Подбор персонала: кому доверить импортную сделку?

Поток импорта товаров народного и промышленного назначения увеличивается с каждым годом. В некоторых группах товаров импортозамещение в России достигает 70%. С вступлением России в ВТО доля импортных товаров будет только увеличиваться.

Эти тенденции изменения рынка влекут за собой рост спроса на специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), меж тем рынок труда уже сейчас выявляет острый дефицит профессиональных кадров. Отчасти этот фактор является одной из ключевых причин замедления роста рынка импортеров.

Где сейчас востребованы специалисты ВЭД?

Прежде всего это компании, которые предоставляют полный комплекс услуг по импорту и экспорту, в которых ведение ВЭД, логистика и таможенная очистка грузов являются основным видом деятельности. Помимо этого, потребность в специалистах ВЭД существует у компаний, которые имеют собственную службу ВЭД, ― это компании-дистрибьюторы, представительства зарубежных компаний и иностранные компании, решившие начать бизнес или поставки продукции в Россию, а также российские производители, импортирующие для собственных нужд сырье или оборудование или экспортирующие продукцию за рубеж.

Работая на этом рынке и размещая вакансии на позиции в ВЭД, мы получаем массу откликов, но более 95% соискателей не понимают, что работодатель хочет от специалиста по ВЭД. Правда, и сам работодатель порой до конца не знает этого. Зачастую претенденты, разбираясь в логистике или частично в таможенном оформлении и что-то услышав о ВЭД, не владея даже половиной требуемых общих и специальных компетенций, позиционируют себя специалистами. Почему так происходит? Попытаемся разобраться.

Все достаточно просто и лежит на поверхности. Специалист ВЭД ― это специальность, которая появилась совсем недавно, ее функционал четко не описан. Специалисты в различных смежных областях (логистика, закупка, таможня и т.д.) смотрят на существующие вакансии под своим углом зрения.

Кто такой специалист ВЭД?

Это специалист широкого профиля и знаний. Рассмотрим список ключевых компетенций:

  • разбираться в международном праве и внешнеторговых контрактах;
  • знать порядок таможенного оформления в России и за рубежом;
  • иметь знания и навыки в логистике, иметь опыт работы в области мультимодальных перевозок;
  • разбираться в российском и зарубежном документообороте;
  • организовывать хранение продукции;
  • знать принципы страхования;
  • быть опытным байером;
  • владеть иностранными языками.

Помимо знаний, опыта работы в перечисленных областях и приобретенных навыков, ВЭД-специалист не обойдется без общих компетенций, к которым стоит отнести:

  • умение четко ставить задачи себе и подчиненным;
  • умение работать на результат и поставленные цели;
  • способность управлять проектом, определять сроки и контролировать их;
  • умение оперативно реагировать на изменения в проекте;
  • способность к аналитике;
  • готовность строить взаимоотношения со смежными подразделениями, внешними подрядчиками;
  • гибкость мышления и способность эффективно реагировать на возникшие трудности;
  • навыки ведения переговоров с поставщиками товаров и услуг, заказчиками;
  • внимательность и скрупулезность.

Специалиста ВЭД можно сравнить с главным инженером сложного производства: он знает процесс в целом и каждый его элемент в отдельности. Специалист ВЭД ― это точка контроля и управления рисками, связанными с ВЭД. Здесь всё:

  • риски на этапе закупки товаров ― это сроки производства и качество продукции;
  • валютные курсовые риски;
  • риски в реализации логистической цепи поставки;
  • риски в таможенном оформлении;
  • риски налогового характера и многое другое.

Если сотрудник, работающий на этой позиции, будет не способен оценить риски на каждом этапе, предпринять меры к их профилактике, оперативно и адекватно реагировать на изменения ситуации, пропущенные ошибки и их последствия, компания может недополучить значительный объем прибыли или понести убытки.

Российское высшее и средне-специальное образование не может предложить рынку готовых ВЭД-специалистов. Это связано с тем, что нет подобных насыщенных программ и преподавателей-практиков, и они не успевают за быстрыми изменениями на рынке. Только в области таможенного оформления изменения происходят ежеквартально.

Где найти специалистов ВЭД?

