Корпоративная практика1452318

Как российским компаниям наращивать объемы экспорта через Дальний Восток

Что экспортируют российские компании в страны Юго-Восточной Азии сейчас, и какие перспективы роста есть в этом направлении?

Юго-Восточная Азия ввиду значительной численности населения (Китай – 1404 млн чел., Индонезия – 276 млн чел., Япония – 126 млн чел., Вьетнам – 95 млн чел., Республика Корея – 52 млн чел., Малайзия – 33 млн чел., Сингапур – 6 млн чел. и т. д.) и его высокой покупательной способности является перспективным рынком для выхода на экспорт.

Дальний Восток в силу своего близкого территориального расположения по отношению к странам Юго-Восточной Азии может быть базой российских производителей для выхода на экспорт, причем не только в качестве транзитной территории, по которой грузы будут перемещаться для последующей поставки, но и в качестве территории для создания производств, в первую очередь продовольственных. Рост числа производственных предприятий приведет к сокращению зависимости Дальнего Востока от импортных продуктов питания, снижению цен на них, и тем самым росту реальных доходов населения, его миграции из европейской части России на Дальний Восток и перераспределению по территории страны.

Что экспортируют сейчас

Согласно аналитическим отчетам Российского экспортного центра объем несырьевого неэнергетического экспорта Дальневосточного федерального округа России за 11 месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизился на 13,9%. Однако в экспорте ДВФО есть товарные позиции, отличающиеся существенным ростом, а именно: объем экспорта золота вырос на 55,9%, бензиновых двигателей – в 8 раз, электрораспределительных устройств в сборках – в 10,3 раза, рапсового масла – в 10,7 раз, рапса – на 131,2%, средств для макияжа и ухода за лицом – на 82,1%.

Остановлюсь на одной из упомянутых позиций – рапсовом масле. Объем экспорта рапсового масла России за 11 месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года вырос на 13,6%. Основные страны-импортеры российского рапсового масла – Китай, Норвегия, Латвия, Литва, Нидерланды, Израиль, Дания, Швеция, Республика Беларусь, Фарерские острова. Доля ДВ в стоимостном объеме экспорта рапсового масла России за 11 месяцев 2020 года составила 1,5%. С учетом роста объема экспорта в 10,7 раз за 11 месяцев 2020 года и близкого расположения по отношению к Китаю, у предприятий ДВФО есть потенциал для увеличения объемов поставки рапсового масла на экспорт.

Наращивание объема экспорта через инвестиции в производство

Несмотря на небольшую численность населения, инвестиции в создание производств в ДВФО могут окупиться за счет продажи товаров на экспорт. Исторически Дальний Восток был регионом, в валовом региональном продукте (ВРП) которого, существенную долю занимали доходы от торговли, в том числе внешней.

Для развития несырьевого неэнергетического экспорта в страны ЮВА товары российских производителей должны быть конкурентными по качеству и цене на рынке ЮВА. Для обеспечения данной конкурентоспособности необходим инновационный, грамотный, комплексный подход со стороны российского производителя.

На Дальнем Востоке есть территории, благоприятные для развития аграрного бизнеса, прежде всего в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области. Совместная работа с дальневосточными высшими учебными заведениями, в том числе исследовательскими, может помочь в выборе территорий для развития.

Страны Юго-Восточной Азии – это ближайшие партнеры и соседи Дальнего Востока, представители национальностей данных стран учатся в высших учебных заведениях и школах Дальнего Востока, являются основными партнерами по бизнесу.

Для развития экономики дальневосточного региона нужны драйверы – крупные производственные корпорации с комплексным подходом. При этом развитие региона и корпорации может быть вполне взаимовыгодным.

