Продажи42504

Как B2B-партнерство превратить в систему генерации прибыли

Почему компаниям выгодно вложение в уникальность готовых продуктов клиентов на внутреннем и внешнем рынке? Как внедрить модель отраслевого сотрудничества?

Система сотрудничества отрасли, а в центре B2B-компания

Прирост объема для компаний B2B можно искать в нескольких направлениях. По локации рынков: внутренний рынок и экспорт. Чтобы увеличить долю своего ингредиента в готовом продукте клиента: защитить уникальностью или сертификатом пользы, но однозначно установить барьер для входа конкурентов. И здесь появляется возможность производства для B2B своих премиксов и других готовых ингредиентов. Это не только упрощает производственный цикл для клиента и делает вас более интересным для него. В ассортименте собственного производства увеличивается актив в виде запатентованных клиенту предложений.  

Еще один источник прибыли – увеличение сбыта продукции клиентов. Чем больше продается готового продукта из сырья и упаковки, тем больше рост оборота компании-поставщика. Так логика приводит нас к инвестициям в преимущества клиентов-производителей. А правильно «собранный» конечный продукт для полки монетизирует усилия всей цепочки: «производитель сырья – его дистрибьютор в России – производство готового продукта – сбыт конечному покупателю – потребности конечного покупателя». Так появляется стратегическая линия B2B – партнерство по рыночному запросу, а не только по ассортименту на складе.

Компании B2B могут встроиться в систему создания и продвижения готового продукта клиента в формате партнерства. Поставщику ингредиентов, упаковки и оборудования остается достичь высокого уровня экспертности в нужных клиенту областях, чтобы клиенты доверили ему идеи новых разработок. И здесь уровень имидж-партнерства B2B точно соответствует его «глубине» вхождения в систему клиента и гарантированного доверия. Нельзя забывать о значимости контактного лица на стороне клиента.

Теперь рассмотрим механику выстраивания внутренней работы в компании, которая решилась на цель «partner». Я буду описывать свой подход, исходя из наиболее эффективных методов работы в пищевой и косметической отрасли и со стороны B2B и B2C (Fazer, Leipurin, Leko).

В предложенную систему сотрудничества входят не только поставщики и клиенты. Она выстраивается так, что компания B2B становится центром сотрудничества игроков отрасли. Активами становятся ее отношения: с клиентами, своими сотрудниками, поставщиками, конкурентами, внешними факторами рынка (власти). Особый актив для определения ассортимента и вектора его развития – понимание трендов конечного покупателя.

Умело настроенный механизм становится гарантом долгосрочного партнерства: снижает риски привязанности клиентов к менеджеру по продажам; ухода поставщика на пике инвестиций дистрибьютора в его ассортимент. Клиенты будут не готовы поменять поставщика, который является незаменимым ресурсом для получения добавленной стоимости. Каждое из звеньев – актив компании, который защищен уровнем доступа информации, согласованный с участниками на входе в процесс.

Рис. 1. «Система отраслевого сотрудничества (СОС)»

Основные проблемы по внедрению этой модели:

Разберемся с каждым звеном цепочки и роли компании B2B

1. Сотрудничество с клиентами

Может возникнуть вопрос: «Как сырьевики, производители упаковки и оборудования могут быть полезны в продвижении продукта для конечного покупателя?». В сырье, как часть состава на упаковке или в клейме, заложены аргументы совершения покупки с полки магазина, запросы в рамках тренда. Очень полезна научная документация для сертификации или другого преимущества ингредиента поставщика. Ее в готовом продукте может использовать клиент, минуя затраты ресурсов при разработке конечного продукта. Упаковка, биоразлагаемая или более удобная в связи с социальной и демографической средой, особые фактурные качества материала упаковки, – выделяет продукт на полке и транслирует его плюсы.

Вы должны хорошо понимать цели клиента по оперативным вопросам, включая снижение себестоимости. Например, клиент оптимизирует цикл производства (вводит сырье в холодную фазу, не затрачивать энергию на подогрев или оптимизирует площадь под производство). То есть ему нужно сырье с меньшим размером частиц или со свойством растворимости  без подогрева. Более того, если вы понимаете «боли» клиента, вы и можете предложить альтернативу. Ведь компания B2B находится в центре отраслевой цепочки, у нее широкий обзор рынка и возможностей. Другими словами, вы предвидите проблемы клиентов и переносите их решение на свою территорию. Вы выстраиваете общую цепочку с клиентом не только по развитию разработки новых продуктов, но и оперативных вопросов, стратегии. Так клиент привыкает к вашему участию с точки «0» - с модерации стратегии.

Оборудование помогает оптимизировать затраты или производить уникальный ассортимент, в отличие от конкурентов. Таким образом, B2B становится частью новых разработок клиентов, но часто стесняется об этом заявить.

Какие функции в компании B2B, в связи с ее центральной ролью, претерпевают самые большие изменения?

2. Партнерство с сотрудниками компании

Успех этой модели во многом зависит от качеств сотрудников. Персонал должен быть настроен на взаимовыручку внутри и вне компании, это особое ценное человеческое качество – уважение к людям, желание помочь им и найти решение, а не просто получить свои проценты от объема. Кроме этого, нужно подготовить персонал к общению с топ-клиентами, к высоко профессиональному уровню вопросов клиентов категории А.

