Риски и возможности98741

Экспорт российского ПО: отток мозгов и капитала или новые возможности?

Российские поставщики IT-решений открывают новые рынки сбыта. Как отечественным компаниям подстроиться под другую культуру и влиться в незнакомую деловую среду?

По причине политических и экономических ограничений, которые усложняют ведение бизнеса на западных рынках, многие российские компании (поставщики софта, ПО и прочих IT-решений) открывают новые пути для экспорта в страны Азии, Персидского залива, СНГ, а также Южной Америки и Африки. Но это незнакомые и достаточно специфичные регионы, где культурные паттерны сильно влияют на деловую среду.

Как отечественным компаниям выстраивать коммуникации на новых рынках

Работая десятилетиями в основном на западные зрелые рынки, российские экспортеры выработали так называемую «западную» поведенческую бизнес-модель, ориентированную на технологии и продукты. На Востоке привычный опыт ведения бизнеса уже не работает, даже коммуникация там строится абсолютно иначе. Поэтому если компании перенесут свой старый «западный» опыт взаимодействия на новых партнеров, то ожидания и реальность не будут совпадать.

Значит, для выстраивания новых партнерских связей пришло время ломать старую бизнес-канву, выстраивать новые межличностные отношения и адаптироваться в другой культурной общности. Вопрос только в том, готов ли отечественный бизнес начать новую игру?

Какие возможности открываются для российских IT-экспортеров

Упомянутые регионы – это перспективный рынок сбыта для российских поставщиков. В одних странах IT-сфера все еще находится на этапе развития и наблюдается множество нерешенных проблем: отстающий телеком, слабый банковский сектор, отсутствие автоматизации, цифрового государственного управления. Зато другие страны быстро перешли в цифровую технологическую эру и с жадностью начали потреблять новые IT-продукты. Как правило, в этих регионах госрегуляторы не устанавливают строгих ограничений и требований к IT-поставщикам, что открывает больше возможностей для бизнеса.

Большой интерес к российским IT-решениям по информационной безопасности проявляют в странах Латинской Америки, несмотря на близость к рынку США. В чем причина такого интереса? Дело в том, что клиентов из Южной Америки не устраивает принцип американских компаний – продать задорого несколько раз одному покупателю фактически одно и то же решение под соусом перехода на новые версии продукта, с жесткой лицензионной политикой и желанием уменьшить жизненный цикл самого продукта.

Российские решения, как правило, предлагаются в разрезе комплексной информационной безопасности. Это в основном платформенные решения с расширяемыми дополнительными услугами к ним, без навязывания лицензий на каждую «кнопку», широкой экспертизой, гибкой кастомизацией и прочими выгодами.

Запуск офиса за рубежом: отток капитала или второй шанс для бизнеса

Многие IT-компании после запуска офисов за рубежом стремятся перенести туда и штаб-квартиру, чтобы отвязаться от бренда «русский бизнес». Можно ли это назвать оттоком мозгов и капитала или это второй шанс на завоевание зарубежных рынков? Здесь стоит учесть несколько параметров:

Что делать отечественной технологической компании, если планируется масштабирование заграницу? Однозначно, стоит открывать за рубежом локальные юридические лица, «очищать» от российских корней локальные продукты и особенно не афишировать свои бизнес-проекты за рубежом. Аналогично, можно решать вопрос с привлечением новых специалистов на глобальном рынке, которые скорее согласятся на переезд, скажем, в ОАЭ или Вьетнам, нежели в РФ.

Подобное масштабирование – это фактически переход в модель ниаршоринга. А чтобы подобное развитие бизнеса не приводило к закрытию российской материнской компании и полного переезда за пределы страны и соответственно потери «мозгов, капитала, интеллектуальной собственности», то здесь нужно масштабное вовлечение в процесс если не всего государства, то хотя бы Минцифры. Необходима целевая рабочая программа интеграции российского IT-сектора в модель ниаршоринга, чтобы избежать бегства капитала и ресурсов в средней и дальней перспективе.

Рекомендации для отечественных IT-поставщиков

Можно сказать, на текущий момент мы находимся в стартовой точке нового развития российской экономической и политической реальности. Большинство компаний, которые остались в стране, довольно успешно решают проблемы выпадающих заработков или масштабирования на российском рынке.

Также читайте:

Смотреть комментарии