Маркетинг98971

Как превратить незнакомых людей в друзей и клиентов

Говорят: дружите с клиентами – и дела пойдут в гору. Лучше всего эту задачу решает PR-подход. Почему?

Вадим Ширяев, эксперт по маркетингу из «Содружества организаций по развитию бизнеса», делит всех людей, с которыми взаимодействует бизнес, на три типа:

Делайте хорошо друзьям. Чем крепче дружба, тем больше прибыль. Некоторым этот подход покажется неэтичным, но это неправда. Разве плохо быть полезным?

Дружба – это PR в чистом виде. Хотя, конечно, от классических Public Relations (связей с общественностью) такой подход отличается.

Почему PR?

Вот как определяет PR «Википедия»: «Технологии создания и внедрения образа (идеи, товара, услуги, персоны, бренда) в ценностный ряд целевой аудитории для закрепления его как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле – это управление общественным мнением».

PR – это недорого, он доступен и малому бизнесу, и микробизнесу. Чтобы управлять мнением людей, нужно просто быть видимым многими зрителями. В середине ХХ века это было возможно только при помощи ТВ, СМИ, радио. Но в XXI веке ситуация изменилась. Сегодня блогер средней руки собирает больше зрителей, чем региональный телеканал. И качество такой аудитории выше. Например, у моей страницы в Facebook около 5000 подписчиков, и где-то 60% из них – целевые. Транслировать рекламу социальных сетях зачастую можно бесплатно. А поскольку я даю контент, релевантный интересам подписчиков, отказов от его получения мало.

Выгоды подхода

Если удается выстроить человеческие отношения с покупателем, часто даже единичные заказы покрывают все расходы – на рекламу, труд подрядчиков и другие. Например, почему продуктовые магазины «у дома» продают товары дороже, чем супермаркеты? Потому что в них можно забежать хоть 1 января в тапочках и получить искомое качество. Они тщательно исследуют спрос и корректируют ассортимент под каждого своего покупателя. А большие магазины, через прилавки которых ежедневно проходят сотни людей, продают товар дешевле, потому что не знают каждого клиента лично. Для крупных продавцов +/- 100 продаж не существенно, а для мелкого торговца потерять сто клиентов подобно смерти, поэтому последний стремится лично познакомиться с покупателями.

Другой пример. Максим Ильяхов – идеолог сервиса «Главред» и главный редактор «Тинькофф-журнала». С ним работает штат райтеров, у него высокие гонорары. Нормальная история, когда одна статья пишется месяц. Отсюда и стоимость авторского труда (не знаю точную цифру, но на 12.10.2017 года она была кратной моему месячному заработку копирайтера). О чем это я? Ах, да – о ценности. Смотрите блог Максима.

Для работы с людьми, а не с цифрами

В Хабаровске в свое время была распространена фраза «индивидуальный подход». Об этом говорили все: производители шкафов-купе, изготовители шаблонных сайтов, установщики ТВ-антенн. Нужно понимать, что за 30 тыс. рублей индивидуального подхода не бывает. По-настоящему его могут обеспечить только производители штучных товаров и услуг. Например, консультанты или строители коттеджей. Тем, кто долго трудится для каждого отдельного покупателя, и просит за это достаточно денег. Массовым производителям так работать невыгодно.

Да, индивидуальный подход – это своеобразное стоп-выражение. Слишком многие о нем говорят, поэтому ценность его померкла. Но представьте продавца, который не на словах, а на деле знает все ваши боли – это же просто прекрасно! Например, если вам интересна аналитика, он постоянно присылает e-mail со свежим отчетом по рынку. Да я б такого на руках носил!

Например, организация хочет изготовить сайт-визитку и выделяет на проект 150 тыс. рублей. Агентство интернет-маркетинга, чтобы освоить этот бюджет, составляет майнд-мэп, ищет, тестирует и корректирует разные идеи. А фрилансер берет 5000 – и сайт получается откровенно слабым, потом что он над ним серьезной не трудится, делает по шаблону.

Как устанавливать связи с аудиторией на основе PR-подхода? Сейчас расскажу.

Создайте информационное поле

Узнайте свою целевую аудиторию, определите ее боли. Делайте это путем опросов, изучения статистики, аналитики. У покупателей, составляющих вашу ЦА, есть общие черты. Составьте на их основе аватар – образ, который встречается чаще всего. И, ориентируясь на него, пишите статьи и создавайте другие PR-материалы.

Например, за политическую партию голосуют в основном люди старшего возраста. Поэтому аватар – престарелый гражданин. Для коммуницирования с ним идеально подходят передачи на радио и ТВ.

Что делать, если аватаров несколько? Их нужно ранжировать: узнайте, кто из них больше интересен вашему проекту, и работайте с ним. Допустим, у нашей партии два аватара – пенсионеры и бизнесмены. Статистически пенсионеров больше, чем бизнесменов, поэтому нам интереснее работать с ними.

Добейтесь известности среди целевой аудитории. Например, аватар много сидит в интернете. Тогда публикуйте обсуждаемый контент в соцсетях, на сайтах, который часто посещают представители вашей ЦА – и станете известным.

Коммуницируйте на основе AISDAS (H)

Идеологи маркетинга говорят, что информация должна быть продающей. И это так. В данном случае, воронка продаж просто растягивается. Если кратко, то стандартная модель привлечения внимания аудитория (AIDA) не работает. Более целесообразно использовать паттерн AISDAS (H). В зависимости от его содержания товар будут или лайкать, или дислайкать в социальных сетях после покупки. Учитывайте это – и будет счастье.

Вот как описывает схему AISDAS (H) в статье «Одураченные креативом» Алексей Петросянц:

Подогревайте клиентов

Клиент сначала холодный, потом теплеет, превращается в горячего и покупает. Его легче убедить в повторной покупке или приобретении дополняющих товаров – и он покупает больше. Горячие покупатели делают большую часть выручки.

Часть из них рекомендует товар. Они добровольно становятся адептами бренда, то есть продавцами, которые работают бесплатно и получают кайф от этого. Это бесплатное продвижение. Его стимулируют акции типа «приведи друга».

Часть становится адвокатом бренда. Они рекомендуют, борются с возражениями, то есть усердно продают и не просят оклад или процент от продаж. Эти люди удовлетворяются тем, что были полезны.

Например, влюбленная пара в кафе фанатеет от местного кофе. Пьет его с разными наполнителями, с печеньем / пирожным – зависит от многих факторов. И, бывая в заведении, делает хороший заказ. Дальше больше. Они проводят здесь значимые мероприятия, селфятся, рассказывают истории. Приводят сюда друзей. Показательная история: сам так делал несколько раз.

Преимущества такого продвижения:

Делайте людям приятно

Давайте клиентам нужную информацию. Причем не по верхам, а подробно, на уровне эксперта. Людям нравится читать о чужом опыте: об этом пишут и Texterra, и Cossa, и другие авторитетные СМИ.

Делайте рассылки. Используйте любой способ коммуникации, который позволяет достучаться до нужной аудитории – мессенджеры, социальные сети, электронную почту. Пусть ваши адресаты ощущает себя особенным и ждут сообщений от вас.

Фото: pexels.com

Смотреть комментарии