Корпоративная практика706327

Как дерево метрик помогает навести порядок в бизнес-процессах

Что такое дерево метрик, и почему оно помогает добиваться результатов? Как его правильно применять, чтобы выделить основные цели и задачи компании?

Дерево метрик — это иерархическая визуализация структуры метрик, используемая для анализа и представления метрик компании в различных уровнях детализации. Метод был изобретен Берни Смитом в 2011 году и впервые появился в его книге "KPI Checklists", опубликованной в 2013 году. Подход и нотация дерева метрик были разработаны специально для того, чтобы помочь в идентификации всех KPI, которые должна учитывать компания.

Дерево метрик позволяет ответить на вопрос: «Каким образом проведенный эксперимент в рамках одного продукта для одного из сегментов пользователей влияет на бизнес-результаты всей компании целиком?».

Какие функции выполняет дерево метрик

Дерево метрик — критически важный инструмент для продуктовых менеджеров, аналитиков и руководителей, поскольку оно обеспечивает глубокое понимание динамики бизнеса и поддерживает принятие data-driven решений.

Почему дерево метрик важно

1. Оно облегчает процесс идентификации слабых мест в бизнес-процессах, указывая на аспекты, требующие немедленного внимания и оптимизации. Более того, уверенное владение методом дает возможность прогнозировать потенциальные угрозы для бизнеса, предпринимая проактивные меры для их предотвращения.

2. Способствует разработке целенаправленной стратегии развития, позволяя фокусироваться на тех направлениях, которые окажут максимальное влияние на улучшение общей эффективности компании.

3. Способствует улучшению коммуникации внутри компании, поскольку предоставляет единую систему показателей, понятную всем сотрудникам. Это облегчает взаимопонимание между различными отделами, способствует более эффективной координации усилий в направлении общих целей и дает коллегам возможность для самопроверки своих гипотез по улучшению бизнес-показателей.

Как создать дерево метрик: пошаговое руководство

1. Корень дерева

В самом начале дерева метрик находится так называемая North Star Metricметрика полярной звезды или ключевая метрика продукта или компании. Она является основной и демонстрирует эффективность всего бизнеса. В зависимости от целей и этапа развития компании ключевая метрика может различаться. Чаще всего «полярной звездой» является прибыль компании или продукта, но могут быть и другие варианты:

2. Ветви первого уровня

Следующий компонент дерева метрик – метрики ключевых направлений деятельности, которые способствуют улучшению «полярной звезды». Они же выступают в качестве первого уровня ветвления. Если речь идет о повышении общей прибыли продукта или компании, ветви могут включать стратегии по увеличению базы активных пользователей или улучшению удержания клиентов.

Каждое из этих направлений, будь то увеличение MAU для стартапа на ранней стадии или улучшение ARPU для продукта с развитой монетизацией, представляет собой конкретную область, в которой необходимы целенаправленные усилия и меры для достижения поставленной цели.

3. Ветви второго уровня и последующие

Дальнейшие уровни повторяют принцип предыдущих. Каждая предыдущая метрика декомпозируется на составляющие, которые помогают более явно выделить, как операционная деятельность, улучшая свои непосредственные метрики, влияет на стратегические направления деятельности и ключевые метрики всей компании или продукта.

Допустим, в контексте стратегии «расширение клиентской базы», такими задачами могут стать:

Эти задачи становятся основой для следующих уровней ветвления, где на каждом из них из метрики выделяются еще более мелкие и конкретные действия, направленные на достижение конечной цели.

Например, для задачи «оптимизация маркетинговых и рекламных кампаний» можно разработать подзадачи, связанные с анализом эффективности различных рекламных каналов, увеличением конверсии лендингов или внедрением новых технологий для повышения вовлеченности пользователей.

Как определить и выбрать подходящие метрики

Создание дерева метрик начинается с определения конечных целей компании и дробления их на конкретные, измеримые метрики, что позволяет организовать системный подход к анализу и улучшению бизнес-процессов. Для правильного определения метрик можно прибегнуть к использованию OKR. Это фреймворк, предполагающий установление конкретных, измеримых целей (Objectives) и ключевых результатов (Key Results), которые должны быть достигнуты для их реализации.

Следующим шагом после определения всех необходимых метрик является их интеграция в структуру дерева метрик. Этот процесс представляет собой значительный интеллектуальный труд, требующий тщательного анализа структуры бизнеса. Поэтому важно выбрать инструмент, который облегчит процесс визуализации и дерева. Например, Mind Map в Miro, предоставляет возможность эффективно организовывать мысли и идеи, поддерживая их наглядное представление и упрощая процесс за счет интуитивного интерфейса и горячих клавиш.

Частые ошибки и рекомендации

Несмотря на то, что дерево метрик является довольно простым в освоении инструментом, при работе с ним впервые возможны ошибки, которые могут негативно сказаться на качестве полученной структуры. Приведу некоторые примеры:

  1. Недостаточная связь метрик с бизнес-целями. Убедитесь, что каждая метрика в вашем дереве прямо связана с главной целью и способствует ее достижению. Это ключевая цель, для которой составляется дерево метрик.
  2. Недостаточная декомпозиция метрик. Проработайте дерево до такого уровня, на котором вам будет очевидно, каким образом ваши метрики непосредственно связаны с вашим продуктом. Если последний уровень вашего дерева — это такие метрики, как LTV или MAU, возможно вашей декомпозиции будет недостаточно для прикладного использования — только для описания стратегических направлений развития компании или продукта.
  3. Перегрузка дерева второстепенными метриками. Важно не допустить ситуации, когда на дереве метрик такой объем информации, который размывает ваш взгляд и не дает четкого понимания, как все устроено. Для повседневного использования ваше дерево должно четко отвечать на ваши рабочие запросы.
  4. Игнорирование контекста метрик. Будет некорректным подход, при котором вы просто скопируете дерево метрик из интернета и примените его в своей компании или продукте. Вероятно, вам подойдет основной каркас. Но важно декомпозировать метрики на основе вашей компании. Вы должны видеть, как метрики устроены и ведут себя именно в вашем случае.
  5. Отсутствие регулярного анализа. Регулярный анализ и обновление дерева метрик критически важны для его эффективности. Не допускайте, чтобы ваша система метрик «замерла» и перестала отражать реальное положение вещей.
  6. Отсутствие участия команды. Для успешной реализации и использования дерева метрик важно вовлечь в процесс и обучить использованию этого инструмента всю команду. В этом случае вы сможете внедрить в компании единую систему ключевых показателей, которая в будущем позволит вам и вашей команде продуктивно и аргументированно ставить будущие цели.

Читайте также:

Смотреть комментарии