Корпоративная практика18990

Как выстроить коммуникации, которые сократят затраты компании в два раза

История о том, как удалось наладить коммуникации с разработчиками и клиентами и сократить затраты бизнеса более чем на 90%.

В этой статье не будет никакой магии и танцев с бубнами. Я расскажу на конкретном примере, как мы сократили затраты бизнеса на 94% в компании, в которой трудится международная команда. Сделали мы это за счет целенаправленного структурирования коммуникаций и повышения уровня доверия между отделами продаж и разработки. Но обо всем по порядку.

Итак, география команды — это Европа, Россия, Украина и Нигерия. Описывать буду действия, которые мы предприняли в начале 2022 года, то есть в период накаленной геополитической обстановки.

Проблема

Понятно, что стартап — это про скорость, большие вызовы, свободу и, конечно, мечту стать Unicorn. И каждый приходит в стартап со своим представлением о реализации проекта, определенными ожиданиями и амбициями. В нашу команду заходили ребята с такой мотивацией:

Всех объединяла вера в продукт и возможность стать лидером в своем сегменте. Из-за того, что компания удаленная (есть только штаб-квартира) — мы ни разу не собирались в офисе. 

Компанию мы строили с нуля и основными отделами были Business Sales (продажи) и отдел разработки, где каждый занимался своими задачами. Разработка — производством продукта с определенным функционалом и надлежащего качества, Business Sales — привлечением клиентов и продажами. Разработчики были загружены по 10 часов в день, а продажи любыми способами привлекали клиентов.

И так как все происходило динамично, то между ключевыми людьми из подразделений мы создали еженедельные созвоны. Это точка синхронизации между продажами и тимлидами из разработки, цель которой было ответить на вопросы:

Таким образом продажники должны были выходить со встречи с пониманием, что они могут обещать клиентам, включая функционал и сроки. А разработчики должны получать понимание, что стоит включить в бэклог по функционалу, и можно ли как-то ускорить разработку.

Но поскольку жизнь стартапа очень подвижна, потому что нам нужно было быстрее выйти на рынок и заполучить наибольшее количество клиентов, предоставив качественный продукт, то в какой-то момент продажи пообещали предоставить функционал одному клиенту примерно через неделю. И когда дело дошло до разработки, выяснилось, что миссия невыполнима.

Тогда мы решили, что при таких вопросах нужно не дожидаться еженедельного созвона, а быстро все уточнять в рабочем чатике. И это привело к тому, что мы начали страдать хаотичными звонками и бесконечными переписками в Slack. Это занимало у всех кучу времени, а инженерам стало сложно переключаться с бизнес-целей на технические задачи, потому что уровень контекста везде разный. И по факту мы получили снижение производительности.

Отчасти, это похоже на конфликт целей и интересов. Потому что личностного конфликта ни у кого нет — оба отдела нацелены на результат, но формулируют его все основываясь на своих критериях.

Нужно понимать, что отдел разработки в IT — это люди, которые большую часть времени работают над техническими решениями, и все остальное их просто отвлекает. Поэтому инженеры не любят объяснять дважды и «разжевывать» все по сто раз.

Логично, что у нас встала задача выстроить прозрачный отдел коммуникаций, который будет понятен и удобен для продаж и разработки. 

Решение

Для решения этой задачи мы внедрили Kanban доску. В компании мы пользовались двумя инструментами — Jira и Notion. Но отдел продаж не использовал Jira, плюс они оставляли какие-то заметки просто у себя в телефонах. Учитывая это, мы переключились на Notion, в котором и создали доску. 

Также по мере развития стартапа мы перешли на собственную систему управления проектами с кодовым названием Heartbeat. Она включала в себя следующее:

Такой подход мы позаимствовали у Amazon, он также известен как 6-Pager. Это когда каждая квартальная цель формулируется четко и конкретно и разбивается на подцели — Strategic Priorities. Это позволяет иметь ясное понимание того, как достижение подцелей приведет к достижению главной квартальной цели.

Для упрощенного мониторинга рисков и статусов задач на каждом созвоне мы применяли следующую систему по статусам:

Я подписывала NDA, поэтому не могу показать внутренние материалы нашей доски, но вот как это может выглядеть:

Логично, что особое внимание мы уделяли желтым и красным задачам. Для желтых — назначали ответственного, кто расписывал план шагов, чтобы вернуть зеленый статус. А для красных — проводили отдельную встречу два раза в неделю на 15 минут. На них обсуждалось, что сделано, что планируем делать, разрешение/брейншторм для технически сложных задач. Такие встречи проводятся до тех пор, пока статус не перейдет в желтый.

Также раз в 1-1,5 месяца мы организовывали встречи, на которых отвечали на вопрос, действительно ли достижение подцелей приведет нас к достижению главной квартальной цели. Это позволяло иметь объективный взгляд на текущий прогресс и вносить необходимые корректировки в приоритеты и планы. Сначала такие созвоны занимали час, а затем стали всего по 30 минут.

Такие встречи я называю «сшивкой» двух департаментов. Потому что на них сшиваются смыслы — к ключевым смыслам бизнеса «пришиваются» возможности их технического выполнения.

На моей практике почти все компании сталкиваются с тем, что отделы, ориентированные на результат в деньгах, и отделы, ориентированные на продукт или процесс, преследуют свои цели. Здесь важно встать в «тапки» собственника бизнеса и посмотреть на компанию как бы сверху. Тогда становится ясно, что оба отдела выполняют необходимые задачи и не могут привести к прибыли друг без друга. И если между отделами есть недопонимание, то вот, что стоит сделать:

  1. Определить ключевые результаты. У нас по методике Amazon 6-pager это были квартальные цели.
  2. Взять уже используемый в компании и отделами инструмент, где будут видны результаты и прогресс каждого отдела. У нас в начале это была доска Notion и CRM.
  3. Слушать и слышать друг друга, а также собирать обратную связь. Тут можно выбрать одного ответственного и улучшать процесс. У нас в компании это была я, и в итоге мы пришли к внутренней системе Heartbeat.

Результат в цифрах

А теперь наглядно в цифрах цифру 94%. Старый метод коммуникации у нас включал:

Итого в месяц получалось: 1,5*4 + 7*4 = 34 часа – затраты бизнеса на взаимодействие с разработкой и актуализацией информации.

C новым процессом мы получили:

Итого затрат в месяц: 0,5*4 = 2 часа

И получаем результат: ( (34-2)/34)*100%= 94%

В итоге затраты продаж сократились на 94%. Ребята из разных отделов стали лучше понимать друг друга, а инженеры вернулись к разработке и больше не отвлекались на обсуждение готовности функционала продукта.

Читайте также:

Смотреть комментарии