Предварительные ласки для менеджера

Если говорить о подборе персонала за рубежом, то среди кандидатов, не знающих русский, 99% в ответ на приглашение поработать, скажут: «Да вы что, с ума сошли, какая Россия». И только в одном из ста случаев эти специалисты будут готовы обсуждать ваше предложение. Русскоговорящие же кандидаты из «забугорья» скорее всего произнесут «никогда». Когда стоит искать специалиста на западе, нужно ли это делать вообще, и с каким предложением к нему обращаться? Участники панельной дискуссии Finding Talent Globally конференции The Art of Going Global от центра Digital October расставляют акценты в проблеме глобального найма персонала.

Ищу персонал за рубежом. Недорого

Предварительные ласки для менеджераАлена Владимирская, руководитель агентства Pruffi: «Проекты ищут персонал за рубежом по следующим причинам:

1. Нужно открывать представительство в другой стране, это основной повод. То есть необходим так называемый кантри-менеджер, носитель культуры государства. В таком случае специалист, найденный в заданном географическом пространстве, – идеальный вариант. Он хорошо понимает страновые особенности, сможет с минимальным числом ошибок произвести локализацию проекта на большой территории.

2. Вторая история связана с поднятием инвестиций и связана, скорее, с Америкой. Это те случаи, когда стартапу нужен некий евангелист, который будет ходить на крупные события, общаться с потенциальными инвесторами для поднятия раундов вложений.

3. Когда проект хочет вернуть кого-то конкретного, с кем когда-то работал. В стартапе действительно важно при наборе команды не ошибиться. Эта история чисто мотивационная – необходимо сформировать правильный пакет и прочее.

Есть некая иллюзия, что западный специалист дороже. Но в среднем, если говорить о Москве, в вопросах оплаты он дешевле процентов на 20-30. Но значительно дороже по конечной стоимости. Многим кажется, что арт-директор, например, из Чехии, будет дешевле, чем специалист из Москвы. Но если вы хотите его действительно перевезти, то будьте готовы к тому, что он поедет только в том случае, если вы оплачиваете его ребенку детский сад, если у всей семьи будет улучшенная страховка... Специалисты за рубежом привыкли к тому, что здесь их будут локализовывать, они рассчитывают на это. В моей практике был случай, когда я убеждала руководство проекта организовать работу наемного специалиста таким образом, чтобы он мог прилетать в Россию на одну-две недели в командировку, а в остальном справлялся с задачами из своей страны. И даже при условии оплаты перелетов (для западных менеджеров это в порядке вещей) найм при такой организации труда выходил значительно дешевле, чем при локализации всей семьи».

В каких странах искать?

Предварительные ласки для менеджераТатьяна Цветкова, директор по развитию бизнеса Fast Lane Ventures: «За два года мы наняли порядка 1000 людей. И если в среднем на каждый случай приходилось пять собеседований, то получается, это как минимум 5000 кандидатов. А «просеяно» было, наверное, в пять раз больше, то есть 15-25 тыс. людей. Фактически, компания «прошерстила» весь рынок.

За это время мы попробовали огромное количество инструментов рекрутинга. И в результате пришли к выводу, что команда – это ключевой момент, 99% успеха зависит от того, какой коллектив мы взяли. Второй факт, который мы вывели в течение двух лет, также вполне очевидный, – в Москве очень сложно находить хороших адекватных работников.

Есть два типа кандидатов, которые ищут в стартапы, – «люди-стратеги» и «люди-руки». И за первыми мы пошли в сторону западного рынка. Мы обращаем внимание на тех, кто изначально родился не в России, но переехал в нашу страну (то есть обязательно знает язык). Во вторую очередь это русские люди, пожившие за границей какое-то время, достигшие определенных результатов. Их мы приглашаем обратно в Россию, переманиваем. На внутреннем рынке «стратегов» искать можно, но затратно и сложно. По теории вероятности, из 10 менеджеров, кандидатов в CEO компании, среди российских менеджеров показатель – один к трем, среди европейских – один к двум.

Для задач, связанных с «руками», мы пошли другим путем: создали в Иваново офис, где собрали 50 студентов, которых теперь будем учить. В Москве вряд ли можно найти дешевые «руки».

Если говорить про западный опыт, мы определили для себя одну прекрасную страну, в которой можно находить не менее прекрасных русскоговорящих специалистов. И в соотношении стоимость/эффективность показатель этих кандидатов в разы больше, чем российских. Эта страна – Израиль. Та точка, где сосредоточено огромное количество русскоговорящих качественных специалистов, особенно по тем направлениям, которых в России действительно нет (в первую очередь, все, что связано с юзабилити, продакт-менеджментом и пр.). Для поиска персонала именно в Израиле есть несколько инструментов. Первый – конференции. Там происходит невероятное количество, в десятки раз больше IT-событий, чем в России. Второй, как это ни парадоксально, – поиск через агентства».

Для того чтобы искать людей, которые знают язык, но при этом обладают опытом нероссийским, мы использовали сеть Linkedin. Наши HR-ы применяли различные фильтры, просматривали профили и отсеивали людей, «вытаскивали» через знакомства кандидатов и приглашали их на собеседования.

Можно ли обойтись без найма иностранных менеджеров?

