Маркетинг39634

Интернет-витрина VS ярмарка: почему популярны выставки-продажи?

Несмотря на развитие е-маркета в России до сих пор популярны выставки-продажи для мастеров ручного творчества. Заменит ли их онлайн-ритейл?

«В интернете такую красоту не купишь!»,  сказала на ярмарке одна моя очень продвинутая подруга и прижала к груди куклу ручной работы. Зная, что она покупает в сети практически все, я заинтересовалась, почему же она сделала такой странный вывод.

Я знаю, как минимум, десяток сайтов, где можно купить подобную вещь. Учитывая, что мне предстояло читать курс по созданию интернет-витрины для участников проекта «Новоделье», я решила разобраться, что же происходит с онлайн-продажами и покупками товаров handmade у мастеров и их покупателей.

Мастера. Бесплатное обходится дороже

Во время дискуссии на последнем Санкт-Петербургском международном ремесленном конгрессе прозвучало, что в России 1,2 миллиона ремесленников, а в интернете представлены не более 3-5% из них. Остальные практически нигде себя не проявляют, кроме выставок-ярмарок разного уровня популярности.

Интернет-площадок для размещения товаров сейчас немало. Все они бьются за каждого пользователя, предлагая бесплатные шаблоны и рекламные возможности, техническую поддержку и курсы по улучшению продаж. Создать интернет-магазин может хоть ребенок, хоть пенсионер немного владеющий компьютером  программист для этого не требуется.

Все социальные сети организовали интернет-магазины, лишь бы привлечь и удержать красивый контент на своих просторах. Онлайн-рынок ежедневно пополняется малыми и большими магазинчиками на любой вкус, но статистика от этого не меняется.

При этом, каждая выездная ярмарка ремесел вызывает ажиотаж: места раскупаются заранее, с каждым годом аренда стендов дорожает, а желающих продать свои вещи привычным «дедовским методом» меньше не становится.

Изучение вопроса вскрыло несколько важных моментов со стороны мастеров.

Какие преимущества дает выставка?

1. Время

Для создания и ведения интернет-магазина требуется время: сфотографировать товар, описать, выложить на сайт, сформировать цены, описать правила покупки и доставки. Это отвлекает от текущих рабочих дел, производства, к тому же для многих  это сложно технически. На ярмарку тот же мастер спокойно готовит товар, а витрину оформляет уже на своем торговом месте. Требования к ней невелики: имя, название артели, красивые полочки, ценники от руки. Аргумент, что интернет работает на тебя круглосуточно, если один раз сделать все правильно, пока неубедителен, потому что большинству непонятен результат.

2. Неизвестность

Чтобы получить прогноз результата, нужно провести исследование чужих достижений. Требуется настоящий, профессиональный мониторинг, а это недешево. Цены, технологии, качество или востребованность своего и чужого товара через сеть самостоятельно оценить сложно. Серьезных аналитиков на рынке handmade нет, доступные советы оказываются очередной рекламой «площадки», а вся остальная информация  досужие домыслы коллег.

Как понять неискушенному мастеру, что сейчас востребовано среди заказов? По статистике, знак «Хит продаж» на чужих сайтах скорее означает не успех, а распродажу. Поведение покупателя неочевидно: видел ли товар, понял ли ценность, дорого ему, дешево? Пойди еще догадайся о деталях, вглядываясь в безмолвную кривую статистики посещения сайта.

На ярмарке же продавец сразу оценивает продажи: и собственные, и конкурентов. Анализ и маркетинг ассортимента не требует затрат, результаты можно применить мгновенно: снизить или поднять цены, переоформить витрину, убедить покупателя купить и доказать, что товар стоит своей цены. А потом поехать на производство и продолжать делать то, что лучше всего продавалось. Ограниченно, мало, но гарантированно понятно.

3. Упаковка и логистика

Если современный художник запускает свой онлайн-магазин, ему нужно понять, как организовать упаковку и отправку товара. Особенно, если товар хрупкий, а он чаще всего именно такой  ручная работа обязывает быть доставленной в целости и сохранности и желательно в подарочной упаковке.

