Корпоративная практика45887

Технопарков не существует: к чему приводит путаница в российском законодательстве

Какой промышленный и индустриальный парк можно считать технопарком? Каким образом неопределенность в законах вредит инновационному развитию страны?

Я много рассказываю о ландшафте российского рынка технопарков, как в нем разобраться, как использовать меры поддержки для развития инновационных компаний, предусмотренные для резидентов технопарков на разных уровнях. Большая проблема заключается в том, что российское законодательство еще не определилось, что такое технопарк, и каким он должен быть. Расскажу, какова актуальная картина на конец 2020 года.

Технопарков не существует

Собственно, это основная проблема, которая вносит сумбур в инновационное развитие. С точки зрения российского законодательства, такое явление, как технопарк – понятие достаточно абстрактное, законодательно оно как самостоятельное явление не закреплено. В 2015 году Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий разработала ГОСТ Р 56425-2015 – национальный стандарт РФ в сфере технопарков. Документ согласован с международной практикой в сфере развития инноваций, в нем прописаны необходимые термины и определения, процессы, цели и задачи технопарков и управляющих компаний. Есть одно но: этот документ остается на уровне прокламации, которая выглядит солидно, но ни на что особо не влияет. Как и все ГОСТы, он носит рекомендательный характер, и при этом на него не ссылается ни один из известных мне законов, регулирующих деятельность технопарков и других подобных объектов.

Во многих нормативных актах не существует понятия «технопарк». В основном в разных федеральных и региональных законах упоминаются промышленные технопарки, либо индустриальные парки. Так, в Постановлении Правительства РФ №1863 от 27 декабря 2019 года, которое начало действовать в 2020 году, используется формулировка: «промышленные технопарки». В Постановлении Правительства №794 от 4 августа 2015 года, которое до этого регулировало требования к технопаркам, использовалось понятие «индустриальные (промышленные) парки». Оно же часто встречается в других подзаконных актах.

Приказ Минпромторга РФ №303 от 9 февраля 2016 года регулирует внесение в федеральный реестр только индустриальных (промышленных) парков и управляющих компаний этих парков. На деле мы видим, что в реестр Минпромторга попадают и технопарки, и промышленные технопарки, и прочие объекты, названия которых ни с трактовкой данного приказа, ни с другими нормативными актами не совпадают.

Площадь, плотность застройки и другие философские вопросы

Философский вопрос – это такой вопрос, на который дать точный ответ нельзя, к ответу можно разве что приблизиться, и чаще всего этот ответ поставит перед мыслителем новые вопросы. С требованиями к технопаркам в России – ситуация почти такая же.

Федеральная нормативная база, которая устанавливает требования к промышленным и индустриальным паркам, часто значительно расходится с региональными законами, диктующими свои условия, и предлагающими свои меры поддержки. Так, ФЗ №1863 ввел понятие промышленного технопарка с требованием к площади – не менее 1,5 га. А плотность застройки территории промышленного технопарка, определяемая как отношение площади всех этажей зданий и сооружений промышленного технопарка к общей площади территории технопарка, должна составлять не менее 2 тыс. кв. м на гектар. Не менее 5 тыс. кв. м при этом должна составлять площадь офисных, технических, производственных, административных, складских и иных помещений и сооружений.

Согласно Постановлению Правительства Москвы №38-ПП «О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве», требования разнятся даже внутри города – в зависимости от района. Размер общей площади должен составлять не менее 8 га. А отношение суммарной площади заявленных объектов капитального строительства к суммарной площади земельных участков, заявленных на присвоение статуса – не менее 2 тыс. кв. м на гектар заявленных земельных участков, расположенных в Троицком и Новомосковском административных округах Москвы, и не менее 4 тыс. кв. м на гектар заявленных земельных участков, расположенных в остальных административных округах города Москвы.

Федеральный закон №794 говорит нам, что территория действующего и создаваемого индустриального (промышленного) парка должна составлять не менее 8 га. При этом размер общей площади помещений, ни на гектар, ни в общем, закон не регламентирует. Это значит, что в каждом субъекте РФ местные законодатели либо должны установить нормы самостоятельно, либо этот параметр вообще не будет никак регулироваться. То есть, просто общими требованиями, которые предъявляют к любому другому капитальному объекту, при этом объект все равно будет иметь право претендовать на статус индустриального технопарка.

Что все это значит

К сожалению, путаница и сложности с законами в сфере технопарков чреваты проблемами для самых малозащищенных интересантов этого процесса – молодых компаний, студентов, предпринимателей, которые становятся резидентами технопарков. Часто стартаперы не знают или не уверены – на какую помощь и откуда можно претендовать, куда и как за ней обращаться.

Не существует и единого понимания, как именно технопарк должен подтверждать резидентам свой официальный статус. Я часто даю совет запрашивать в управляющей компании технопарка официальный документ, подтверждающий статус технопарка. Но не всегда могу сходу точно сказать, что это должен быть за документ. Например, решение о соответствии индустриального (промышленного) парка или технопарка требованиям, установленным Правительством РФ, принимает Минпромторг РФ. При этом присваивать статус технопарка могут также и региональные органы власти.

От того, где находится технопарк, зависит и то, на какие меры поддержки могут претендовать резиденты. В зависимости от того, кто выдал документ, подтверждающий официальный статус, отличается срок действия. В большинстве регионов статус технопарка нужно подтверждать раз в год. Например, таковы правила, установленные Правительством Москвы: статус присваивается на 10 лет, но подтверждать его нужно каждый год. А вот если статус индустриального парка подтверждал Минпромторг, то обновлять статус нужно уже раз в 5 лет.

Сложно сформулировать какие-то единые и точные рекомендации для потенциальных резидентов и арендаторов технопарков в России, каждая отдельная ситуация требует отдельного подхода. Зачастую резидентам технопарков сложно разобраться с этим без юриста. При этом у многих начинающих бизнесов бюджета на качественную юридическую поддержку зачастую попросту нет, а меры поддержки со стороны государства эти затраты чаще всего не покрывают.

Читайте также:

Смотреть комментарии