Корпоративная практика228259

«Бережливый стартап» – залог успеха или путь к провалу?

Плюсы и минусы модели «Build – Measure – Learn» для начинающего предпринимателя.

Не секрет, что одним из главных челленджей для основателя стартапа является выбор бизнес-модели. В последние годы широкую популярность среди фаундеров приобрела концепция «бережливого стартапа»: о ней пишут в книгах, ее преподают в бизнес-школах, многие именитые бизнес-коучи считают ее панацеей от всех предпринимательских неудач.

Но так ли все просто на самом деле, и стоит ли рекомендовать этот подход всем, кто сейчас задумывается о запуске своего проекта?

BML в теории

Благодаря Facebook, Airbnb, WeWork и другим бизнес-гигантам, выросшим из небольших стартапов буквально у нас на глазах, в обиход западного, а затем и российского предпринимателя вошло понятие «бережливый стартап» (Lean Startup).

Изначально этот термин был сформулирован американским предпринимателем Эриком Рисом, предложившим научный подход к минимизации затрат на создание бизнеса. Рис был уверен, что традиционные для крупного бизнеса методы менеджмента: долгосрочные планы, стратегии, всесторонние исследования – неприменимы к молодым стартапам.

«В то же время, – рассуждал он, – если основатель полностью откажется от бизнес-плана и будет полагаться лишь на свою интуицию, риск провала возрастет еще больше. В итоге Рис разработал особую модель менеджмента для стартапов, основанную на постоянно повторяющемся цикле «Build – Measure – Learn» («Создай – Оцени – Научись»).

На первом этапе – Build, по мнению Риса, стартапу важно как можно быстрее приступить к созданию минимальной жизнеспособной версии продукта (MVP). При этом версия может быть «сырой» и не обладать полным функционалом, необходимым пользователю. Задача ее запуска в том, чтобы как можно быстрее оценить успех или неудачу вашей идеи.

После запуска MVP, на этапе Measure, проводится оценка ранее сформулированных гипотез. Главная задача здесь – понять, действительно ли вы сумели создать то, что нужно пользователям.

На последнем этапе – Learn – полученные результаты используют, чтобы сформулировать новые гипотезы, внести необходимые изменения в MVP перед выпуском обновленной версии.

Главное преимущество BML-модели – в ее простоте и цикличности. Постоянное тестирование и доработка продукта с учетом реакции рынка позволяет в итоге создать оптимальную версию. Опыт Youtube, Instagram, Dropbox и множества других успешных стартапов показывает, что у BML-модели есть и другие неоспоримые плюсы.

  1. Принцип создания минимально жизнеспособного продукта в разы сокращает время выхода на рынок. А как известно, компании, вышедшие на рынок раньше конкурентов, имеют больше шансов занять свободную нишу, и со временем стать в ней главным игроком.
  2. Такая модель управления позволяет снизить операционные издержки: если у вас нет необходимости сразу выпускать продукт с полным функционалом, то не нужно и тратиться на разработку всех функций.
  3. «Бережливые» стартапы обладают высокой организационной эффективностью, благодаря прямому взаимодействию с потребителем и быстрой реакции на полученный фидбек.

BML на практике

Вдохновившись успехом начинающих предпринимателей, многие крупные корпорации внедрили принципы бережливого стартапа в работу своих R&D-центров. Так, например, в марте 2017 года Deutsche bank объявил о запуске очередной, четвертой по счету, инновационной лаборатории. Расположенная в Нью-Йорке, она действует по модели бизнес-инкубатора. Собирая лучшие финтех-стартапы с Wall Street, банк не только предоставляет им финансирование, но и помогает развиваться по модели Build-Measure-Learn, внедряя затем лучшие продукты в свою работу.

Стоит отметить, что помимо Deutsche Bank выращиванием стартапов в собственных инновационных лабораториях успешно занимаются Citi Bank, Visa, BBVA и ряд других лидеров финансового рынка.