Для 90% мастеров − это самая сложная часть работы и вопросы жалят мозг, как растревоженные пчелы. Где брать курьера, какую покупать упаковку, как контактировать с транспортными компаниями, можно ли доверить почте или передать посылочку со знакомыми, сколько времени нужно заложить на все процессы производства, чтобы указать покупателю реальный срок? Многие даже не знают, как начать решать эти задачи.

На ярмарке этих проблем нет, как-нибудь, да придумаем товар упаковать, веревочкой перевяжем, до дома донесут, вот и ладно.

Выходит, что повода увеличивать свой потенциал и эффективность интернет-присутствия для мастеров пока не наступила. Может быть всему виной покупатели, которые слишком привередливы и малоактивны именно в интернете, и у мастеров нет повода расти и учиться?

Покупатели. Эффект присутствия в мастерской

Покупатели handmade-товаров пресыщены интернет-предложениями по разным поводам: от еды до покупки недвижимости. Часто ли они покупают изделия ручной работы?

Поисковые системы выдают не более 100 тыс. запросов «Народные промыслы» или «Товары ручной работы» в месяц. Это на все миллионы желающих продать. Конечно, этого крайне мало.

С другой стороны, после введения запроса в поиске выпадает масса ресурсов, среди которых только два или три реально работают как площадки мастеров, остальные же заваливают однотипными картинками неизвестных производителей. По ссылкам вперемешку с полезными сайтами идут навигаторы подарков, размещающих рекламу, или просто сайты-каталоги ворующие контент. Мы регулярно находили товары участников своего проекта «Новоделье» на чужих площадках с непонятными ценами. Это подрывает доверие и авторитет мастеров.

Хорошие и красиво сделанные авторские сайты в поиске не выпадают даже в первой двадцатке, и покупатель вынужден искать рекомендации по друзьям и знакомым. Это не добавляет энтузиазма что-то купить в интернете. Потенциальный клиент требует целого комплекса реализованных ожиданий.

1. Эмоции

На ярмарку ремесел посетитель приходит для того, чтобы получить удовольствие от покупки: товар хочется взять в руки, рассмотреть все детали. Покупателю интересно пообщаться с мастером, лично послушать историю создания объекта, удивиться подробностям и немного поторговаться. Люди покупают не просто красивую вещь, а эмоцию на долгие годы. Создать же подобное настроение на сайте доступно только профессионалам или гениям контента.

2. Помощь

Художественная атмосфера делает покупку не только ценной для покупателя, но и создает диалог взаимопонимания с автором. Не секрет, что каждая покупка  это серьезная помощь мастерским, которые всегда нуждаются в средствах и не имеют излишков. Многое в ремесленных мастерских находится на стыке социального предпринимательства и благотворительности. Яркий пример тому  выставки народных промыслов и благотворительные ярмарки для некоммерческих организаций. Из года в год растет количество социокультурных проектов и сумма пожертвований, люди приходят найти красивую вещь, поддержать художников или помочь участникам менять жизнь людей с ограниченными возможностями, спасать больных детей и бездомных животных.

3. Инвестиция в качество

Покупка предмета искусства или народных промыслов  это вера в художественную ценность. Многое купленное на выставках-продажах долгие годы украшает стены в домах или специальные полочки и редко, когда используется. Дань прекрасному не требует обязательной выгоды. Даже купленная одежда и украшения ручной работы служат эффектным декором, гордостью хозяев дома: об истории такой вещи и ее мастере с удовольствием рассказывают гостям. Это история передается вместе с товаром из рук в руки. Немаловажно, что качество можно оценить лично, не рискуя нарваться на китайскую подделку.

Я искренне верю, что прогресс возьмет верх и интернет-витрины будут у каждого художественного и ремесленного проекта. Конечно необходимо, чтобы все могли прикоснуться к творчеству удаленных ремесленников, и они бы расширили географию продаж на весь мир.

Но я также буду надеяться, что искусство ярмарок никуда не исчезнет, чтобы в удаленных селах рано утром и как в прежние времена, собирались прекрасные ремесленные мастерские и приезжали к месту сбора коллег и друзей  личное общение заменить нечем.

Смотреть комментарии