IT-менеджмент28394

Чем IT помогут бизнесу в 2024 году: 7 трендов

Как извлечь максимум пользы для бизнеса из текущей IT-эволюции?

 

Выгодный и устойчивый бизнес – в первую очередь, технологически эластичный, открытый к изменениям в IT-сфере. Гибкие технологии, чат-боты, data science – это уже привычные реалии. Я собрал несколько локомотивных IT-трендов для отечественного сегмента, которые во многом влияют на бизнес-процессы. Предлагаю извлечь из них максимум пользы, поскольку, как отмечают игроки рынка, эволюция в IT-мире продолжается.

1. Импортозамещение ПО

Уход западных вендоров стал очевидным и базовым фактором, стимулирующим развитие и рост отечественного ПО, включая системы проектного управления. Гиганты, вроде Microsoft и SAP, значительно сократили поддержку и продажи своих продуктов, но полноценного импортозамещения мы так и не получили, поскольку пока никто из игроков российского рынка не предложил чего-то действительно особенного и инновационного.

Отечественные девелоперы, по сути, пошли по пути копирования, чтобы просто закрыть потребности в недостающем софте. Однако это не значит, что подобная ситуация сохранится, и после закрытия базовых потребностей бизнеса не появится что-то действительно мощное. Тем более, что локализация бизнеса (которая, кстати, даже стимулировала масштабирование ПО с открытым кодом) этому способствует.

И хотя работа над импортозамещением началась достаточно давно, явный скачок случился только в 2023 году. По сути, программные решения проверялись сразу «в полях», ошибки устранялись по мере реализации, поэтому много «сырого» ПО, которое требует доработки.

2. Комплексные системы

Enterprise-сегмент на фоне ухода крупных экосистем стал искать не столько сервисы по управлению проектами, а больше комплексный инструмент, закрывающий максимум потребностей организации. Бизнесу требуется и календарное планирование, и управление оперативной работой по проектам (как по классическим, так и гибким методологиям и их гибридное использование), и документооборот, и реализация исполняемых бизнес-процессов, и возможность встраивания в IT-ландшафт компаний, и вообще открытость в части интеграции. Таким образом, компании пытаются найти оптимальный аналог того, с чем работали ранее.

3. Готовые решения для среднего сегмента

Средний бизнес в силу специфики по-прежнему ищет готовые IT-решения. Здесь наблюдается потребность в сервисах, способных помочь предприятию сразу стартовать, ведь собственникам не хочется уходить в детальные настройки и тонкости программы. Чаще всего небольшим компаниям нужно закрывать какие-то точечные направления, например, календарное планирование или таск-трекинг, потребности в масштабных эко-системах обычно нет. При этом интерес к постепенной автоматизации и высвобождению рабочей силы стабильно сохраняется и, вполне вероятно, будет даже расти.

4. Вирусный ИИ

Технологии искусственного интеллекта проникли почти во все сферы: производство, медицина, образование, HR-tech, социальные проекты… На фоне этого информационного шума появится еще больше авторов и производителей ПО, которые будут громко заявлять о присутствии ИИ-технологий на борту, на этом будут строиться маркетинговые кампании.

Здесь важно проявить здравый скепсис, и принимая решение, подумать: а действительно ли предлагаемый продукт является ИИ-технологией, несет ли бизнес-ценность, или пока что стоит присмотреться, поработать с бесплатными инструментами в тестовом режиме, и взвесить все риски использования продуктов такого класса в вашей предметной области.

5. Информационная безопасность компаний

Разработчики программных продуктов и специалисты по кибербезопасности могут начать работать более тесно, чтобы повысить устойчивость бизнеса. Это особенно актуально для крупных проектных задач на уровне больших корпораций, а также компаний финансового, металлургического и государственного секторов. Связано это с тем, что потенциальные угрозы будут нацелены и на инфраструктуру, и на безопасность. Обмен опытом и объединение технологий – логичный шаг, который в дальнейшем может привести к созданию полноценных кросс-команд. На рынке труда также наблюдается спрос на готовых специалистов по защите информации, и компании готовы обучать персонал необходимого профиля.

6. Повышение ценности клиента

В режиме частичного закрытия внешних рынков для отечественных поставщиков и разработчиков программного обеспечения становится очевидной ценность текущих клиентов. В конкурентных средах привлечение новых клиентов становится дороже, чем повторные продажи и рекомендательный канал от текущих покупателей.

Все лучшие практики, которые успели накопиться в CRM, CX и других системах, связанных с продажами и клиентским сервисом, начнут применяться и в других B2B-продуктах и проектах. Не исключено, что мы увидим их применение в проектной деятельности – этапы мониторинга и постмониторинга, сбор, агрегация и обработка обратной связи с контрагентов, накопление клиентских данных для работы смежных отделов. Например, для отделов клиентского сервиса или маркетинга улучшение взаимоотношений и персонифицированные активности позволят повышать LTV клиента и рекомендации.

7. Управление данными

Интуиция человека и аналитика со стороны ИИ смогут давать фантастические результаты, например, упрощение и ускорение процесса принятия решения. На деле это значит, что критически важные, масштабные решения могут приниматься настолько быстро, что станут по факту обгонять сам рынок и искусственно его формировать.

Не последнюю роль сыграл Data Mesh, в основе которого грамотный, структурированный подход управления данными внутри компании. Именно внутри, поскольку обладание данными станет самой большой ценностью, и выводить это вовне будет рискованно. Поэтому бизнес-команды начнут разрабатывать решения, позволяющие этими данными управлять именно инхаус-силами, без привлечения внешних подрядчиков. Персонализированные рекомендации лягут в основу того, чтобы облегчить выполнение запросов в реальном времени, сохраняя интерактивность цикла обратной связи.

Также читайте:

Смотреть комментарии