Продажи101939

Как построить правильный отдел продаж: анализируем ситуацию

Если в компании не выполняется план продаж, менеджеры прокрастинируют, клиенты уходят или берут паузу — нужны изменения. Главное понимать, в чем именно, и как их реализовать.

В своей деятельности мы часто сталкиваемся с тем, что у бизнеса есть потенциал, возможность зарабатывать больше, для этого всего лишь нужно модернизировать отдел продаж. Причем сделать это поэтапно: от аудита до разработки инструментов продаж, систем мотивации и отчетности.

Я хочу поделиться с вами своим наработанным опытом в реализации этого процесса, чтобы вы тоже могли сделать свой отдел продаж эффективным и прибыльным. Сегодня я хочу начать цикл статей о правильном отделе продаж — это прибыльный и высокоэффективный отдел продаж, с настроенными бизнес-процессами и четким регламентом работы. Это позволяет ему работать автоматически, без постоянного пристального контроля и коррективов со стороны собственника бизнеса.

Первопричина цикла — боли предпринимателей

Причиной создания этого цикла стала боль предпринимателей, которую я часто фиксирую у своих клиентов — отдел продаж систематически не выполняет поставленный план. И такая проблема есть у 80% компаний.

Обычно ситуация развивается следующим образом. Директор формирует план и спускает его руководителю отдела продаж. По итогам месяца РОП рассказывает, что менеджеры не смогли выйти на нужные показатели потому что:

В зависимости от вида бизнеса, возражения могут быть самыми разными. Конечно встречаются ситуации, когда оправдания РОПа объективны, но это скорее исключение. Как правило, собственники бизнеса правы, когда считают, что причина плохих продаж:

Зачем вам это читать

Корень проблем может крыться в одной из этих причин, а может быть абсолютно другим. Прочитав полный цикл статей, а их будет около 10, вы узнаете, как найти причину низких продаж. А еще у вас сформируется четкое понимание, каким должен быть правильный отдел продаж:

Итак, что же делать, если вы признали, что проблема действительно есть, и вы готовы ее решать? Первое — необходимо провести анализ, чтобы понимать в какой ситуации сейчас находится ваша компания. Чтобы объективно воспринимать текущую ситуацию, анализировать нужно несколько вещей:

Я знаю, что дочитав до этого места вы скажете, что давно уже сформировали мнение по всем этим вопросам. Не торопитесь делать выводы. Мнение может быть основано на ложных заключениях, поэтому для получения объективной картины нам нужно собрать конкретные факты.

Анализ целевой аудитории

Я предлагаю вам провести не типичный анализ, который часто используется предпринимателями, когда они собирают теоретический портрет своего клиента и прописывают ему гипотетические мотивы совершения покупки. Я рекомендую вам совершить конкретные действия — обзвонить минимум 20 своих клиентов (можно разделить их на группы: постоянные и те, кто сделал разовую покупку) и задать им несколько вопросов:

  1. Откуда вы узнали о нас?
  2. Вы сравнивали нас с другими компаниями? Сколько их было?
  3. Что именно вы сравнивали?
  4. Почему выбрали нас?
  5. Вам понравился наш продукт?
  6. Что можно улучшить?
  7. Что можно сделать, чтобы вы совершили еще покупку?
  8. Вы станете нас рекомендовать?

Полученные данные нужно записывать и систематизировать. В итоге вы узнаете, откуда приходят клиенты, что им нравится в вашем продукте, свои конкурентные преимущества (внесите их в УТП). Проделайте аналогичную процедуру с клиентами, которые недавно были готовы купить, но не сделали это. Первые три вопроса будут одинаковые. Дополнительно нужно будет спросить:

  1. Почему вы не купили у нас?
  2. Вы купили этот продукт? Почему выбрали конкурентов?
  3. Что нам нужно сделать, чтобы вы купили у нас?
  4. Что вам понравилось в работе нашего менеджера, а что не понравилось?

При сравнении ответов из обеих групп, вы можете выявить вашу сильную сторону, а также то, в чем недорабатываете. Например, у вас может быть быстрая реакция на обращение, но забывчивый менеджер, не отправляющий материалы. И пока вы не проработаете эту проблему, закрывать будете только тех, для кого важнее всего оперативность.

Анализ конкурентов

Вам нужно выбрать десяток наиболее сильных конкурентов и оставить им заявку почтой или на сайте. Это позволит выявить быстроту и способ реагирования на заявку.

После общения с менеджером вам нужно будет зафиксировать, насколько охотно и компетентно менеджер с вами общался. Был ли он ведущем в беседе, провел ли вас по воронке продаж и закрывал ли вас на сделку. По итогам полученной информации вы сможете объективно сравнить работу своих продажников и специалистов конкурента, выявить свои конкурентные преимущества. А также при необходимости внести коррективы в работу, почерпнуть какие-то полезные приемы коммуникации.

Анализ показателей

Чтобы понять проблемные точки сейчас и оценивать динамику в дальнейшем, вам нужно собрать ряд показателей. Причем нужно оценивать эти показатели по каждому отделу, сотруднику и компании в целом.

Анализ загруженности продажников

Основной функционал менеджера — продажи, однако наряду с продажами менеджер осуществляет ряд других функций, в зависимости от компании они могут быть разными, но обычно это: рутинная работа (отправка писем, введение данных в CRM, составление предложений для клиента, запрос данных), ведение текущих клиентов, личные дела (перекур, перекус и т. д.)

Эффективным можно считать менеджера, если на коммуникацию с клиентами он тратит не менее 20% рабочего времени. Чтобы рассчитать этот показатель в вашей компании, нужно один рабочий день провести с менеджером и зафиксировать все его процессы за день. Потом измерить процентное соотношение непосредственно продаж к другой деятельности.

Если меньше 20%, нужно думать об оптимизации рабочего времени.

Итак, мы рассмотрели все предварительные действия, которые вам необходимо проделать в начале пути к работающему отделу продаж. Если есть вопросы, пишите их в комментариях, постараюсь всем ответить.

Смотреть комментарии