Еще одним способом использования BML-модели является введение такого параметра оценки бизнеса, как «инновационность» или Innovation Accounting. Наряду с традиционными метриками эффективности, такими как финансовые показатели или выполнение KPI, исследование инновационности бизнеса позволяет оценить актуальность продукта и необходимость доработки.

Наиболее ярко метод Innovation Accounting представлен в фармакологии: крупнейшие фарм-концерны вроде Novo Nordisk, Johnson & Johnson уже не только обзавелись собственными стартап-лабораториями, но и осознали важность регулярного мониторинга инновационности выпускаемых продуктов.

Исследовательские компании, такие как PwC и IdeaPharma ежегодно выпускают рейтинги фармкомпаний по объему внедряемых инноваций, где измеряют связь между выручкой компаний и ее затратами на R&D.

Бережливая модель не универсальна

Какой бы беспроигрышной ни казалась в теории модель бережливого стартапа, она не может являться универсальной стратегией для любого бизнеса.

Как показывает практика, проекты, разработанные с соблюдением всех правил BML-подхода, в итоге могут оказаться нежизнеспособными. И наоборот: из бизнес-идей, отвергнутых пользователями на этапе MVP, может вырасти вполне себе прибыльный бизнес. Причин тому несколько.

По словам Бена Зильбермана, основателя Pinterest, слабое место BML-модели кроется в отсутствии четкого определения того, что считать минимального жизнеспособным продуктом. Иными словами, если ваш продукт получил негативную оценку от пользователей на стадии MVP, очень трудно понять, означает ли это, что он не востребован рынком, или пользователи его попросту не поняли из-за слишком урезанного функционала.

«Вы никогда не можете с точностью сказать, какой набор функций для вашего продукта является минимальным, и что конкретно считать жизнеспособностью», – говорит Зильберман. 

Еще одним очевидным минусом «бережливого стартапа» является то, что данную методологию можно применить далеко не ко всем сферам бизнеса.

«Для высокотехнологичных и disruptive-стартапов этот подход в большинстве случаев нерелевантен», – считает основатель конфигуратора IT-инфраструктуры Miraworks Константин Великотский. – «Невозможно представить себе, как развивались бы Tesla, iPhone и другие продукты, полностью перевернувшие рынок, если бы их основатели решили пойти по пути создания минимальной жизнеспособной версии продукта. Если ваш стартап закрывает потребность, которая рынком не осознается или осознается плохо, бережливый подход не применим».

Постоянное совершенствование продукта, на котором основывается BML-модель, в реальности совершенно не гарантирует роста клиентской базы.

Сооснователь приложения для анонимных знакомств Like a Little Прасанна Санкар считает, что попытка построить бизнес в строгом соответствии с принципом «Build – Measure – Learn» в конечном итоге привела его стартап к провалу.

Первая версия приложения привлекла 20 миллионов пользователей в течение шести недель, что позволило Санкару и его команде получить $7 млн инвестиций. Однако дальнейшие «улучшенные» версии уже не пользовались такой популярностью, и основателям оставалось лишь с горечью наблюдать, как с каждым обновлением от них уходит часть аудитории.

Теперь Санкар уверен, что самое важное в развитии стартапа – суметь вовремя отойти от принятой бизнес-модели, какой бы беспроигрышной она ни казалась, и остановиться на той версии продукта, которая будет оптимальна для большинства пользователей. 

Когда речь заходит о выборе оптимальной концепции развития стартапа, сложно дать универсальный рецепт, который подходит всем.

Применять на практике BML или другую бизнес-модель – вопрос важный, однако куда важней – понять, что не стоит относиться к выбранной модели как к панацее, которая гарантирует вашему бизнесу успех, и помнить, что главное в процессе управления бизнесом – не потерять мотивацию им заниматься.

Фото: Pixabay.com

Читайте также:

Смотреть комментарии