Это звено системы занимает больше всего управленческого времени. Оно является топливом развития. Какого оно будет качества – зависит от лидера и его личных качеств.

Я выделяю несколько основных этапов в работе с сотрудниками.

  1. Включить творца и отойти.

Неоднократно убеждалась в правдивости слов моего скандинавского коллеги: «Чем больше барьеров между руководством и сотрудниками, тем больше это руководство платит за обман». Руководство откровенно обсуждает с сотрудниками причины изменений и аргументирует свои следующие шаги. Например, отправные данные компании: рынок сейчас в состоянии Х, тренды – Y, перспективы – Z, ресурсы, включая набор компетенций – W. Сократовским методом или модерацией поиска решений команда подходит к плану действий и расчету ресурсов. Это помогает снять сопротивление персонала; вычленить вклад каждого сотрудника; наделить смыслом ту работу, которую он делает. То есть, нужно включить в людях не только уровень физиологических потребностей, но и причастности к целям, к их участию в построении будущего компании. Доверие сотрудников нельзя размывать тотальной слежкой за ними, нелогичными выходками и демонстративной растерянностью руководства. Чтобы модель сотрудничества в ее исконном созидательном замысле изливалась на клиентов и внешний мир, она изначально строится на высокой ценности самого человека.

Точки контроля, как и хороший сервис, не должен мешать процессу. Эти точки контроля не задействуют ресурс сотрудников на ненужную информацию, которая не влияет на целевой процесс или ее некому обрабатывать. Доверие руководства сбалансировано развитой ответственностью персонала за свои решения.

  1. На чем все держится.

Цели компании, отраслевые особенности, объем ресурсов, этап организационного развития и др. отпечатываются в опорном механизме компании: оргструктура, мотивация, система сбалансированных показателей (BSC), кадровой политике.

Основные пункты, которые позволяют скрепить систему отраслевого сотрудничества (СОС):

Работа в команде или самоизоляция – не является индикатором оценки. Есть сотрудники, лучше работающие в одиночку. Значит, для них предлагаются условия труда, близкие к их психотипу.

Чем выше уровень сотрудника, тем больше выделяются его черты: выводы и уважение к результатам предшественников (понимание прошлого компании, успехи и ошибки); ответственность за свои решения и управление критикой (кто ты, как руководитель в настоящем); видение будущего компании во взаимодействии элементов рынка и умение аргументировать свои решения для разных сценариев рынка (кто ты, как лидер в будущем).

Особый индикатор здорового будущего компании и соответствия модели сотрудничества – хорошая почва для наставничества. Нет условий для наставничества – нет будущего для СОС.

3. Сотрудничество с поставщиками

Так как у дистрибьюторов сырья и материалов есть связь с производителями и их технологическим опытом, инновационными идеями и возможностями, это звено необходимо привлекать в цепочку создания уникального российского продукта. В связи с тем, что в России слабая сырьевая база, в большей степени, это западные поставщики. Я постоянно привлекаю их опыт и технологическую базу для решения сложных вопросов. Совместно с ними постоянно ведутся проекты по разработке новых продуктов наших клиентов.

Поставщики встраиваются в систему NPD с ограничением в доступе к коммерческой информации компании, так как эйфория успеха часто навивает им мысли открыть свое представительство и использовать базу дистрибьютора.

4. Сотрудничество с представителями власти

В разных отраслях можно выделить различные «поддерживающие» СОС государственные программы по импортозамещению. Например, в косметической отрасли – это стратегия Минпромторга до 2030. В нее включаются программы по поддержанию российских производителей и сырьевиков, план работы со слабыми точками. Объединение в совместные проекты с клиентами под эгидой этой стратегии помогает двигаться в сторону развития уникальности, усиления российского бренда, каналам сбыта, способам продвижения, NPD. Так увеличение экспорта в несколько раз и выгодное увеличение объема сбыта становится не только задачей Минпромторга, а целями всей производящей цепочки B2B2C в России.

5. Сотрудничество с конкурентами

При покорении мирового косметического рынка многие корейские производители объединялись в логистике для снижения затрат. Аналогично развивались отраслевые кластеры по разработке активных веществ, методов производства и продвижения. Это помогло развить сильный бренд корейской косметики и выдавить с рынка мирно засыпающую на лаврах Европу. Понимая общие выгоды от увеличения экспорта, можно найти форматы сотрудничества и с конкурентами.

Конечно, система отраслевого сотрудничества требует профессионализма и дополнительных ресурсов на изменения. Кроме всего, компания должна быть готова к постоянным изменениям под требования рынка. Если вы решитесь на сложный путь партнерства, тогда вам нужно решиться на изменение вашего сознания и подхода к управлению. В системе отраслевого сотрудничества (СОС) вам понадобится опора на единомышленников и профессионалов. И основная цель здесь не в завоевании мира, а в помощи своим клиентам встать на достойную ступень отрасли.

Также читайте:

Смотреть комментарии