Наращивание объема экспорта через оптимизацию цепочки поставок

В настоящее время в случае отсутствии бизнеса компании на Дальнем Востоке и необходимости сокращения нахождения груза в пути для наращивания объемов экспорта можно продумать и просчитать разные варианты оптимизации цепочки поставки в зависимости от местонахождения иностранных покупателей, согласованных международных условий поставки и, конечно, стоимости перевозки. Например:

Например, при возможности отправления грузов с речного вокзала в Хабаровске, примерно через 1,5 часа они будут в г.Фуюань, Китай.

Как снизить высокие транспортные тарифы

Одна из основных причин высоких транспортных (железнодорожных и автомобильных) тарифов при перевозках на Дальний Восток – это отсутствие обратной загрузки или малая обратная загрузка. Следовательно, ее надо развивать.

Нарастить обратную загрузку можно за счет развития импорта через порты Дальнего Востока и создания производства на Дальнем Востоке для последующей поставки по территории ДВ, в Сибирь, а также в европейскую часть России.

Какие продукты и товары можно импортировать

Что можно импортировать из ЮВА через порты Дальнего Востока и производить на Дальнем Востоке для последующей поставки в европейскую часть России? Приведу некоторые примеры:

Какие меры помогут нарастить объемы экспорта

Нарастить объемы производства, экспорта и товарооборота поможет следующее:

  1. Развитие производства мясных продуктов на Дальнем Востоке, а прежде животноводства. Собственное производство мяса в данном регионе поможет развить собственную розницу на Дальнем Востоке и в Сибири. Это будет дополнительным рынком сбыта продукции собственного производства. Мясоперерабатывающая отрасль региона зависит от привозного сырья. Мясная продукция, произведенная на ДВ, может стать сырьем для развития мясоперерабатывающей отрасли.
  2. Выращивание свежих овощей, ягод, в том числе их возможный прием у местного населения, производство свежих и замороженных, поставка в розницу, оптом и замороженных на экспорт. В настоящее время сильная зависимость региона от свежих овощей из Китая объясняется отсутствием и недостатками инфраструктуры по их обработке и хранению.
  3. Строительство распределительных центров. При этом стоит оценить потребность и необходимость создания СВХ на РЦ, регистрацию РЦ в качестве резидента свободного порта Владивосток, что может повысить скорость обработки грузов, создаст дополнительные преференции, исключит часть рисков при организации цепочки поставки.
  4. Дальнейшее развитие производств в других регионах России для поставки на экспорт через Дальний Восток.
  5. Развитие импорта свежих фруктов, бакалейной группы и других товаров через порты ДВ для собственной розницы.
  6. Производство рыбы и морепродуктов на ДВ на качественно другом уровне, поставка продукции по территории РФ и за рубеж.

Развитие производств на Дальнем Востоке, несмотря на небольшую численность населения региона, укрепит позиции компаний в стране и в мире, обеспечит дополнительные преференции со стороны государства, будет толчком для развития транспортной инфраструктуры региона, миграции населения на Дальний Восток, развитию сельской жизни, внутреннего туризма, санаторно-курортной зоны, в т. ч. горно-лыжных курортов. Люди из европейской части России смогут узнать, что на Дальнем Востоке есть современные города, что в отпуск в пределах страны можно поехать еще и на побережье Японского моря, которое славится своими вкусными морепродуктами, теплой водой, хорошими пляжами, но, к сожалению, все еще недостаточным уровнем инфраструктуры для отдыха.

Развитие на Дальнем Востоке бизнеса корпораций с комплексным подходом может быть локомотивом для роста экономики региона, а регион в свою очередь базой для дальнейшего и более уверенного выхода на рынки ЮВА для бизнеса.

Преимущество размещения производств на Дальнем Востоке состоит в возможности использования разных видов транспорта, таможенных переходов для выхода на экспорт, более быстрой доставки товаров партнерам в страны ЮВА.

Появление крупных игроков на рынке региона заставит и местный бизнес активизироваться, развивать интернет-торговлю, повышать уровень сервиса для покупателей.

Читайте также:

Смотреть комментарии