Корпоративная практика81978

Спаси и перевези: как перезагрузка логистики поможет бизнесу в кризис

Сокращение расходов — важное условие выживания компаний МСБ в кризис. Оптимизация логистики может дать бизнесу новые ресурсы и возможности для развития.

За нерабочий апрель 2020 года российский бизнес потерял 3,7 трлн рублей, обороты предприятий упали на 21% по сравнению с предыдущим месяцем, говорится в исследовании Fin Expertiza. Вернуть потерянную прибыль будет непросто. Во-первых, на предприятия сегодня легла дополнительная финансовая нагрузка — тестировать сотрудников на COVID-19 каждые 15 дней, закупать средства защиты и антисептики, обрабатывать помещения и прочее, а во-вторых, сохраняются риски появления новой волны пандемии.

Для того, чтобы выжить в таких условиях, бизнесу приходится экономить и перекраивать бизнес-процессы. По данным исследования Ernst& Young, 93% компаний сократили постоянные издержки, а 80% урезали свои капитальные расходы почти на четверть в сравнении с докризисным периодом.

Под давлением карантинных ограничений меняются цепи поставок. Ограничения в транспортном сообщении, закрытие границ, запрет авиаперелетов — все эти изменения последнего времени заставляют по-новому взглянуть на привычные бизнес-процессы и задуматься над тем, как эффективно использовать кризисные факторы для оптимизации логистики и сокращения операционных расходов компаний малого и среднего бизнеса.

Шесть шагов для перезагрузки логистики

1. Сокращение операционных затрат

Вместо FTL-перевозок с увеличенным квантом отгрузки, жесткими сроками и условиями фрахта на первый план выходят более гибкие LTL-модели, которые дают возможность эффективно заполнять транспортное средство, группировать отправки маленькими партиями, договариваться с операторами на взаимовыгодных условиях, то есть снижать издержки на единицу перевозимого груза. Этого можно добиться двумя путями: перейти на LTL или использовать новые логистические модели.

2. Наращивание оборотов

Более высокую скорость потока дает отправка товара малыми партиями. В этом случае груз не копится на складе в ожидании, пока объем продукции окажется достаточным для максимальной загрузки машины. Чем быстрее отправляется товар, тем выше оборачиваемость запасов. Складские и операционные издержки снижаются, а эффективность использования объектов инфраструктуры растет.

3. Аутсорсинг логистических процессов

По оценкам аналитиков «Финам», передача логистики на аутсорсинг позволяла экономить в среднем 20%–35% еще в докризисные времена. Сегодня эти показатели могут быть значительно выше. В стрессовый для бизнеса период передача складирования и доставки груза оператору позволит компании сконцентрироваться на основных процессах и начать экономить не только деньги, но и время.

Еще один положительный эффект аутсорсинга — возможность безопасного тестирования новых сегментов, а также расширения географии поставок. Вместо рискованного инвестирования в полноценный филиал, компания использует инфраструктуру и активы 3PL-оператора. Это позволяет точечно планировать расходы и оплачивать только ответственное хранение пары единиц груза вместо аренды целого склада с персоналом и оборудованием.

4. Пересмотр условий работы с поставщиками услуг

Сокращение грузооборота сильно ударило по карману логистов. Интенсивность использования транспорта в логистических компаниях упала на 15% (по данным Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики). Опрос Ernst& Young показал, что выручка некоторых перевозчиков снизилась более чем в два раза. Убытки и простаивающий транспорт толкают перевозчиков в демпинговые схемы, и бизнес может этим воспользоваться с пользой для себя. Все-таки кризис — не время для сантиментов. Настал период переоценки подходов, жестких мер и сильных решений.

5. Шеринговые варианты

В период строгих карантинных ограничений возникло большое количество партнерских программ: DPD и «Делимобиль», «Почта России» и «Авито», «Почта России» и «М.Видео — Эльдорадо». Коллаборации помогают компаниям активнее использовать собственную инфраструктуру, разрабатывать уникальные клиентские предложения, повышать скорость и качество доставки.

Продолжением такой win-win стратегии является sharing logistic — совместное использование складских, транспортных активов и даже персонала. Это потенциально выгодный сегмент для малого и среднего бизнеса. Чем меньше компания, тем больше преимуществ может дать ей шеринг: от новых схем перевозок до безопасного расширения географии и тестирования новых секторов.

6. Внедрение новых технологий

Цепи поставок посткоронавирусной эпохи уже не будут прежними. Пандемия форсировала переход компаний на IT-инструменты, цифровизацию бизнес-процессов и сервисы самообслуживания. Чат-боты, мобильные приложения, оформление доставки «в один клик», электронный документооборот — все это инструменты, внедрение которых не требует больших инвестиций, при этом дает компании возможность адаптироваться к новым реалиям.

Тренды в логистике

Перезагрузка логистических процессов — не только антикризисная мера, но и требование времени. Для глобального рынка пандемия стала фактором, вышедшим за рамки очередного экономического стресса. Карантин изменил приоритеты и бизнес-паттерны, в том числе в обеспечении цепочки поставок. В логистике обозначились новые тренды, которые будут активно развиваться в ближайшие несколько лет. Из них можно выделить три основных:

Названные тренды делают процессы перезагрузки логистики обязательным условием существования бизнеса в «новом мире». Внимание к вызовам рынка и быстрая адаптация особенно важны для небольших компаний, которые первыми реагируют на кризисные факторы и обладают достаточной гибкостью для быстрой и эффективной подстройки под новую реальность. В этой связи у сектора МСБ есть хороший потенциал роста.

Читайте также:

Смотреть комментарии