Корпоративная практика43222

Делегирование неизбежно: как передать 90% задач сотрудникам и не пожалеть об этом

Как делегировать, чтобы компания росла, а собственник был сосредоточен на ее дальнейшем развитии, и не погряз в операционке? Личный опыт.

Очень многие проекты начинались практически с нуля – коллектив из нескольких человек и небольшой стартовый капитал. Но даже если старт происходит в относительно в равных условиях, дальнейшее развитие и рост у каждой компании идут своими темпами. Какие-то стартапы вырастают совсем немного и останавливаются на уровне небольшой фирмы, а какие-то, благодаря сочетанию множества факторов – трудолюбия, знаний, упорства – увеличиваются настолько, что делегирование полномочий становится неизбежным. 

Как я выходила из операционки

Все начиналось как школа французского языка со мной в качестве основной движущей силы и еще четырех человек. Медленно, но верно команда расширялась. 

Так сложилась нынешняя команда. 

За 2023 год школа выросла в пять раз в финансовых показателях, а штат сотрудников увеличился до 70 сотрудников. 

Когда и почему делегирование становится необходимостью?

Обязанности основателя и руководителя компании состоят не только в осуществлении общего руководства или представительских функциях. Именно руководитель, в первую очередь, будучи в состоянии охватить общую картину функционирования компании, выбирает направление развития на долгосрочную перспективу. Какие признаки говорят о том, что вам стоит задуматься о делегировании полномочий?

Постепенность – ключ к успеху

Расширение штата – это всегда увеличение расходов на заработную плату, поэтому крайне важно просчитать, что принесет вам делегирование. Позволяет ли ваша прибыль вложиться в наем новых сотрудников? Как меняется финансовая стратегия при делегировании?

Чтобы всегда были деньги на содержание штата, в первую очередь надо заниматься продажами и постепенно растить штат. При подсчете расходов и прибылей всегда видно, на какой отдел сколько тратится, и вы можете планировать бюджет наперед, даже с учетом возможных проседаний в определенные периоды.

Нельзя делегировать когда вам вздумается сразу все задачи. Например, на самом старте компании, когда на счету каждая копейка, делегирование вообще не лучшая идея, поскольку этот ход себя не окупит. Для начала стоит понять, куда расти, какой будет компания через несколько лет, какие в ней будут отделы и какие понадобятся специалисты. А вот дальше, по мере развития, увеличения количества операций и прибыли, перекрывать те области, в которых наиболее высокая напряженность. Эти расходы оправданны. Особенно если специалист берет на себя задачи, которые вас угнетают или раздражают. Если приход нового человека дает толчок новому витку развития компании, в том числе и финансового.

Как понять, что делегирование прошло эффективно?

Основной показатель успешной передачи полномочий можно сформулировать примерно так: когда какое-то направление или отдел стабильно работают и практически не требуют контроля со стороны руководителя. 

Если же руководитель компании чувствует себя полноценным членом отдела, в который были переданы задачи, начинает ощущать себя исполнителем и подчиненным в этом отделе, то значит, что что-то происходит не так, и это нужно менять. Возможно, просто не тот человек находится на этой позиции. Когда мы поменяли руководителя отдела продаж в школе, у нас произошел резкий скачок прибыли. 

Как правило, окончательно убедиться в успешности делегирования можно через 3-4 месяца. Этого времени вполне достаточно, чтобы новый член команды вошел в курс дела и показал первые результаты своей деятельности.

Поиск и наем

Поиск кадров на разных этапах развития компании происходит по-разному. Сначала руководитель самостоятельно занимается этим вопросом – размещает вакансии, отбирает кандидатов. Со временем поиск новых специалистов отдают на аутсорс специалистам, оставляя за собой только право окончательного решения. И только совсем крупные компании создают собственные кадровые отделы, и это тоже, делегирование вопросов, касающихся штата сотрудников. Рекомендую начинать именно с этих этапов – сначала искать и собеседовать самостоятельно, а по мере роста компании делегировать это специалистам. 

Вызовы и сложности делегирования

Одна из сложностей – принять, что за то, что вы сами умеете делать, вы с определенного момента будете платить зарплату другому человеку.

Делегирование – это отчасти и про доверие. Если вы работаете по принципу «хочешь, чтобы было сделано хорошо – сделай сам», то вам может быть сложно доверить другому человеку ту работу, которую вы до этого делали сами. Да еще и поверить в то, что он умеет ее делать лучше, чем вы, и что он вам необходим для дальнейшего роста. Признать это – серьезный вызов для некоторых предпринимателей.

Также очень важно, чтобы с новым человеком было комфортно, ведь на работе мы проводим значительную часть жизни.

Важно вовремя признать, что вы могли ошибиться, делегируя полномочия, и постараться это исправить сразу, а не ждать результата там, где его заведомо не может быть. Поэтому очень важно начинать делегировать тем специалистам, кто приносит прибыль практически сразу, ведь даже в век информационных технологий и искусственного интеллекта человеческий фактор остается решающим.

Читайте также:

Смотреть комментарии