Специалисты ВЭД «вырастают» в компаниях, которые работают в поле международных товаропотоков. Условно такие компании можно разделить на два сегмента ― это «серые» и «белые» компании. «Серые» формировали свой бизнес в 1990-х годах, их специалисты могут «решать вопросы на таможне», «провести сделку через офшор» и т.д. На выходе такие компании формируют специалистов, которые в случае возникновения трудностей объясняют их ошибками других отделов или подрядчиков или спешно покидают компанию, оставляя бремя решения проблем владельцам бизнеса.

Второй тип компаний ― компании, работающие в полном соответствии с законодательством РФ, здесь можно встретить высокообразованный топ-менеджмент, современные модели управления бизнесом. Такие компании тратят средства и время на обучение сотрудников, разрабатывают и внедряют технологии в процессы и системы управления персоналом. На выходе они получают прекрасных специалистов, которые работают на результат и понимают свою ответственность. Специалисты таких компаний стоят дорого на рынке, а компании всеми силами будут удерживать такого сотрудника.

Вывод напрашивается сам собой: вам либо предстоит рекрутировать сотрудника одной из белых компании, а это обойдется недешево, либо самим выращивать специалиста, но надо понимать, что сформировать хорошего специалиста можно минимум за 2 года, и это при условии, что сотрудник будет владеть всеми ключевыми знаниями. Не забывайте, что выученный вами специалист может так же легко уйти к конкуренту за длинным рублем. И вот мы снова перед вечным кадровым вопросом…

Наконец, можно разбить общий бизнес-процесс ВЭД на отдельные бизнес-процессы: закупки, логистика, таможенное оформление ― и расставить на каждый участок специалистов в узкой области. Все вопросы, связанные с валютными операциями, распределить между бухгалтером и финансовым менеджером. В результате вы получите необходимость нанять как минимум 6‒7 специалистов (или 3‒4 отдела, в зависимости от размера вашего бизнеса), которые обеспечивают реализацию вашей сделки.

В ситуации, когда рынку свойственна острая нехватка профессиональных кадров ВЭД, а ошибка ключевого сотрудника может привести к значительным потерям, мы рекомендуем работодателям очень внимательно относиться к подбору сотрудников на должности ВЭД-специалистов.

Соискателям вакансий в области ВЭД хотелось бы пожелать не обманывать ожидания работодателя-владельца бизнеса, быть честными с собой, принять ответственность за те действия или бездействия, которые вы совершаете, оценить стоимость последствий. Ведь компания-работодатель соблюдает свои обещания и, естественно, ожидает паритетных отношений. Уверены, что работодатели устали слышать легенды, как подрядчики подвели, не выполнили работы, как таможня придиралась при выпуске груза, как перевозчик на границе застрял… Да, конечно, существуют и объективные причины, но их значительно меньше, чем могло бы показаться на первый взгляд.

Что такое аутсорсинг ВЭД?

Какими еще могут быть альтернативы для компаний, где ВЭД не является бизнесом, а лишь составной частью существующего бизнес-процесса? Возможной альтернативой может выступить ВЭД аутсорсинг. Многие скажут: любые услуги, а тем более комплексные и столь специфические, стоят дорого. Да, услуги не бесплатны, но на рынке уже давно сформирован коридор цены 1‒5%, что, согласитесь, не так много, если сравнить ваши собственные затраты, когда вы их соберете с учетом времени от начала переговоров с производителем до получения товара. Обычно на сделку уходит около шести месяцев, а на поставку уже готового товара около двух. Добавьте срок подписания контракта, прохождения валютного банковского контроля, непосредственно производства партии продукции и, наконец, ее доставки и оформления. Все это время ВЭД-персонал ― юрист, бухгалтер, закупщик, логист, специалист по таможенному оформлению ― на вашем содержании, обеспечены рабочими местами, связью и прочими необходимыми атрибутами. Вот и посчитайте экономику бизнеса.

Что такое аутсорсинг ВЭД, расскажем на примере компании Российско-китайский торговый дом «CHIN-RU» .

