Корпоративная практика39060

Как владельцу выйти из операционки и заняться стратегией роста. Личный опыт

Пошаговая инструкция: как и когда владельцу уйти от прямой работы с клиентами и заняться стратегическим развитием и управлением компании.

Построение SMM-агентства начинается в тот момент, когда один специалист четко осознает: у меня есть стабильный поток клиентов, и понимание как им помочь, но ресурса справиться самому не остается. На помощь приходит делегирование. Возникает вопрос: как создать условия, в которых будет комфортно передать свои задачи команде, быть уверенным в ее эффективности, а самому работать над масштабированием?

Почему стоит выйти из операционных процессов: деньги и качество 

Одним из заблуждений среди SMM-специалистов еще до создания своего агентства является тезис: «открою агентство только тогда, когда смогу достать из своего кармана шестизначную сумму на упаковку, продвижение и содержание агентства». Спойлер: в реальности все работает не совсем так, а если двигаться по такой схеме, то, увы, можно выгореть еще до того, как на счету появятся необходимые средства. Заработать свой первый миллион в месяц без работы 24/7 с перерывом лишь на обед — намного ближе, чем кажется. 

Финансовый потолок, к которому рано или поздно доходит в своем чеке специалист, если не будет делегировать, поскольку одному всех денег мира не заработаешь, и отсутствие развития могут привести профессионала или к истреблению всякого желания работать, или подтолкнут на расширение. Если с первым все более-менее понятно, то перейдем ко второму. Схему можно представить следующим образом: 

  1. «Упаковываете» себя как SMM-специалиста и находите клиентов. Обеспечиваете клиенту результат, делаете сильные кейсы, а затем уже новые клиенты находят вас сами.
  2. У вас создается база клиентов: их становится больше, чем вы можете физически потянуть. 
  3. Получив предоплату, вы привлекаете на отдельные проекты/позиции соответствующих специалистов. 
  4. Деньги с проектов вы распределяете между специалистами, оставляя себе процент. 
  5. Этот процент вы и будете вкладывать в развитие. 

На вас с этого момента лежит основная задача — грамотное построение бизнес-процессов и финансовое моделирование. 

Принцип разделения труда — каждый отдельный специалист отвечает за свой набор задач и делает только то, что ему нравится — помогает и вам, и клиенту. Вы всегда знаете, на ком лежит ответственность за конкретный результат на каждом этапе, а клиент получает комплексный подход и избавляется от «головной боли». 

Выглядит здорово, но что может пойти не так? 

Как создать команду, которой можно делегировать

1. Еще до сбора команды нужно понять не только для чего вам команда, но и для чего вы нужны людям. Это предотвратит сливы данных, вечно открытые вакансии и переработку оставшихся сотрудников. Вот основные тезисы, о которых стоит задуматься прежде, чем искать людей и о том, что доносить до них, когда нанимаете. Они закрывают все возражения и берут с рынка тех специалистов, кто хочет расти и приведут вас к росту.

2. Вторым этапом стоит рекрутинг крутых кадров. Для этого пройдемся по мини чек-листу найма: 

3. Ситуация, когда сотрудник в вашей команде совмещает работу в агентстве с фрилансом является нормальной на первых этапах. Но важно, чтобы уже через 2-3 месяца объем ваших проектов позволял брать людей на полную ставку и полностью обеспечивать их работой. Зачем? Без этого у них может быть низкая вовлеченность в ваши проекты, от чего появляется хаос, а для качественного SMM вовлеченность нужна на максимум. Это — инвестиция вдолгую, ведь мы помним о важности LTV.

4. На первых этапах построения агентства нельзя сильно ограничивать набор задач специалиста. Урезать их можно только тогда, когда у вас обеспечен стабильный поток клиентов с работой на длительный срок.

Антипример: 12 сотрудников и всего 5 проектов. Что в итоге? Работа команды фокусируется на сторонних проектах, так как нет заработка на текущих. Собственник тратит много времени на менеджмент, команда не вовлечена внутрь отдела реализации и не делает сильных результатов. Решением может стать объединение: 1 человек на проджект-менеджмент и копирайтинг, 1 таргетолог, 1 дизайнер-сторизмейкер.

5. Можно сделать разные команды на разные соцсети (проджект — специалист по соцсети, вам необязательно разбираться во всех площадках) и за счет этого делать комплексный интернет-маркетинг вашим клиентам, тем самым повышая прибыль с проекта и вовлекая большее число сотрудников. 

6. Все проекты должны быть внесены в таблицу, чтобы каждый месяц отслеживать их маржинальность. Так вы предусмотрите риски и необходимый размер штата. Здесь вы смотрите расходы команды, считаете чистую прибыль и сможете оптимизировать процессы. В оптимизацию входит ротация кадров. 

Как начать выстраивать работу бизнес-процессов, чтобы прийти к масштабу

Избегаем ситуации, когда вы бегаете за каждым сотрудником. Особенно, если вы работаете в удаленном формате. Есть два варианта продукта:

  1. Уникальный и качественный продукт вне рынка.
  2. Кадры на большой поток лидогенерации.

Выбирать идти ли в большие чеки с точечными клиентами или фокусироваться на массовости — вам. От этого и отталкивается стратегия вашего развития, но основываться прежде всего надо на том, что вам ближе, а не на том, какие деньги в перспективе заработаете. Миллион можно сделать везде.

Глобально на прибыль в SMM-агентстве влияют (что берем под контроль):

Как найти свой уникальный продукт? Ответить на следующие вопросы: 

  1. С каким типом клиентов и команды я хочу работать?
  2. На каком рынке у меня получается делать результат?
  3. В чем у меня есть экспертиза, или в каком рынке я хочу получить экспертизу через команду?
  4. Если я буду оказывать услуги для 10% бизнесменов из данной ниши, приду ли я к финансовой цели? 

Примеры комплектации услуг: 

Резюмируем

Лидерами становятся, а не рождаются: взаимодействие с людьми и бюджетами одинаково важно, да и приносит больший результат, чем действия в одиночку. Навык управления нужно развивать. Знать что-то, но не делать = не делать.

Позаботиться о менеджменте, сделать по совести и отклику важно с самого начала, а дальше держать руку на пульсе и стремиться к росту. 

Не забывать о юридической составляющей и обезопасить себя: заключаем договоры о NDA (неразглашении) и неконкуренции, создаем систему резервных фондов компании. С финансовой стороны потребуется таблицы рентабельности и потенциала каждого клиента.

Читайте также:

Смотреть комментарии