Корпоративная практика766910

5 практичных советов, как написать работающий бизнес-план

Рекомендации опытного предпринимателя о том, как избежать критических ошибок при разработке бизнес-плана и создать стратегию, которая сможет реализовать желаемую идею.

Бизнес-план определяет дальнейшее развитие вашего проекта. Именно от него зависит, насколько успешным и клиентоориентированным будет ваше дело. Но многие допускают в плане те критические ошибки, которые не дают бизнесу развиваться и приводят к финансовым потерям.

1. Не пиши теорию, действуй через практику

Для написания успешного бизнес-плана сегодня необходимо перенести реальность на бумагу. Все теоретические подходы зачастую расходятся с действительностью. Поэтому для начала выйдите в деловую среду и пообщайтесь с практиками. И только потом приступайте к описанию бизнес-модели.

Как найти эксперта в вашей нише?

Обратите внимание, что вам нужна выборка хотя бы из десяти представителей рынка. Недостаточно будет опереться на мнение только одного человека. Изучайте труды и социальные сети предпринимателей, ведь там можно быстро найти все ответы. Таким образом, даже не обладая практическим опытом, вы сможете решить вопросы, касающиеся бизнес-плана или питча (короткой презентации проекта). В среде венчурных инвесторов даже распространено мнение о том, что человек, не посвятивший 1000 часов подготовке, практически не знает, что его ждет.

Поделюсь собственным опытом. Получив 9 лет опыта в офлайн-бизнесе, я решил выйти на рынок маркетплейсов. Не стал терять время и взял консультации у действующих экспертов. Затем для запуска нового проекта я нанял людей с немалым опытом работы на маркетплейсах. Наблюдал за их действиями и обучался на практике, что значительно ускорило старт в новой нише. Только спустя полгода бизнес полностью перешел в мое управление, и мы стали развивать его дальше. 

2. Современные тренды в бизнес-плане

Теперь бизнес-план гораздо больше, чем 50 листов скучного текста. Современный бизнес-план — это финмодель, визуальный образ и только потом SWOT-анализ. Разберем каждую из составляющих. 

Финансовая модель. Любой бизнес — это цифры, воронки, гипотезы и тесты. Именно поэтому важно, чтобы цифры в финмодели учитывали регион, население и платежеспособность, которую как раз можно выяснить из местоположения клиента. Для этого обратитесь к статистике среднего дохода на душу населения в вашем регионе. Не забывайте просчитать сезонность, пики и спады спроса, а также риски. Закладывайте резервный фонд, так ваша финансовая модель будет максимально актуальной. А любой эксперт или инвестор, анализирующий подобную модель, увидит серьезный уровень подготовленности. Более того, можно привлечь консультантов, которые уже делали схожую модель. Они ускорят вас и помогут избежать ошибок. 

Визуальный образ. Презентация — это лицо вашей деятельности, она отражает подход. Сырой визуал, но проработанный по содержанию текст, по опыту работают гораздо лучше, нежели презентация с креативным дизайном, но слабой начинкой. А совместить реальность с отличным дизайном — это самое верное решение. Так вы будете на шаг ближе к цели.

Внешний вид проекта безусловно важен, ведь многие встречают бизнес-план «по одежке». Преимуществом будет использование видеопрезентации. Показывайте команду, с которой будете работать, раскрывайте способности специалистов и сценарии развития проекта. Добавьте жизни в презентацию. И подкрепите опытом. Расскажите, почему именно у вас получится реализовать бизнес-план. 

SWOT-анализ. Покажите инвесторам или комиссии, что вы видите потенциальные риски на рынке. Максимально эффективно будет, если этим с вами поделятся другие эксперты. Также выделите сильные стороны и возможности проекта, а затем упакуйте в SWOT-анализ в формате таблицы. Оформление текстовой части анализа зависит от формата презентации бизнес-плана. Если мероприятие проходит онлайн, то лучше будет подробно раскрыть все текстом. Планируется личная встреча? Оставьте пространство для вопросов, чтобы вам задали их после выступления. Обязательно продумайте ваш ответ заранее. 

3. Стартуй без инвестиций

Первый вопрос инвесторов при презентации бизнес-плана — а что вы уже реализовали? Да, от вас ждут результаты тестов, а не только будущую стратегию и презентацию. 

Поэтому сначала тесты — потом план. Практически в любой нише можно сделать тест. Как это реализовать без бюджета и инвестиций? 

