Корпоративная практика103571

Цифровизация в ТЭК: текущее состояние и перспективы

Как внедрять цифровые решения в энергетическом секторе, и на какие тренды ориентироваться, чтобы улучшить показатели эффективности?

Прежде всего имеет смысл определить само понятие «цифровизации». На мой взгляд, это современное и модное название процесса автоматизации бизнеса: внедрение программных продуктов, позволяющих автоматизировать бизнес-процессы предприятия, и перевести их в более управляемое состояние с целью повышения эффективности.

Преимущества для ТЭК

Тренды современной ИТ-индустрии таковы, что, если раньше в компаниях ТЭК оцифровывались, в первую очередь, бэк-энд-процессы: финансовые, кадровые и другие корпоративные функции, то сейчас, на первое место в приоритете выходят «основные», те базовые/центральные процессы предприятия, вокруг которых и строится бизнес.

В качестве примера могу привести проект, который мы реализовывали в одном из нефтяных холдингов. Перед нами была поставлена задача автоматизировать процесс добычи сырья непосредственно на месторождениях. При этом необходимо понимать, что одинаковых месторождений не существует, каждое отличается своими параметрами и характеристиками, поэтому создать единый шаблон, который бы подошел для всех разнообразных вариантов либо невозможно, либо он будет слишком громоздким и неповоротливым.

На помощь нам пришло довольно современное понятие в ИТ-индустрии «цифровой двойник». По сути это виртуальный слепок предприятия, на котором можно эмулировать деятельность промысла в различных режимах нагрузки и в любых других внешних обстоятельствах с учетом внутренних целей. Как и оборудование месторождения, состоящее из компонентов с различными характеристиками, так и цифровой двойник, связывающий в одну модель множество отдельных блоков, меняющихся от промысла к промыслу, позволили заказчику проигрывать различные сценарии эксплуатации каждого месторождения, и отвечать на вопросы «что если?»:

Тем самым снизить время простоя, как следствие, уменьшить издержки, повысить эффективность эксплуатации месторождения, добавить управляемость в планировании объемов добычи всего предприятия.

Как цифровизация влияет на потребителя энергии

Влияние цифровизации на конечного потребителя в идеальном мире всегда происходит в сторону снижения стоимости конечной продукции за счет повышения эффективности всех процессов, сокращения времени принятия решений, регулярной оптимизации этих оцифрованных процессов и снижения издержек на всех этапах. Также автоматизация всех шагов в цепочке добавленной стоимости позволяет принимать эффективные и своевременные решения, повышая доступность конечного продукта.

В качестве примера можно привести наметившуюся тенденцию к увеличению интереса к использованию электромобилей, как следствие, росту их количества. Владельцы ставят их на зарядку ночью, что вызвало необходимость создания специальных тарифов для «ночных» и «дневных» зарядок автомобилей, что было бы невозможно, если бы весь процесс не был оцифрован.

Уровень цифровизации ТЭК в России

При всем желании представить ситуацию в более радужном свете, необходимо признать, что текущая степень автоматизации предприятий ТЭК – крайне низкая. Это является следствием многих причин, основными из которых являются:

Проблемы в цифровизации энергетического комплекса в России

Продолжу: можно и нужно значительно более эффективно использовать имеющиеся интеллектуальные и финансовые ресурсы. Довольно болезненно наблюдать, насколько зачастую бестолково и неэффективно тратится время, деньги и человеческие ресурсы.

Например, при внедрении большого продолжительного проекта, один из заказчиков не заложил в проект необходимость детального документирования всех шагов и настроек. В итоге после сдачи проекта была утеряна возможность его развития. После его непродолжительного функционирования в промышленной эксплуатации возникла необходимость автоматизировать функцию заново, а это снова повлекло за собой отвлечение персонала, финансовые и самое главное временные издержки. Ведь именно время является в современном мире самым ценным ресурсом. Зачастую, автоматизировав одну функцию, можно приниматься за следующую, используя наработки предыдущей, а раз за разом, буксуя на первом, о последующих этапах говорить даже не приходиться.

Еще одной проблемой является, (и это касается именно ТЭК), крайне медленная адаптация внедренных систем под изменяющиеся требования бизнеса. Не секрет, что в современном мире технологическое развитие происходит с каждым десятилетием все быстрее и быстрее, и способность оперативно меняться под изменяющиеся требования, является главенствующим трендом цифровизации.

В современную эпоху уже нет возможности позволить внедряться решению несколько лет, потому что за это время цели и задачи могут неоднократно поменяться, но еще более важно оперативно дорабатывать решение и удовлетворять требования бизнес-пользователей, тем самым адаптируя решение под современные условия. И именно правильно построенного процесса сбора требований, их сегрегации и запуска волн модификаций не хватает предприятиям ТЭК.

Причины я тут вижу две:

  1. Сектор достаточно инертен, потому что связан с использованием природных ресурсов.
  2. Как ни странно это прозвучит, но именно финансовая обеспеченность не заставляет бизнес оперативно перестраиваться, не искать постоянно потенциала оптимизации, не избавляться от неэффективных и неиспользуемых модулей/блоков.

Зачастую можно услышать слова: «деньги есть, делайте как нам хочется!», и аргументы, что это неэффективно, противоречит общей задаче, не принимаются. Что касается решений и направлений цифровизации, которых не хватает ТЭК, на мой взгляд, не хватает именно подхода к автоматизации бизнеса как к совокупности сквозных процессов, идущих через множество подразделений холдинга, а не следование устаревшей парадигме «автоматизации отдельных бизнес-блоков/функций».

Изменения цифровых решений для энергетики в ближайшей перспективе

Решения будут значительно более легкими и способными к быстрой адаптации. Кроме того, будет значительно более востребован тренд на «модульность» решений, когда целостная система будет собираться из готовых «кубиков», каждый из которых отрабатывает конкретную функцию. Таким образом быстрая пересборка этих кубиков позволит быстро менять и адаптировать решение под меняющиеся требования. Помимо этого будет меняться сам подход к внедрению решений. Все больше и больше проектов внедрения будут отходить от традиционного «водопадного» метода внедрения, и все чаще будет применяться методология Scrum, позволяющая гибко адаптировать конечную цель в процессе внедрения проекта.

Нюансы цифровизации

После того как любой процесс автоматизирован, он становится как бы закостеневшим и перестает развиваться. Поясню: после того, как пользователи, которые принимают участие в процессе, начинают ежедневно выполнять рутинные операции, прекращается адаптация и оптимизация процесса – он костенеет и перестает улучшаться. Для того чтобы этого не происходило, любому предприятию важно запустить внутри «фабрику идей», которая позволит рядовым сотрудникам вносить предложения по улучшению процесса и повышению его эффективности.

Читайте также:

Смотреть комментарии