Корпоративная практика563013

Какие уроки получили топ-менеджеры в 2023 году

Как адаптировались российские компании к изменениям после геополитического кризиса, и как перестроился внутренний рынок – итоги и прогнозы.

После тектонического сдвига на рынке в 2022 году компании на ходу перестраивали бизнес-процессы, логистические цепочки и даже весь бизнес целиком. В этом смысле 2023 был более стабилен, менее насыщен изменениями, поэтому позволяет сделать некоторые выводы из ситуации, которая сложилась на рынке.

Российские компании должны сами подстраивать бизнес-модели под рынок

До 2022 года крупный и средний бизнес либо приглашал консалтинговые компании из «большой четверки», чтобы те предлагали варианты развития, либо максимально копировал бизнес-модели гигантов. Теперь это делать бессмысленно: мы оказались в уникальных условиях, когда бизнес-процессы, работающие по всему миру, в России работать перестали. Консалтинговые компании также пытаются перестроить свой бизнес, так как ограничены в доступе к зарубежным практикам.

Яркий пример такой перестройки – это дистрибуция компонентов из Европы и США, которые теперь являются подсанкционными (полупроводники, товары двойного назначения). Еще лет пять назад ситуация была однозначной: поскольку это проверенные поставщики с хорошей репутацией, можно не тратить время и силы на изобретение своего паровоза. Теперь же вариантов действий стало больше: методом проб и ошибок искать новых поставщиков, использовать возможности параллельного импорта, или изобретать свои решения. Лучший вариант выделить нельзя: каждый бизнес ищет удобный способ по своим ресурсам.

Конечно, какие-то иностранные практики остались актуальными, например, использование нейросетей в работе, но доступ к иностранным нейросетям сильно ограничен. Так что и здесь три упомянутых выше пути остаются актуальными.

Не все, что кажется устойчивым, является таковым

Поэтому всегда нужно иметь множество запасных вариантов и ориентироваться на собственные уникальные разработки. Когда иностранные компании резко ушли с рынка и перестали продавать свои продукты, начались проблемы с программным обеспечением и компонентами для сборки устройств.

И если программы для кибербезопасности исторически очень сильные – не зря Россия занимает пятое место во Всемирном индексе кибербезопасности (GCI) ООН, то быстро заместить продукты для продуктивной работы бизнеса (CRM, ERP) – трудная задача. А так как проекты по внедрению таких систем являются длинными, минимум один год, то многим компаниям пришлось начинать все процессы практически с нуля.

Между внутренним и зарубежными рынками колоссальная разница

Раньше российская компания могла вписаться в контекст международного бизнеса, и не нужно было разделять подходы к развитию на разных рынках, теперь подходы кардинально изменились.

Компании, сосредоточенные на внутреннем рынке, уделяют меньше внимания практикам, важным для зарубежного бизнеса, например, комплаенсу или устойчивому развитию. Им важнее создать аналоги импортного продукта, заполнить им пустоты и сделать его максимально дешевым для захвата ниши.

Хотя Росстат фиксирует в 2023 году рост покупательной способности граждан РФ, это, по мнению профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, происходит за счет роста зарплат ради удержания квалифицированных кадров. Эксперт отмечает, что долго такая ситуация продолжаться не сможет, поскольку повышать зарплаты бесконечно нельзя. Другие же экономические и социальные факторы не говорят в пользу сохранения настолько же оптимистичной картины.

Бизнесу, который хочет развиваться в странах, не присоединившихся к санкциям, требуется соблюдать больше международных стандартов и сосредотачиваться на борьбе за место на новом рынке, откуда иностранные конкуренты не уходили.

Изменение стратегии подождет, пока не будут понятны правила игры

В 2021 году Мосбиржа сообщала, что порядка 30-40 российских компаний планировали выход на международный IPO. В начале 2022 года планы пришлось отменить. Но далеко не все компании подготовили новые стратегии, а многие даже не начинали их прорабатывать.

Я предполагаю, что большинство наверняка начнет разработку тогда, когда поймет, что рынок устоялся и сильных потрясений больше не будет. Скорее всего, это произойдет во второй половине 2024 года после объявления результатов выборов.

Фокус ближайших лет – на работе с людьми, их привлечении и удержании

Сильно выросла роль личности руководителя. Во время кризисных изменений менеджер должен демонстрировать уверенность и понимание, куда движется бизнес. Даже если внутри него есть сомнения, он должен помнить, что сотрудники ориентируются на его поведение в попытках понять, выживет ли компания-работодатель. Поэтому руководитель должен быть всегда на шаг впереди в том, что он несет в массы.

По опросу Head Hunter, 85% работодателей РФ считают, что дефицит кадров станет главной проблемой рынка труда в 2024 году, причем самый большой кадровый голод будет испытывать крупный бизнес. Среди главных причин дефицита кадров называют внешние события (62%), отсутствие квалифицированных кадров (52%) и проблемы демографии (46%).

Поэтому нужны инструменты, которые помогают мотивировать сотрудника работать долго, например, LTI (long-term incentives). Считаю, что больший приоритет получат именно «жесткие» навыки, а не мягкие, особенно среди «синих воротничков». И судя по тенденции, этот принцип отбора останется главенствующим.

Выводы

Произошедшие к этому времени изменения в российском бизнес-климате останутся с нами как минимум на пять-семь лет. Это означает, что компаниям придется сильно постараться, чтобы сохранить баланс и убедить в своей устойчивости и работников, и сторонних наблюдателей. Но тем интереснее будет посмотреть на тех, кто переживет эту бурю, и на то, какую бизнес-среду они создадут.

Также читайте:

Смотреть комментарии