В настоящее время на job-сайтах идет кровавая борьба за IT-специалистов. На одного разработчика популярного стека технологий претендует от 200 до 250 компаний, агентства по найму IT-персонала абсолютно перегружены, а компании-гиганты увеличивают штат IT-специалистов в 2-3 раза, и активно расшатывают рынок IT, существенно завышая заработные платы.
Скрытая часть айсберга
Не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Согласно исследованию StackOverflow только около 16% разработчиков активно ищут работу на job-сайтах, остальные, а их более 70%, находятся в пассивном поиске, то есть рассматривают предложения, но не публикуют свои резюме на job-сайтах.
Что касается общей картины по конкуренции за IT-специалистов, то в реальности она прямо противоположная, и разработчиков в России больше, чем нанимающих менеджеров, это подтверждает исследование кадрового агентства GMS и платформы Amazing Hiring, согласно которому на одного рекрутера приходится 35 IT-специалистов. То есть, с учетом последних данных, разработчиков хватит на всех, вопрос в другом: как выйти из конкурентной борьбы за них на job-сайтах, и найти свой «Голубой океан IT», а также какие методы еще предпринять, чтобы нанимать разработчиков быстрее и эффективнее.
Решения
1. Выход на «Голубой океан IT»
Очевидно, что для того, чтобы выйти из конкурентной борьбы за разработчиков на job-сайтах, компаниям необходимо освоить новые ресурсы поиска IT-специалистов, например такие, как технические сообщества GitHub, StackOverflow, специализированные соцсети LinkedIn, Facebook и др., а также обучить нанимающих менеджеров новым методикам поиска IT-специалистов на этих платформах.
Для иллюстрации того, что технические сообщества можно считать бездонным океаном разработчиков, приведу пример только одной методики поиска на одном техническом ресурсе — GitHub.
Составляем определенный запрос, и вводим его в поисковую строку на GitHub. Вот как он выглядит — language:Python location: Moscow.
Мы видим, что только по одному такому запросу выходит более 5 тысяч специалистов.
Чтобы найти еще больше разработчиков на GitHub, можно также использовать Boolean search запросы. Boolean search — это логические запросы, которые помогают находить информацию в Google, в нашем случае профили разработчиков
Привожу примеры готовых Boolean search запросов для поиска через GitHub:
- site:github.com opengl "block or report user" AND "Python”
- site:*.github.io intitle:резюме Python
- site:*.github.io inurl:(cv|resume) Python
- site:github.com “contributions in the last year” Python Moscow
- site:github.com intitle:резюме OR intitle:cv Python Mосква
Например вам нужно найти Python разработчиков в Москве. Вводим готовый поисковой запрос site:*.github.io intitle:резюме Python в строчку Google нажимаем Enter и получаем списки разработчиков.
Существует большое количество методик поиска IT-специалистов, я привела только несколько из них, а цель данной статьи гораздо шире: показать, что кроме непосредственного поиска разработчиков есть направления, позволяющие сделать найм IT-специалистов быстрым и эффективным.
2. Создание собственных баз разработчиков
Так как спрос на IT-персонал на рынке труда стремительно увеличивается, а агентства по найму не укладываются в сроки, уже сегодня компаниям необходимо готовить базы разработчиков, чтобы не зависеть от агентств по найму, и иметь собственный кадровый резерв IT-специалистов на будущее. Для создания собственных баз важно решить три вопроса: где хранить данные, за счет каких ресурсов их пополнять, и как актуализировать.
Где хранить данные?
В настоящее время существует много удобных CRM-систем для хранения и обработки данных кандидатов, например всем известный E-staff и ультрамодные софты для IT-рекрутеров типа «Хантфлоу», «Поток» и другие.
Но есть альтернативные и совершенно бесплатный вариант: обычные Google-таблицы. С одной стороны, топовые CRM-системы имеют очевидное преимущество перед ведением баз в Google-диске: автоматическая рассылка писем, ведение календаря, напоминания и многое другое, но, с другой стороны, если мы практикуем персональный подход к установке контакта с IT-специалистом, то о каких автоматических рассылках может идти речь?
Остальные фишки CRM-систем также с лихвой компенсируются возможностями Google-таблиц.
Как пополнять базы кандидатов?
- В процессе поиска на открытые вакансии, все найденные контакты заносятся в базу.
- За счет обмена кандидатами с коллегами из других компаний.
- За счет проведения митапов в своей компании, участников мероприятий просить заполнить простые формы регистрации, и их данные добавлять к своим базам.
Как актуализировать базу?
