Корпоративная практика21884

Автоматизация сборки интернет-заказов: что останавливает руку робота?

Ждать ли нам бума в области роботизации складов и как скоро?

Мировой рынок складской автоматизации растет темпами 9,5-13% в год. Автоматически управляемые тележки, роботы-сортировщики – это далеко не полный арсенал средств, которые повышают эффективность работы складов. С другой стороны, стоимость традиционной логистики в России быстро увеличивается, а услуги сборщиков заказов дорожают. Вакансии сборщиков на работных сайтах выходят в топы. 

Маркетплейсы – двигатель прогресса

В апреле «Яндекс» объявил о том, что открывает центр тестирования собственных складских роботов «Маркета». В прошлом году компания сообщала о своих разработках в области промышленных роботов для складов и дарксторов. Из зарубежного опыта масштабной роботизации первым на ум приходит кейс маркетплейса Amazon. Он еще с 2014 года начал активно автоматизировать сборку интернет-заказов, используя роботов-манипуляторов. А сборщики, которые раньше выполняли эти задачи, в ряде случаев получили новые служебные обязанности: отслеживать работу сразу нескольких машин и фиксировать возможные проблемы.

Amazon планомерно шел к тому моменту, когда полностью укомплектованные роботами склады стали приносить ему десятки миллионов долларов экономии по сравнению с теми, где работают люди. Правда, попутно возникли сложности с тем, что теперь работники складов слишком долго стоят на одном месте: стеллажи с товарами к ним подвозят роботы – и остается только взять нужное. Это не очень полезно для здоровья сотрудников, но зато они не тратят до 80% рабочего времени на перемещения, как на неавтоматизированных складах.

Второй крупный игрок в американском ритейле, активно автоматизирующий все процессы, связанные со складской логистикой – Walmart. Компания использует в своих дистрибьюторских центрах автоматизированные системы с полностью автономными роботами. Как написала в апреле 2023 года американская газета Retail Detail, Walmart обещает в ближайшие три года автоматизировать большинство своих складов. Автоматизация уже лишает американцев рабочих мест: в марте 2023 года сеть Walmart уволила более трех тысяч складских сотрудников – их функции стали выполнять роботы. Компания также планирует к 2026 году снабжать 65% своих розничных точек продукцией, поступающей из автоматизированных распределительных центров. По расчетам Walmart, это позволит сэкономить 20% расходов на логистику.

Российская специфика

В России пока реализуется не так много крупных проектов по автоматизации складов, способных сравниться по масштабам с кейсами Amazon и Walmart. Сейчас мы отстаем от США и Европы на 5-7 лет, а среднее количество роботов на 10 тыс. рабочих в России в двадцать раз меньше. Заметных проектов не более двух на всю страну, если говорить о масштабном применении логистических роботов. Но три года назад, например, их не было вообще, если учитывать только склады, где имеется хотя бы несколько десятков роботов.

В пример можно привести сеть «Декатлон», которая быстро роботизирует свою логистику, при этом во многом копируя технологии и принципы автоматизации китайского Decathlon. Кстати, в Китае масштабы роботизации очень высоки, несмотря на то что стоимость рабочей силы не дотягивает до европейской. Так, по данным Всемирной ассоциации робототехники (International Federation of Robotics, IFR), в 2021 году Китай возглавил мировой рейтинг стран с наибольшим количеством промышленных роботов, внедряя их по 268 тысяч в год. Очевидно, низкая цена труда – далеко не главная причина того, что в России автоматизация идет не так быстро, как в США и Европе. Хотя этот фактор тоже имеет большое значение.

Ставка на средний бизнес

Одна из корневых проблем заключается в том, что российские ритейлеры используют в своей складской логистике технологии, закупленные и обкатанные десять лет назад. Быстрый переход на новые решения и бизнес-процессы потребует от них больших инвестиций, оправданность которых необходимо доказывать собственникам. Крупнейший бизнес в российском онлайн-ритейле вынужден работать в условиях очень жесткой конкуренции, когда на первом плане у компаний – территориальная экспансия, а не внедрение новых технологий. Задача первостепенной важности – не уступить свою долю рынка конкурентам.

