Корпоративная практика47269

Бизнес-среда 2024: шесть тенденций

Прогнозы и наблюдения разных управленцев о том, какие события, инструменты и тренды будут влиять на развитие российских компаний в текущем году.

1. Спрос на бизнес-консалтинг продолжит расти

Помощь консультантов становится более профессиональной и востребованной. Главные причины текущих запросов на внешний консалтинг: перестройка бизнес-моделей, освоение новых рынков, в отдельных случаях – расширение присутствия на рынке отечественном, пересборка управленческих команд, развитие внутренних лидерских компетенций. Востребованы консультанты всех форм и мастей, причем под каждую потребность можно подобрать свой вариант решения.

Виталина Левашова, независимый директор, основатель кадрового агентства «Уникум» и Высшей медицинской школы

С 2020 рынок консалтинга стабильно растет на 20-25% каждый год, и так будет в дальнейшем. Обращение к услугам внешних менторов, советников, консультантов стало нормой. Более того, в частных компаниях активно развивается корпоративное управление – инструмент, помогающий акционерам и руководителям выстроить более эффективный менеджмент.

Но даже когда создание полноценного совета директоров преждевременно, коучинг первых лиц, а также менторы по наиболее значимым направлениям востребованы всегда. Так, чаще всего первые лица компаний и акционеры обращаются к услугам менторов в области финансов и управления персоналом. Поскольку от того, насколько грамотно выстроены два ключевых актива (люди и деньги) зависит в конечном счете результат бизнеса.

2. Клиентоцентричность – главный инструмент управления бизнесом

В ежегодном отчете Шепа Хайкена, известного эксперта в области клиентского сервиса, зафиксировано, что в 2023 году 76% клиентов сделали бы все возможное, чтобы перейти в компанию с лучшим обслуживанием. 86% и вовсе перешли бы к конкурентам, если бы узнали, что те обеспечивают лучший клиентский опыт. Рынок эволюционировал из состояния, когда им правили производители, теперь клиент решает дальнейшую судьбу компании.

Владимир Антонов, исполнительный директор компании «Четра»

Само представление о бизнесе изменилось с поставки продукта или услуги на управление опытом взаимодействия с брендом, частью которого является этот продукт или услуга. Этот опыт во многом определяется уровнем доверия – чем оно выше, тем больше шансов построить долгосрочные отношения.

Также я вижу прямую зависимость между довольными сотрудниками и довольными клиентами, достаточно лишь посмотреть на корреляцию показателей NPS и eNPS. Если хотите, чтобы ваши клиенты были счастливы, начните больше заботиться о сотрудниках, развивать корпоративную культуру. В конечном счете, все сводится к взаимодействию людей между собой, будь то B2B или B2C.

3. Менеджеры выходят из режима ручного управления компанией

В 2023 году развивался бизнес тех руководителей, которые находили нужных людей, сплачивали команды и держали под пристальным вниманием все процессы для оперативного реагирования на резкие изменения внешней среды.

Иван Михин, управляющий директор «Загорского трубного завода»

Таких управленцев я называю атлантами за их способность на своих плечах и своими руками вытаскивать бизнес и команду. К сожалению, стала нормой ситуация, когда менеджеры радуются всего лишь выполненному месячному плану, даже не квартальным и тем более не годовым показателям. Мы видим, что происходит с процентными ставками, как ширятся санкции. Поэтому в последние годы привычное долгосрочное планирование перестало быть значимым инструментом – менеджеры направили максимум усилий на здесь и сейчас.

На мой взгляд, эта картина скоро начнет меняться. Хаос сохранится, но перейдет в разряд рутинного качества бизнес-среды, и через полтора-два года руководители вернутся к роли визионеров-созидателей, способных видеть картину будущего и реализовывать ее в реальность.

4. У лидеров возрастет потребность в навыках change-менеджмента

2024 также станет годом преобразований. Но ускорение изменений в бизнес-среде за последние годы уже привело к накоплению усталости у команд и руководителей. Если невозможно разобрать бардак, значит, его нужно возглавить. В случае с управлениями изменениями этому поможет целенаправленная работа с коллективом.

Надежда Рожкова, советник по управлению в среднем бизнесе

При управлении изменениями проводниками перемен становятся вовсе не CEO. Основная опорная сила – это middle-менеджмент, среднее звено крепких руководителей, которые работают с большинством сотрудников, с линейными специалистами. Работа с middle-менеджментом не отличается от работы со всем коллективом, при этом мне ближе модель ADKAR. По ней вначале команду приводим к осознанию (awareness, A) необходимости изменений.

Речь в первую очередь идет об информировании коллектива о будущих изменениях, о том, какое место будет занимать каждый член команды в новой структуре. Затем формируем желание (desire, D) участвовать в реализации этих изменений. Даем знания (knowledge, K) и создаем возможности (ability, A) провести трансформацию. На последнем этапе организуем долгосрочную поддержку выполненных преобразований (reinforcement, R).

5. Искусственный интеллект и человек создают кибернетический коллектив

В 2024 году значительно ускорится внедрение искусственного интеллекта, в частности, больших языковых моделей в различные сферы бизнеса и повседневной жизни. Это станет следующим этапом цифровой трансформации, которая охватит как глобальные рынки, так и российскую экономику.

Данила Егоров, директор по стратегии облачного бизнеса МТС

2024 год обещает стать переломным в освоении AI-технологий. Российский бизнес имеет все шансы воспользоваться этими инструментами для ускорения цифровизации, повышения конкурентоспособности и улучшения клиентского опыта. Этот же процесс формирует новый тип команд – кибернетический коллектив. В нем гармонично синхронизированы функции естественного и искусственного интеллектов – человека и машины. Прежде всего, это касается обработки естественного языка в задачах, связанных с обслуживанием клиентов. Использование чат-ботов и виртуальных ассистентов, способных вести естественный диалог, позволит предприятиям улучшить качество обслуживания и сократить операционные расходы.

Другой важный инструмент – интеллектуальный анализ больших объемов текстовой информации для выявления трендов, рыночных возможностей или рисков. Это позволит компаниям быстрее принимать обоснованные решения.

6. Бизнес продолжит курс на человечность в коммуникациях

Глобальный кризис доверия и эпидемия одиночества – два фактора, которые сильно влияют на выстраивание отношений в бизнес-командах. Исследование Edelman Trust Barometer фиксирует, что доверие к трем из четырех мировых институтов: государству, медиа и НКО снижается несколько лет подряд. Участники опроса готовы доверять только бизнесу. Но чтобы продолжать держать такую высокую планку и создавать стабильные условия для сотрудников, собственники и руководители вынуждены бороться:

Стоимость привлечения сотрудников продолжает расти, а значит, больше бюджета будет сфокусировано на удержании. Компании, которые выстраивают человекоцентричные коммуникации, создают крепкое сообщество и в перспективе побеждают в конкуренции за кадры и вовлеченность, а значит, сохраняют способность бизнеса развиваться.

Вот несколько рекомендаций, как сделать так, чтобы сотрудники ощущали причастность и совпадение в ценностях:

Также критически важно отслеживать, что говорят о компании за пределами офиса. Создайте амбассадоров бренда – соберите лояльных сотрудников и замотивируйте больше проявляться в публичном пространстве.

Также читайте:

Смотреть комментарии