Многие агентства во время продажи услуг по подбору IT-специалистов часто хвастаются огромными многолетними базами. Но по факту важна не длительность ведения баз и количество контактов в них, а их актуальность.
Проверка на актуальность – самая сложная и ключевая часть работы с базами, например, у меня на эту задачу выделен отдельный специалист, и вот что входит в его обязанности:
- Ежемесячное предложение вакансий релевантным специалистам базы.
- Обновление информации о статусе работы IT-специалистов базы, и ведение истории переходов из компаний.
- Рассылка полезной информации IT-специалистам баз. К полезной информации для IT относятся: тематические статьи, предстоящие конференции и митапы, а также около профессиональный контент, например «как не выгореть на работе», «как снизить стресс и увеличить эффективность» и т. д.
3. Повышение лояльности IT-сообщества
Это важный пункт в работе с IT-специалистами, причем, я имею ввиду не только лояльность к вашей компании и бизнесу, но и лояльность к вашему СТО (техническому директору) или тимлиду.
За более чем пятилетний опыт работы я заметила, что около 70% job-офферов были приняты разработчиками потому, что: они уже были знакомы с компанией из статей в интернете, из-за известного бренда; они хотели работать именно «с этим СТО»; они признавали социальную значимость и миссию компании.
Несколько кейсов для повышения лояльности IT-сообщества:
- Проведение митапов и других полезных мероприятий для разработчиков. Например, для закрытия двух вакансий Rust developers мне потребовалось организовать всего лишь три митапа в течение одного месяца непосредственно в офисе нанимающей компании. Это были короткие встречи с презентациями своих успехов; количество посетителей митапов было от 15 до 30; СТО компании рассказывал о задачах в разработке его команды и интересных решениях. Этим кейсом мы убили сразу трех зайцев: повысили узнаваемость СТО (в последствии, нескольких специалистов он нанял просто, когда они вышли на него сами через его публикации об этих митапах); повысили узнаваемость и значимость бренда компании для IT, ведь в анонсах на тематических ресурсах разработчиков эта компания была заявлена как организатор предстоящего мероприятия; пополнили базу разработчиков компании, т. к. для регистрации митапа просили заполнить простую форму с ФИО и e-mail.
- Транслирование полезной информации. Когда нет возможности выйти в офлайн можно использовать «полезные письма» – рассылки кандидатам. Например, собирать полезную информацию для разработчиков о новых статьях в IT или онлайн-конференциях и отправлять им. Таким образом они перестают воспринимать меня как хантера, а видят во мне, в первую очередь, источник знаний, многие пишут сами и узнают о последних новостях в IT.
- Экспертное мнение. Еще один кейс, который прекрасно работает на повышение лояльности – это спросить совет/экспертное мнение у разработчика, например о том, как оценить тот или иной скилл у кандидата или как решить какую-либо сложную задачу в разработке. Причем можно задавать эти вопросы не персонально, а в целых чатах и сообществах разработчиков – это дает бОльший охват при минимальных затратах времени. Мне известно большое количество кейсов от разных компаний, где СТО или TeamLead нанимали разработчиков таким образом: например они публиковали в Telegram-чатах сложные задачи по разработке IT-продукта их компании и взаимодействовали со специалистами, которые предложили нестандартные решения, и далее нанимали их в компанию.
Итог
Подходов к найму IT-специалистов очень много, и они включают целый комплекс мероприятий: от поиска и создания баз до определенной стратегии взаимодействия с разработчиками и выращивания их лояльности.
Подходы непростые и требуют от нанимающих менеджеров определенных знаний и мастерства. Поэтому для того, чтобы нанимать разработчиков быстрее и без помощи агентств, компаниям необходимо:
- Усилить компетенции нанимающих менеджеров, чтобы их поиск не ограничивался только job-сайтами.
- Разработать собственную стратегию найма нужных IT-специалистов.
- Развивать личный бренд СТО и TeamLead компании.
- Следить за позитивными и полезными упоминаниями бренда компании в сети.
- Вести собственную базу IT-специалистов.
Читайте также:
Напрашивается статья - как развивать личный бренд CTO компании без рисков, что он свалит с командой?
Как уговорить его что-то делать в общественном поле, если он вдруг убежденный интроверт, а ещё и может сетевой параноик без соцсетей, удачливый даже Телегу и с 2020 пользующийся только Signal мессенджером?)
Ну и ещё темы по поводу развития разрабов внутри, создания условий и прочее
100-16=84. "Остальные"- это 84%. Технически - да, их более 70%.