В результате даже при том что обороты торговых компаний могут увеличиваться в три-четыре раза за год, они нередко используют те же стеллажи, тележки и компьютерные программы, которые были закуплены на первом этапе формирования бизнеса. Но по факту именно от скорости внедрения новых технологий, повышающих эффективность торгового бизнеса, и будет зависеть рыночный расклад.

Тот из крупных игроков, кто первым решится на масштабные технологические изменения, сможет повысить свою долю рынка за счет вытеснения конкурентов. С другой стороны, очень высоки шансы быстро автоматизировать логистические процессы у тех компаний, которые будут создавать новые складские проекты с нуля. Таких игроков особенно много в бизнесе среднего размера – эти компании гибки и легки на подъем, восприимчивы к новым технологиям и способны инвестировать более крупные суммы, чем малый бизнес. Именно средний бизнес – драйвер роботизации в России и сейчас, и в перспективе. А уже на его опыте, кстати, и крупные корпорации смогут оценить все плюсы автоматизации.

Критические узлы

Вторая важная проблема – уход с российского рынка западных поставщиков робототехники и комплектующих, а также санкционные ограничения. Многие российские производители роботов закупали комплектующие в Европе или в Китае, и потеряли своих поставщиков после введения санкций. Ведь и китайские компании отчасти были вынуждены следовать санкционным ограничениям, инициированным на Западе.

Российские производители потихоньку перестраивают свои логистические цепочки. В целом уровень локализации технической платформы, разработанной с нуля, достигает 75% (до 2022 года было всего 60%). 

Пока не все еще можно приобрести в нашей стране. Так, в области электроники, в частности производства аккумуляторных ячеек, мы отстаем, и такой продукт на рынке не всегда можно найти. Но постепенно ситуация выравнивается. Хотя нельзя отрицать и того, что определенные трудности с комплектующими могут приостановить развитие роботизации складов в стране.

Неочевидные выгоды

Наконец, не всегда просто объяснить бизнесу преимущества инвестирования в новые, роботизированные, технологии складской логистики. Да, можно назвать весьма оптимистичные цифры: окупаемость роботизированных складских систем может составлять от 2–2,5 до 5 лет – конкретная цифра зависит от того, как выстроены бизнес-процессы на складе. Но важно еще и рассказать ритейлеру о многих неочевидных выгодах автоматизации:

IT всему голова

Ну и самое простое: собирая в среднем по 60-80 заказов в час, в конце смены сборщики практически со стопроцентной вероятностью начнут уставать. В результате скорость их работы неизбежно снизится, а во-вторых, они, скорее всего, будут совершать ошибки. Отсюда возвраты и жалобы клиентов и прямой ущерб бизнесу. Машины никогда не устают и не ошибаются, если вы заложили в них правильные программы. 

А вот здесь очень важна синхронизация IT-систем на складе и самих роботов – все ячейки в системе должны быть подогнаны идеально, чтобы у владельца была возможность гибко менять бизнес-процессы, то есть в случае необходимости оперативно сократить или увеличить количество машин, и не зависеть при этом от одного вендора. Для этого нужен единый софт, система управления роботами, при которой разные модификации машин могут быть взаимозаменяемы и управляемы. 

Догнать и перегнать

Впрочем, все ограничивающие рост автоматизации складов факторы преодолеваются одной простой рыночной данностью: скорость доставки интернет-заказов должна и обязательно будет расти вслед за требованиями клиентов.

Хороший пример – российский региональный рынок. Если в Москве ритейлеры могут привезти клиенту заказ через пару часов после оформления и оплаты, а в некоторых случаях и за 30 минут, то в регионах средняя скорость доставки до сих пор составляет около двух дней. Чтобы соответствовать запросам потребителя, бизнесу придется перестраиваться и менять технологии обработки и сборки заказов, а здесь путь к успешному выполнению задач пролегает только через автоматизацию и роботизацию.

Есть и оптимистичные прогнозы экспертов для поддержания боевого духа игроков отрасли: по данным доклада Высшей школы экономики «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия» (2021 год), российский рынок цифровизации транспорта и логистики к 2030 году увеличится в 7 раз и достигнет 626 млрд рублей. Но главное, в результате производительность труда в этих отраслях вырастет на 20%.

Читайте также:

Смотреть комментарии