Все очень просто: вы заключаете договор поставки с торговым домом «CHIN-RU», а наша компания по вашему поручению ищет производителя, проверяет его благонадежность, заключает внешнеторговый контракт, покупает товар за рубежом, обеспечивает его доставку, сохранность, таможенное оформление, временное хранение, валютные операции и многое другое, что необходимо в рамках поставки. А у вас на руках ― простой и понятный российский договор поставки (купли-продажи), в котором зафиксирована цена и сроки. Вы даже не ведете внешнеэкономическую деятельность, в привычном понимании этого процесса. У вас нет тех многочисленных рисков и сложностей, которые возникают при поставке зарубежных товаров, и нет наценки дистрибьюторов. В итоге вы получаете прямые поставки продукции, при этом риски минимизированы, а цена намного ниже предложения дистрибьютора. Интересно и привлекательно? Обращайтесь, мы сможем рассчитать стоимость различных вариантов прямых поставок, а Вы сравните их с предложениями дистрибьютора. Принцип нашей работы ― прозрачность отношений. Мы ― профессиональный ВЭД-инструмент для реализации ваших сделок.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Москва

То же самое можно делать по - р а з н о м у! Самые неприятные моменты в отношении ВЭД, связаны с избытком амбиций и незнанием культуры народа, с которым мы заключаем не просто торговую сделку, а строим отношения.
Странно,когда слова :''Вы ведете себя не как русские ...'' Звучат в качестве похвалы из уст образованного и культурного китайского менеджера.
Нас начинают считать за людей, но это только начало пути.

А ВЭД - это не цель,-
это
именно
путь.

Директор по логистике, Москва

Везде существуют профессионалы и любители. В логистике полно любителей, оттого и многие поставки рушатся. Только вот использование ВЭД на аутсорсинге еще не гарантирует, того, что не столкнешься с тем же любителем.
Я прекрасно понимаю рекламный характер статьи. Но существуют определенные критерии, по которым определяется, стоит ли ВЭД отдавать на аутсорсирг или нет. Например, по классике жанра на аутсорсинг не рекомендуется отдавать закупку сырья на постоянно основе для крупных предприятий, а также предоставлять аутсорсеру право выбора поставщика.
А у автора последний абзац начинает фразой: ''все очень просто''. И сразу становится ясно, что самое интересное в поставке ВЭД при таком подходе только начинается.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
«Серые» формировали свой бизнес в 1990-х годах, их специалисты могут «решать вопросы на таможне», «провести сделку через офшор» и т.д. На выходе такие компании формируют специалистов, которые в случае возникновения трудностей объясняют их ошибками других отделов или подрядчиков или спешно покидают компанию, оставляя бремя решения проблем владельцам бизнеса.
Не очень поняла, из чего это следует. Люди, занимавшиеся закупками в 90х, сейчас уже серьезные опытные специалисты, которым за сорок и которые за эти двадцать с лишним лет успели пройти все перипетии ''черно-серого'' импорта и поработать в ''белой'' сфере. Если такие люди все еще занимаются ВЭД, ценнее этого кадрового ресурса сложно найти. Они знают на практике все схемы платежей, ввоза, оформления, они в курсе всех проблем с таможней, банками, транспортом, они умеют разговаривать с поставщиками, и как правило, это поставщики не только из Китая, поскольку в конце 80-х - начале 90-х мы успели серьезно поработать с Европой и обеими Америками, а также с Японией, Индией, Кореей, Израилем, Турцией, Иорданией,...да и еще с десятком стран. Они знают, что может ждать на разных этапах ВЭД, умеют предвидеть это в контрактах и транспортной документации. Это специалисты действительно широкого профиля: сами найдут, сами договорятся, сами контракт составят, сами закажут, подготовят документы, отгрузят, примут товар, рассчитают себестоимость и цену полки, сделают аналитику и т.д., и т.п. Сейчас, как правило, таким специалистам место или на самом верху или им вообще нет места. Потому как ВЭД дробится на более мелкие куски. В частности потому, что вновь приходящим негде взять такой объемный опыт работы. Да и такое всестороннее образование тоже взять негде. Однако, есть еще и та причина, что хозяева бизнеса опасаются иметь сотрудников, концентрирующих на себе столько функций сразу. Что же касается аутсорсинга, я полагаю, что как раз имеет смысл оперировать именно такими людьми, которые, приходя в новую компанию, в силу своего опыта и знаний способны оказать серьезную помощь, выявить проблему, которая может скрываться совсем не там, где ее видят топы и собственники. А вот выросшие в тепличных условиях дробления функций и ''белого'' ВЭД сотрудники вряд ли способны сделать что-то толковое. Но это мое личное мнение. Хотя оно и подкреплено непрерывными наблюдениями за сотрудниками закупок/ВЭД с 1989 года :)
Менеджер по маркетингу, Москва
Элла Черномор, да, соглашусь с вами. Я тоже зацепилась за этот абзац в статье - слишком заметно стремление автора подтолкнуть читателя к желательному выводу.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.