Корпоративная практика41222

Как быть эффективным генеральным директором на удаленке

Как вывести компанию из кризиса и управлять командой более 100 человек, если у руководителя нет отраслевого опыта и живет он в другом городе?

В 2014 году меня пригласили стать генеральным директором, а в дальнейшем и совладелицей клиники лечебного голодания с двумя условиями:

  1. Переехать из Екатеринбурга на Алтай, где находится клиника.
  2. Вывести бизнес из кризиса.

От первого отказалась, поскольку смена места жительства не входила в мои планы, а второе решила принять. На тот момент у меня не было опыта управления медицинским бизнесом, но был продолжительный опыт консалтинга крупных сетевых компаний по командообразованию. 

В каком состоянии был бизнес

Компания находилась на грани банкротства:

Передо мной поставили главную задачу — вывести бизнес на окупаемость за 5 лет. Это был слишком оптимистичный прогноз, потому что клиника находится на стыке двух сфер — отельного бизнеса и медицинских услуг. На данном рынке срок окупаемости в среднем составляет 10 лет.

Мне необходимо было выстроить такую систему управления, чтобы удаленно контролировать все бизнес-процессы. В начале пути я выработала главные принципы управления, которые до сих пор помогают сохранять эффективность, преодолевать кризисные ситуации и развивать компанию, не погрязнув в операционных задачах.

Выбирать компетентных менеджеров

Управленцу нужна четкая организационная структура, чтобы с ростом команды не увеличивалось количество сотрудников, которые находятся в прямом подчинении. В широком смысле наша компания поделена на три крупных подразделения во главе с руководителями:

Одна из моих главных функций — контроль работы всех подразделений через разные форматы взаимодействия с руководителями: 

Я полностью включена во все бизнес-процессы, которые напрямую касаются прибыли, стратегического развития и репутации компании. Предпринимателю необходимо контролировать финансовую часть, чтобы понимать общую картину бизнеса и не допускать перерасходов бюджета. Важно отслеживать юридическое оформление документации, поскольку от этого зависит безопасность компании и клиентов.

Чтобы команда не стояла на месте, в фокусе стоит держать развитие персонала и новое обучение. Первое лицо компании должно быть в курсе маркетинговой стратегии, потому что ценности руководителя должны транслироваться через весь контент в социальных сетях и медиа, особенно это важно в сфере услуг. Такой подход формирует и усиливает лояльность аудитории.

Опираться в управлении на личные ценности

Одно из главных условий долгосрочного роста бизнеса — сотрудники, которые не только понимают стратегический вектор развития компании, но и разделяют ценности руководителя. Для этого нужно четко обозначить их команде. 

Мои основные ценности — открытость и честность. Когда я вступила в новую должность, нужно было действовать быстро и слаженно. Свое знакомство с командой я начала с общения в режиме «босиком»: открыто заявила, что «у меня большое желание вывести клинику из кризиса, если вы его разделяете, давайте двигаться вместе дальше, если нет — расстаемся». После этого 10% сотрудников уволилось. 

«Быстро и слаженно» стали главными принципами работы компании. У малого бизнеса нет шансов притормаживать, поэтому важно подбирать такую команду, с кем можно двигаться на высоких скоростях. Не все могут выдержать такой темп на длинной дистанции, поэтому основная часть «старой» команды постепенно ушла через два года. 

Чтобы отслеживать климат в коллективе и замечать изменения, необходимо придерживаться следующих правил:

Соблюдать баланс твердой и мягкой силы

Самое сложное для руководителя в управлении любой командой — научиться не уходить в крайности, уметь договариваться, но при этом чувствовать момент, когда надо быть принципиальным. Важно гармонично соединить в своем управлении два подхода:

Как выстроить систему мотивации

Я не разделяю мотивацию на материальные или нематериальные стимулы, поскольку любые преимущества, которые получает сотрудник, обеспечиваются за счет бюджета компании. Главное изначально заложить расходы на стимулирование: стоит открыто говорить сотрудникам, что возможность выплаты или организации любых бонусов — это результат совместных командных усилий.

У нас система мотивации выстроена по двум направлениям: это премиальная часть, которая связана непосредственно с результатами в работе, и бонусная часть, которая поддерживает тезис «коллектив — это семья».

В премиальной части кроме индивидуальных премий для сотрудников, которые включены в заработную плату, с недавнего времени стали практиковать дополнительную командную премию за общий результат. Протестировали этот формат на профильном направлении — медицинском блоке, теперь планируем распространить на все подразделения. Тестирование такой гипотезы показало, что когда у человека есть не только индивидуальная ответственность, но и цель — повлиять на командный результат, это повышает качество взаимодействия сотрудников внутри небольшой команды и каждый подключает свои навыки на полную мощность и проявляет инициативу, чтобы выполнить общий план. 

Бонусная часть включает в себя несколько направлений:

Такая система стимулирования помогает задействовать разные пласты коммуникации и подталкивает сотрудников развиваться в различных направлениях, а не только концентрироваться на работе. В совокупности эмоциональное состояние коллектива и общие воспоминания положительно влияют на общий результат компании. 

Итоги работы

Читайте также:

Смотреть комментарии