Продажи39611

Как выжить на маркетплейсах продавцам продуктов питания

Памятка производителям продуктов питания, которые решили выйти на электронные площадки: ошибки, важные нюансы, полезные инструменты.

Рынок электронной торговли в России стремительно растет, потребители уходят в онлайн. По данным агентства ecommerceDB, Россия занимает 14 место по величине рынка электронной коммерции. А общий объем интернет-торговли в 2022 году в нашей стране составил почти 5 трлн рублей. Но так ли легко торговать на маркетплейсах? Особенно если это такая чувствительная категория товаров, как, например, продукты питания.

Резкий уход в онлайн-торговлю во время пандемии, а на тот момент это был чуть ли не единственный выход, чтобы сохранить бизнес, ознаменовался тем, что на маркетплейсы массово вошли зрелые игроки. До этого подобные площадки занимали, как правило, небольшие компании и стартапы. Сейчас рост числа продавцов несколько замедлился. Отчасти это связано с тем, что маркетплейсы меняют политику и повышают порог входа. Поэтому можно говорить не столько о новых трендах, сколько о текущей расстановке участников.

При этом онлайн-продажи продуктов питания в 2023 году уверенно растут. По данным исследования INFOline, в третьем квартале текущего года этот рынок вырос на 55% по сравнении с аналогичным периодом 2022 года. А к концу года рост может составить 45-49%. И это при том, что исторически в России офлайн-торговля хорошо развита от придомовых магазинов до огромных гипермаркетов, где человек, по сути, может купить все необходимые продукты питания: и скоропортящиеся, и товары с долгим сроком хранения.

Тем не менее маркетплейсы сегодня уже не экспериментальные каналы. Они бросили вызов исторически развитым офлайн-площадкам и составляют им серьезную конкуренцию. Абсолютно все компании на рынке понимают значимость этих площадок. И если кто-то еще на них не вышел, то сделает это в ближайшее время. По сути, мы получили в онлайне зеркальную картину офлайна-рынка. Правда, правила игры несколько отличаются.

Две ключевые ошибки продавцов продуктов питания

Пять важных особенностей продажи продуктов питания 

Как повысить продажи

Даже если скрупулезно учитывать специфику условий хранения, логистики, доставки продуктов питания на маркетплейсах и прочие нюансы, для выживания этого недостаточно. Даже несмотря на то, что продажи этих товаров растут, вряд ли они когда-то будут возглавлять рейтинги самых популярных покупок, поскольку продуктовая офлайн-торговля развита очень хорошо и позволяет в одном месте не только посмотреть и потрогать товар руками перед покупкой, но и приобрести все необходимое в одном месте.

Повышение продаж напрямую зависит от максимальной оцифровки бизнес-процессов. В частности, необходимо использовать платформы внешней аналитики, которые решают сразу несколько задач: отслеживают объемы продаж, прибыль и другие ключевые метрики, анализируют конкурентную среду, повышают конверсию, прогнозируют спрос и т. п. Такие платформы – основной инструмент в продвижении и развитии, попадающий в цель с очень высокой точностью. А, учитывая специфику пищевой торговли, нужно помнить, что любая ошибка в стратегии может стоить слишком дорого. Поэтому надо максимально оцифровывать все бизнес-процессы.

Но и про старый добрый маркетинг забывать нельзя. Проводить контентную оптимизацию карточек товаров, развивая их смысловое и графическое наполнение. Использовать разнообразные платные рекламные возможности маркетплейсов для привлечения внимания к своим товарам (в том числе разрабатывать уникальные решения, которые создаются под индивидуальные задачи в различных сегментах). Участвовать в промоакциях, программах лояльности и распродажах. Управлять рейтингами и отзывами, побуждая клиентов оставлять положительные отзывы, и индивидуально реагировать на отрицательные сообщения. Использовать смарт-помощников.

Чек-лист: правила выживания продавца продуктов питания на маркетплейсе

  1. Правильно считать юнит-экономику.
  2. Уделять особое внимание упаковке продуктов.
  3. Изучать логистику и условия доставки.
  4. Следить за качеством.
  5. Реагировать на отзывы.
  6. Использовать платформы внешней аналитики для сбора цифровой информации.
  7. Не пренебрегать цифровыми маркетинговыми инструментами: оптимизация карточек товаров, платные рекламные возможности маркетплейсов, участие в промоакциях и программах лояльности, «обратная связь» с покупателями.

Читайте также:

Смотреть комментарии