Предварительные ласки для менеджераВиталий Дубинин, основатель компании Adwired: «Сейчас я смотрю на свою команду, и понимаю, лучшие сотрудники в ней выращены. Конечно, у них был какой-то бэкграунд. Но в достаточно молодой индустрии – мобильных приложений, сервисов, рекламы – год назад таких специалистов не было. Пока не можем себе позволить нанимать кого-то с рынка, перекупать профессионалов. Пожалуй, только дизайнерская команда состоит из сотрудников, которых мы нашли извне. У нас практически нет текучки. Мы находимся в той части рынка, где новые знания нужно подбирать в тот момент, когда они возникают. Приходится самому становиться онлайн-маркетологом и искать человека, который со временем будет разбираться в этих вопросах лучше, чем ты.

Легко ли уговорить западного специалиста переехать и работать в российском проекте?

А.В.: «Давайте скажем по-честному: если вы не супер-компания, если у вас нет фееричных денег и опционов, то, в общем, никому вы на западе не нужны. Вакансии, приглашающие в Россию или предлагающие локализовывать ваш проект, специалисты за рубежом рассматривают в последнюю очередь. У западного CEO есть вторая ментальность. Он уже сделал вывод, что Россия – это много нефти, и единственное, из-за чего туда можно ехать, это пятерной оклад, Bentley и прочие бонусы».

Т.Ц.: «Нам доводилось уговаривать специалиста переехать из Лондона в Россию. Но это был не совсем западный менеджер, который раньше жил в нашей стране. Было у нас с ним много танцев, что называется предварительных игр. Ведь если человек является CEO на западе, сложно приглашать его на схожую позицию в Россию. Естественно, он был руководителем более низкого уровня, начальником подразделения, на чем и основывался наш первый аргумент. Мы предлагали позицию CEO компании, стоимость которой он может развить, по оценкам экспертов, до $100 млн, с возможностью последующей продажи и получения прибыли от сделки.

Есть иностранные специалисты, которые, несмотря на то, что уехали, любят Россию и ностальгируют по бывшим временам. И ваше предложение может стать такими воротами в прошлое, повлиять на решение на эмоциональном уровне».

Каких менеджеров можно возвращать?

А.В.: «Возвращены могут быть те специалисты, у которых за рубежом не сложилось. Не прижились. Они надеялись, к примеру, на легкую жизнь, ждали Лас Вегас и голых женщин за каждой пальмой, а оказалось, что работа в Америке – тяжкий труд. Другой вариант – когда специалисты соглашаются приехать на очень большие деньги. Готовы перешагнуть через себя, мириться с погодой, мучиться в этой непонятной адской стране, чтобы затем приехать обратно и три года не работать вовсе. Зайдите в бар, где обычно сидят экспаты. Они все с утра до вечера говорят, как тут плохо жить. Но при этом работают. И приезжают в Россию только потому, что во Франции, Англии им не дадут таких условий.

Нужно четко понимать, если везете CEO, вы должны быть готовыми очень много платить. А также к тому, что через некоторое время зарубежный менеджер попросит еще. Западные специалисты, в отличие от наших, знают, когда требовать прибавку, и соблюдают контракты. И если контракт закрепляет индексацию зарплаты раз в три месяца, сотрудник придет в этот один указанный день четыре раза в год. Нет? Вы сам себе злобный Буратино, и иностранный менеджер сможет приходить за прибавкой хоть каждый день. Будьте готовы, что он будет постоянно наращивать стоимость».

Как адаптировать зарубежного специалиста в России?

А.В.: «В России очень сложно адаптировать людей из-за рубежа. Интернет в нашей стране – это отрасль с только формирующейся корпоративной культурой. Западный специалист привык работать в четкой, понятной среде. К примеру, случай, когда экспат в крупной компании вышел в первый день на работу. Совещание было назначено на 10 утра, началось в 11.15, в общем, как положено. Он честно этот час ждал, а когда на третьей минуте собрания генеральный директор начал кричать и кидаться фломастерами, решил, что он больной, и спросил у секретаря: «Скажите, а какие антидепрессанты пьет ваш руководитель»? Этому специалисту было сложно, продержался четыре месяца и уехал.

Если говорить об удержании западных сотрудников, то они, в отличие от нас, не принимают решение об увольнении эмоционально. У них другая культура, другое отношение к работе. И если иностранный специалист говорит «я ухожу», значит либо он с вами торгуется, либо фактически принял другое предложение. Это у нас человек может прибегать в слезах и говорить, что увольняется, потому что ему из окна дует. Западник так делать не будет. Поступать нужно следующим образом: если говорит, что уходит, один раз торгуйтесь. Если он для вас ценен, конечно. Приходит снова? До свидания! Потому что увольняться он будет только по двум причинам: либо деньги, либо более интересный проект».

Фото: freeimages.com


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Элина Полухина, Сергей Бурых
Руководитель, Украина

У этих HR-ов на кухне друзья закончились. Все уже пристроены, или ни на что не годные. В Украине с таким заявлением как-то выступил даже вице-премьер Тигипко.
Людей толковых масса, но разглядеть их - это талант. Тут тестами не отделаешься...

HR-директор, Москва

Сергей, а Вы внимательно читали? Среди выступавших нет ни одного эйчара

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.