Корпоративная практика106366

Почему в облачных командах нет постоянных руководителей

Чем управление плоской организационной структурой отличается от вертикальной. И в каких компаниях такая HR-модель приживается лучше всего.

В поисках HR-моделей, которые позволят сделать бизнес более эффективным, сегодня компании все чаще уходят от вертикальных структур управления и переходят к горизонтальным, которые могут одновременно обеспечить инновационность, гибкость и результативность развития. Один из таких подходов – модель облачных команд, или, другими словами, сетевое управление.

Сетевое управление и плоские организационные структуры

Цифровые технологии позволили перевести коммуникации, сбор, хранение и обработку данных в облачные сервисы, что, в свою очередь, дало возможность создавать удаленные рабочие места. Это быстро растущий тренд, сегодня каждый десятый работник в мире – либо удаленный сотрудник, либо частично занятый, либо фрилансер. А многие только недавно открывшиеся компании вообще изначально создают такие структуры, в которых вся команда удаленная.

То есть речь идет о гибкой облачной модели организации труда, которая соответствует текущим потребностям бизнеса и при необходимости может оперативно изменяться под стратегические цели.

Сетевое управление предполагает построение организационных единиц, исходя не из функций бизнеса (производство, маркетинг, продажи, IT, финансы, административный персонал, топ-менеджмент и т. д.), а исходя из ключевых бизнес-процессов. Таким образом, происходит создание центров прибыли, каждый из которых является полностью автономным и работает на основе анализа отчета о прибылях и убытках (P&L). При этом каждый центр прибыли имеет свою уникальную структуру, соответствующую его задачам для реализации стратегических целей.

Структура и принципы работы облачных команд

Структура облачной команды состоит:

При этом среднее звено управления отсутствует, а топ-менеджмент формируется из вышеупомянутых лидеров. Если состав лидеров меняется, то меняется и состав топ-менеджмента. Генерация идей и принятие стратегически важных решений происходит коллективно, а каждый член команды может принять участие в проектах коллег и внести свои пожелания. Координация и контроль работ происходит в соответствии с четко определенными KPI каждого центра прибыли и проекта.

Так как все коммуникации проходят горизонтально, иерархия минимизируется. Сотрудники взаимодействуют между собой по принципам открытости, доверия и равенства. Оценка их труда осуществляется по результатам работы каждого сотрудника, а не общего участия в процессе работы. Социальные пакеты более персонализированы и могут быть монетизированы. Как следствие, в целом меняется система вознаграждения, оплата переходит из постоянных в переменные издержки. Если возникает необходимость в привлечении внешних консультантов-экспертов, то их, как и в вертикальных структурах, можно привлечь на временной основе для решения конкретных задач и достижения определенных результатов. Их оплата будет так же, как и у других единиц команды, привязана к четким критериям и результатам.

Навыки, необходимые лидерам облачных команд

Элементы сетевого управления существенно меняют требования к топ-менеджменту и лидерам команд. Их основные задачи – создание условий для увеличения лояльности и вовлеченности сотрудников и организация мероприятий, направленных на удержание и развитие сотрудников в пределах команды. Поскольку системы мотивации в плоских структурах отличаются более высокой персонализированностью, важно уметь находить драйвер мотивации каждого члена команды, быть готовым к управлению автономными бизнес-единицами в виде центров прибыли и безупречно разбираться в особенностях работы различных подразделений компании.

Будущее облачных команд

Эффект внедрения облачных команд в разном бизнесе будет разным. Естественно, не каждый бизнес и не во всех секторах экономики может сразу полностью перейти на сетевое управление, но его можно внедрять, постепенно распространяя на определенные направления, бизнес-процессы или проекты. Лучше всего модель облачных команд подходит для практики стартапов и быстрорастущих интернет-компаний, ведь она позволяет им изначально минимизировать систему постоянных издержек. Уже сейчас эти площадки апробируют сетевое управление, и именно они сформируют принципы и инструменты облачных команд.

Смотреть комментарии