IT-менеджмент93392

Как внедрять роботов после ухода RPA-вендоров из России

Могут ли отечественные поставщики RPA-систем помочь российским компаниям с роботизацией бизнес-процессов, чтобы не зависеть от иностранных IT-продуктов?

Рынок роботизации бизнес-процессов (RPA) в России развивается, несмотря на уход зарубежных вендоров. Раньше компании внедряли зарубежные RPA-платформы по одной причине – на Западе роботизация начала развиваться раньше, у иностранных вендоров было больше опыта. Но теперь отечественные RPA-решения даже превосходят западные аналоги, поскольку российские разработчики намного лучше знают свой рынок и адаптировали к нему свои продукты. Например, российские RPA-решения лучше интегрируются с отечественными IT-системами, такими как 1С.

Российские компании стараются сохранить непрерывность процессов и перейти на импортонезависимые IT-системы. Ведь работающие пока иностранные приложения могут быть отключены, когда закончится лицензия, или даже раньше.

Топ-3 вендора, которые развиваются на российском рынке:

Типичные процессы в бизнесе, которые давно пора отдать роботам

В процессе автоматизации рутинных операций с помощью программных роботов специальное ПО работает также, как и обычный сотрудник: открывает приложения, находит, копирует и вставляет данные, распознает текст, заполняет таблицы и формы, сравнивает значения, формирует отчеты и пр. Робот выполняет однотипные ручные операции, которые основаны на четких правилах. Такие задачи часто называют monkey job. У человека они вызывают раздражение и отнимают много времени, которое лучше потратить на более квалифицированные задания.

Кроме однообразных действий роботы хорошо справляются с задачами, которые должны быть выполнены четко по расписанию, такие как отправка уведомления, выгрузка информации.

Примеры задач, которые делегируют роботу:

Роботы надежны, работают быстро и экономят время и ресурсы. По нашему опыту, робот может работать в несколько раз больше сотрудника. Он не устает, не теряет внимательности. Роботы работают одинаково как в начале дня, так и в конце, машине не нужны больничные, отпуска и она не уволится.

Какие типы роботов бывают и в чем между ними разница?

Сравним два подхода:

Кейсы по внедрению RPA

1. Сокращение времени обработки документов в 5 раз

У крупного банка задача сократить время обработки документов типа Know Your Client (KYC). Клиенты банка запрашивают открытие новых счетов по нескольким каналам и предоставляют 14 типов документов KYC: удостоверение личности, водительские права и т. д. Эти документы нужно сверить. Сотрудники согласовывают все в нескольких корпоративных системах. За день 200+ сотрудников обрабатывают в среднем около 8 тыс. документов. Весь этот процесс банк хотел автоматизировать и ускорить.

Внедрение RPA решило задачу. Теперь сотрудники оцифровывают документы клиентов с помощью оптического распознавания символов (optical character recognition, OCR), а роботы самостоятельно извлекают необходимые данные, сравнивают данные с правилами, направляют исключения для ручной обработки, вводят данные в систему. В итоге робот выполняет все за 2-3 минуты, в то время как у сотрудника на это уходило около 15 минут. Продуктивность сотрудников выросла на 55%. Банк автоматизировал бизнес-процесс и по расчетам сможет в будущем сэкономить до $5 млн.

2. Автоматическое закрытие и открытие торгов на энергетической бирже

Изначально система могла открывать и закрывать торги только раз в сутки. Администратор нажимал на кнопку, сверяя время по часам: погрешность должна быть не более 10 секунд. После завершения торгов администратор работал с уведомлениями о сделках: вручную копировал созданные программой файлы в специальную папку, откуда они отправлялись в банк. В работе была велика вероятность ошибок из-за человеческого фактора. После внедрения RPA процесс был автоматизирован на 100%. В пять раз увеличилась точность при открытии: погрешность всего 1-2 секунды. Робот работает 24/7 и не требует участия человека, поэтому исключены случайные ошибки.

3. Автоматизация работы с финансовыми документами в крупном банке

Банк ежедневно получает данные о транзакциях от платежных систем в виде текстовых файлов. Необходимые данные являются неструктурированными и разбросаны по файлам, составляя 1-2% содержания каждого файла. Сотрудник распечатывает файлы, вручную обрабатывает информацию и вводит ее в таблицу Excel, где производится проверка контрольных сумм. Для импорта данных во внутреннюю банковскую информационную систему сотрудник изменяет формат файла, загружая его в приложение. Процесс ручной, повторяющийся и трудоемкий, с высоким процентом исключений. Кроме того, банк тратит ресурсы на расходные материалы для принтера. Благодаря RPA банк полностью автоматизировал этот процесс и еженедельно экономит 5-10 часов рабочего времени на нем.

Советы, как решиться на роботизацию процессов в компании

  1. Любой IT-проект начинается с анализа. Посмотрите на свои бизнес-процессы, проанализируйте их, определите объем однотипных ручных операций и составьте список процессов, которые можно автоматизировать.
  2. На следующем этапе ответьте себе, чего вы ждете от RPA: увеличение производительности, снижение количество ошибок, ускорение выполнения задач, экономия ресурсов... Стоит принять во внимание и долгосрочные выгоды, например, увеличение конкурентоспособности, улучшение обслуживания клиентов и повышение их лояльности.
  3. При выборе RPA-платформы нужно учесть IT-инфраструктуру компании, необходимость масштабирования платформы и язык программирования. Учет IT-инфраструктуры заключается в совместимости RPA-платформы, операционной системы и корпоративных приложений. Например, если компания использует Unix-системы, то RPA-платформа должна быть совместима с ними. То же самое касается и корпоративных приложений. Робот должен уметь работать в установленной в компании ERP или другом приложении.
  4. Возможность масштабирования также важна. При оптимизации бизнес-процессов может потребоваться увеличение числа роботов. Для этого вендору предлагают использовать reusable-компоненты – модули, которые можно использовать в различных процессах.
  5. Учесть язык программирования. Лучше выбирать платформы, написанные на широко используемых языках программирования. Это значит, что у такого языка будет активное сообщество, множество дополнительных библиотек, компонентов, которые сильно помогут при разработке избежать проблем и ошибок. Например, Java является популярным языком для корпоративных приложений с большим количеством библиотек. Это гарантирует создание масштабируемых и легко обслуживаемых роботов. Кроме того, у вас будет доступ к IT-специалистам, и не будет необходимости долго искать узкопрофильных разработчиков.

В заключение хочу добавить, что внедрение RPA не требует трансформации IT-инфраструктуры компании – робот встраивается в текущие процессы.

Я наблюдаю тенденцию, что все больше компаний из малого и среднего бизнеса начинают внедрять RPA, потому что видят в этом ценный инструмент, который способен освободить сотрудников от рутины и однотипных задач. А это помогает бизнесу более эффективно распределять ресурсы, больше времени уделять анализу, взаимодействию с клиентами и другим стратегически важным задачам.

Также читайте:

Смотреть комментарии