Вариантов много, главное — показать уже реальные действия и потенциальный отклик от потребителей. Если речь идет, например, об открытии кофейни, то поработайте с владельцем одного из действующих заведений, а потом расскажите про свой опыт во время презентации плана. Многие инвесторы уже не обращают внимание на сухую теорию и рассуждения. В наше время прежде всего инвестируют не в цифры, а в людей. Поэтому «продайте» сначала себя, свою экспертность и решительность, а потом уже все остальное.

4. Гибкость и альтернативные пути

После общения с другими предпринимателями вы узнаете разные сценарии будущей работы. Зафиксируйте все варианты развития событий на практике и заранее подготовьте на них ответ. Необязательно сразу показывать их в презентации во время живой встречи, но пусть этот козырь будет в рукаве. В ситуации, когда ваш проект оценивают удаленно и только по презентации, стоит выделить несколько слайдов и расписать разные сценарии. Покажите свою готовность реагировать на внешние факторы.

Простой пример: в момент пандемии закрыли почти все офлайн-проекты. Как бы вы поступили, оказавшись на месте владельца салона красоты? А если у вас кофейня? Готовы к такому?

Гибкие предприниматели в пандемию стали продавать абонементы со скидками, что позволило бизнесу остаться на плаву. Многие сразу договорились о скидке или отсрочке платежей по аренде, начали проводить  онлайн-обучения и коллаборации с другими компаниями, продавать вспомогательные материалы. Это и есть альтернативный подход. И чем больше негативных сценариев вы предусмотрите, тем более устойчивым и продуманным будет ваш бизнес-план. 

5. Минимизация расходов  или, как говорят предприниматели, костов

Открыл офис, купил мебель, нанял менеджера и получил огромную прибыль — зачастую именно так думают новички. Но в реальности бизнес гораздо сложнее. Да и большинство проектов в наше время можно вести вообще без офиса, если это не офлайн-бизнес, требующий определенной локации, например, кафе или салон красоты.

Выезд замерщика на точку, заключение договора по адресу у клиента, ремонт телефона с выездом — это уже современная бизнес-модель и экономия на аренде. Оптимизируйте затраты, насколько это возможно. Часто большие бюджеты на старте только мешают развитию бизнеса. Ведь предпринимателям с ресурсами нет необходимости срочно развиваться и расти  — деньги все равно есть.

Еще один способ минимизировать расходы — нанять в штат фрилансеров. Сотрудники будут делать точечную работу, необходимую для выполнения задачи. При этом бюджет на оплату их труда будет ниже оклада постоянных сотрудников. В начале клиентов немного, поэтому не стоит тратить лишние ресурсы на команду. Как только поток клиентов станет постоянным, а бизнес стабильно будет приносить прибыль, можно задуматься о сотрудниках в штат. 

Это касается и остальных расходов. Оптимизируйте, договаривайтесь и иногда даже торгуйтесь. Важно овладеть этими навыками на старте. 

Именно так мы с командой пришли к модели, когда в штате много сотрудников/подрядчиков на разные зоны. Затем я формирую из задач микрозадачи и даю их специалистам. Получается, даже если одно звено выпадает, то его гораздо проще заменить, чем большой блок задач. Более того, затраты на заработную плату остаются такими же или сокращаются. Зачастую не все задачи нужно выполнять постоянно. Поэтому, выбрав специалистов на такие нерегулярные задачи, можно хорошо сэкономить. 

Где найти фрилансеров в вашу компанию? В наше время существует множество вариантов поиска работы и сотрудников. Вы можете рассмотреть такие площадки как YouDo, Avito, Kwork, Workzilla, hh и многие другие. Другой вариант — обратиться к знакомым предпринимателям. Они могут поделиться контактами своих сотрудников, которые будут работать на полставки у вас. 

Имея низкие издержки, вы сможете пережить любой кризис, колебания рынка, конкуренцию и другие внешние факторы, которые могут помешать остальным. 

Приведу в пример личный кейс. У меня был проект по остеклению. И в то время, как крупные компании зимой терпели убытки, мы умудрялись зарабатывать. Так как наши ежемесячные постоянные издержки стремились к минимуму по причине отсутствия офиса и постоянного штата. Подобную модель полезно использовать на этапе запуска и стоит отразить в бизнес-плане. А вопрос о расширении штата, офиса, рекламных и прочих расходов стоит рассматривать уже в динамике. Именно этот подход позволит показать прибыль с самого начала. 

* * *

Таким образом, чтобы создать максимально эффективный бизнес-план, общайтесь с практиками, переносите в него реальные цифры, просчитывайте риски, будьте гибкими и учитесь договариваться. Это обеспечит вам успех не только при защите бизнес-плана, но и при воплощении вашей идеи!

Читайте также:

Смотреть комментарии