Корпоративная практика97654

Как масштабировать бизнес: 3 секрета

У любой компании есть только два пути: либо эволюционировать и благодаря этому сохранять жизнеспособность, либо прекратить развитие и деградировать.

Ведение любого бизнеса требует выполнения определенных действий на каждом этапе развития, из которых не последнюю роль играет масштабирование – процесс, направленный на расширение границ деятельности компании и увеличение прибыли. Собственнику нужно действовать комплексно, увеличивая производство, количество точек (филиалов, офисов), расширяя команду и клиентскую базу, повышая узнаваемость компании.

В чем суть масштабирования бизнеса, и для чего это нужно

Многие предприниматели задаются вопросом, нужно ли масштабировать бизнес, если компания и без того демонстрирует высокие показатели прибыли? Ответ однозначный – да. Развитие бизнеса актуально для любой ниши и сферы деятельности. Объяснить данное утверждение довольно просто: удержать стабильность долгое время без каких-либо действий, направленных на прогресс, невозможно. Ведь любой рынок – это динамическая система, для которой свойственно непрерывное эволюционирование. Поэтому достичь высокого результата и зафиксировать его навсегда не получится.

Решив, что необходимости развиваться нет, собственник подписывает приговор для своего дела. В краткосрочной или долгосрочной перспективе – будет зависеть от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Жизнеспособность бизнеса обеспечивается непрерывным развитием, введением новых продуктов, систем продаж и других актуальных новшеств. Пренебрежение масштабированием – прямой путь к деградации и краху любого бизнеса.

Когда начинать масштабирование?

Первый и основной аспект для удачного старта – это готовность собственника как с профессиональной, так и с психологической точки зрения. Это ключевой момент, без подобной готовности невозможно масштабировать бизнес. Профессиональные навыки управленца можно прокачать с помощью множества инструментов и приемов, в частности:

Прокачав свои знания в области управления, легче понять, в каком направлении двигаться и как составить жизнеспособный план развития бизнеса. Однако кроме профессиональной готовности владельца к масштабированию должна проявляться готовность и психологическая. Предпринимателю необходимо осознать необходимость развития, быть готовым управлять бизнесом по-новому или нанять для этого сильного управленца.

Если выбор делается в пользу последнего, отношения с управляющим также нужно построить грамотно. Это должен быть не просто наемный работник с высокой зарплатой, а человек, с которым бизнесмен будет готов делиться прибылью. Ведь основные качества сильного управленца – это:

  1. Следование тем же принципам и целям, которых придерживается собственник.
  2. Готовность брать на себя ответственность.
  3. Умение работать на результат.

Человек, который возьмет на себя всю ответственность за масштабирование бизнеса и результат, должен чувствовать, что это его проект.

Как подготовить бизнес к масштабированию

Основной критерий готовности бизнеса к развитию – наличие четкой системы внутри компании. Структура этой системы может отличаться в зависимости от направленности бизнеса, однако обязательно должна включать такие элементы:

Также важным аспектом выступает наличие CRM-системы, где будет формироваться вся клиентская база, и которая станет основным каналом постановки задач для всех участников процесса. Этот шаг избавит от необходимости иметь десятки разных чатов, делая систему управления более эффективной.

Финансовые аспекты масштабирования

В процессе масштабирования можно выделить несколько основных статей расходов:

  1. Поддержка и развитие собственника.
  2. Эдвайзинг.
  3. Коучинг.
  4. Интеграция в бизнес CRM-системы, обучение персонала по ее ведению.

Не стоит забывать также о роли маркетинга, который выступает основной составляющей узнаваемости компании. В классической модели 10% от выручки уходит на маркетинг. Однако эта цифра зависит от системы построения конкретного бизнеса. Например, если мы говорим о продаже продуктов питания в зоне регулируемых товаров, то здесь рентабельность чаще всего составляет всего 5%. Поэтому затраты на маркетинг и схемы продвижения у каждого свои: проценты от дохода, от оборота либо вовсе разовые рекламные акции.

В бизнесе важно выстроить пути клиента, где будет понятно, какие маркетинговые инструменты работают, а какие нет. Именно маркетинг формирует стартовую часть цикла жизни клиента и непосредственно отвечает за качественную лидогенерацию, что есть основой формирования всей клиентской базы.

Как понять, что масштабирование идет по плану?

Можно выделить два ключевых признака прогрессивного развития бизнеса:

  1. Совпадение фактических успехов с планом проекта. Незначительные отклонения от графика и ожидаемых показателей – это не страшно. Но если не удалось более половины запланированного, значит, нужно в краткие сроки пересматривать алгоритм действий.
  2. Положительные изменения качества жизни собственника. Здесь имеется в виду не только финансовая составляющая, но и способность выстроенной системы и процессов внутри нее функционировать самостоятельно, без жесткого контроля со стороны владельца.

Если у предпринимателя в процессе масштабирования освобождается время, которое он может посвятить разработке стратегий и планов, новому общению и полезным знакомствам, а построенная система работает без сбоев и внешнего вмешательства – значит все идет по плану.

Нужно ли тормозить масштабирование, и на каком этапе это делать?

Если развитие идет своим чередом, нелогично будет искусственно его притормаживать. Нормальными считаются темпы прироста в пределах 20-30% годовых. Если бизнес стабильно выходит на такие показатели, единственное, что остается делать собственнику – это продолжать выполнять нужные для поддержания данного уровня действия.

Следует помнить, что масштабирование – это регулярный, постоянный процесс. Однако здесь важно взять нормальный темп вначале и не ставить для себя сверхцелей. В противном случае, владелец быстро выдохнется, а команда просто не справится с поставленными задачами.

Также стоит понимать, что если перепробованы все способы, но масштабирование не приносит результатов, а бизнес уходит в регресс, пора остановиться, завершить все действия и перераспределить свои силы и ресурс команды на реализацию новых идей. Ведь одно из качеств сильного лидера – умение вовремя закрыть проект, если он ушел в убыток.

Секреты успешного масштабирования

Также читайте:

Смотреть комментарии