конкуренции, стремитесь не замечать «подводных камней». Низкий фокус на решении проблем иногда говорит о том, что человек не нацелен внимательно изучать потребности других людей. А это приводит к тому, что предпринимательской продукт не находит свою целевую аудиторию.

6) Фокус на системе (высокий). Вам комфортно в своей зоне ответственности, и вы не стремитесь выходить за ее пределы. В то время как независимый предприниматель, особенно на первом этапе своего проекта, и бухгалтер, и маркетолог, и идейщик, и реализатор. Вы готовы совмещать все эти функции хотя бы в течение года? Когда я начинала предпринимательскую деятельность после десяти лет проведенных в организации, для меня это было серьезной стрессовой зоной.

7) Срок профессионального выгорания от пяти лет и более. Вы не любите резких скачков. Вы меняете работу не чаще одного раза в пять-семь лет. Для вас естественно занимать одну должность не менее пяти лет. Вам важно сохранять наработанную экспертизу и многолетние связи с людьми. Вас могут вгонять в стресс такие ситуации, как смена руководства или внедрение принципиально новых политик. Вы цените нажитый опыт, и не стремитесь к кардинальным изменениям.

Установки можно менять!

Практика показывает, что, учитывая свои превалирующие установки, проще подготовиться к смене режима деятельности и принять правильное решение. Вы можете заранее оценить, насколько вы готовы к вызовам, которые скрываются за конкретной ролью в организации или в предпринимательстве.

Хорошая новость: установки можно корректировать. Определив, какая установка сейчас больше всего препятствует вам в работе, поработайте с ней. Если вы не привыкли принимать самостоятельные решения, начните это делать уже сегодня. Начинайте с малых решений, постепенно переходя к более крупным. Если вам не хватает глобальности, начните изучать мировые тенденции хотя бы в своей отрасли, это расширит кругозор. Пропишите стратегию вашего развития на пять лет вперед.

Работа над собой всегда непростой процесс, но понимание своих рабочих установок помогает сделать правильный выбор в пользу той деятельности, которая больше мотивирует.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Вы – человек процедур. Привыкли к разработанным алгоритмам, вам проще и надежнее следовать им.

Полагаю, что по описанным признакам нужно было ввести еще одно лицо - - администратора. Все решает мера - превысил меру - стал администратором.

Поскольку успешный предприниматель (не только менеджер) также должен следовать процедурам.

Что касается управленца, то чем выше по карьерной лестнице - тем больше ему приходится заниматься вопросами стратегии фирмы. А стратегия - это на 100% предпринимательство.

Можно быть предпринимателем - внутри компании, будучи наемным работником. Без таких предпринимателей бизнес зачахнет - погрязнет в администрировании.


Руководитель, Украина

Прочитал, согласен, но сам себе удивляюсь - почему я последние 20 лет работаю менеджером, если соответствую больше характеристикам предпринимателя? :-)

Руководитель проекта, Москва

Присоединяюсь к Владимиру Токареву. Концепция PAEI Ицхака Адизеса хорошо описывает подобные требования к ролям внутри организации.

Коммерческий директор, Москва
Владимир Токарев пишет:
Что касается управленца, то чем выше по карьерной лестнице - тем больше ему приходится заниматься вопросами стратегии фирмы. А стратегия - это на 100% предпринимательство.

Владимир, с первой частью согласен, более высокая позиция подразумевает более широкие возможности/ответственность, что предполагает стратегическое управление, иначе не управиться с объемами. Но из стратегии никак не следует предпринимательство, ибо связь исключительно односторонняя предпринимательство -> стратегия, но никак не наоборот.

По опыту работы в руководстве корпорации со штатом 100 000+ могу однозначно сказать, что стратегия в крупных компаниях это исключительно административная деятельность, шаг вправо/влево от стандарта планирования не допускается. Без исключений. Хотя есть одно... если его сделал СЕО корпорации.

А по опыту работы в руководстве небольших компаний скажу, что действительно стратегическим планированием там занимается исключительно руководство, то есть по сути сам предприниматель и его ближайшее окружение. Но здесь не стратегия есть предпринимательство, а как раз предпринимательство есть стратегия... по сути то, о чем и говорит статья :)

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Геннадий Гилёв пишет:
Но из стратегии никак не следует предпринимательство, ибо связь исключительно односторонняя предпринимательство -> стратегия, но никак не наоборот. По опыту работы в руководстве корпорации со штатом 100 000+ могу однозначно сказать, что стратегия в крупных компаниях это исключительно административная деятельность,

Соглашусь в той части, что у нас применяется преимущественно долгосрочное планирование, называемое по ошибке стратегическим. Но вряд ли эта ветка для обсуждения этой темы. Я остаюсь при своем мнении, но вот ссылка на ветку, где можно продолжить этот разговор по теме - http://www.e-xecutive.ru/management/practices/1984...

Партнер, Москва

статья интересная. Но критерии оценки не подходят для обычных сотрудников. Как оценить интересно ли разрабатывать стратегию или "концептуально мыслить", если в большинстве компаний это привилегии высшего руководства,а рядовые сотрудники зажаты правилами и процедурами?

Консультант, Москва
Максим Клемешов пишет:
статья интересная. Но критерии оценки не подходят для обычных сотрудников. Как оценить интересно ли разрабатывать стратегию или "концептуально мыслить", если в большинстве компаний это привилегии высшего руководства,а рядовые сотрудники зажаты правилами и процедурами?

Максим, благодарю за обратную связь.

Критерии оценки как раз разработаны для сотрудников. Понимая превалирующие установки, можно определить зоны мотивации и демотивации. Если вы продвигаете сотрудника с низкой глобальностью и концептуальностью на позицию, предполагающую выработку стратегии, анализ рисков и возможностей, то велик риск провала и быстрого выгорания. Если же "возможники" и "концептуалы" оказываются зажаты правилами и процедурами, то опять попадаем в зону быстрого выгорания. Каждому важно понимать свои преимущества и максимально задействовать сильные стороны.

Консультант, Москва
Сергей Бурых пишет:
Прочитал, согласен, но сам себе удивляюсь - почему я последние 20 лет работаю менеджером, если соответствую больше характеристикам предпринимателя? :-)


Сергей, зависит от того, что вас привлекает в работе. Если ваши сильные стороны находят максимальный отклик в организации, то потребность в смене формата работы просто не актуальна на данном этапе.

А Б А Б Рук. службы допечатной подготовки, Москва

Все умно, но неприменимо зачастую - особенно в текущее время...

Консультант, Москва
Андрей Бровко пишет:
Все умно, но неприменимо зачастую - особенно в текущее время...

Андрей, все применимо для тех, кто за осознанный подход в бизнесе.Я рада, что именно в текущее время, людей, которые готовы проявлять гибкость к изменениям и использовать в работе новые подходы, все больше и больше.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.