Риски и возможности69615

Традиционный кинотеатр vs онлайн: кто победит?

Бытует такое мнение, что с уходом голливудского контента российские кинотеатры опустеют, а все зрители уйдут на различные онлайн-площадки. Так ли это на самом деле?

Уход голливудских студий из России по-разному отразился на экономике кинозалов и онлайн-кинотеатров. И, конечно, это обстоятельство усугубило и без того сложную ситуацию, в которой они находились со времен пандемии. Дело в том, что в отечественном кинопрокате голливудский контент занимал более 70% и практически гарантировал приход зрителя в кинозалы.

С уходом голливудского контента залы опустели, и доходность киноотрасли оказалась отброшена на десятилетие назад. Так, в 2022 году сумма валовых сборов составила 24 млрд рублей, что почти в два раза ниже показателя 2021 – 41 млрд рублей и существенно ниже доковидного 2019 года – 56 млрд рублей.   

Что касается онлайн-площадок, в отличие от кинотеатров, их в меньшей степени затронули событиями прошлого года. Конечно, в основном это связано только с тем, что их контентная база формировалась в большей степени за счет российских картин. 

Но и онлайн-кинотеатрам предстоит проделать огромную работу. Так, прошедший год стал для них неординарным – изменились зрительские предпочтения: значительная часть аудитории стала больше склоняться к просмотру новостных каналов и социально-политических программ, а не развлекательных передач. Например, в первом полугодии 2021 года только на просмотр социально-политических программ приходилось всего 8-9%, а в 2022 – уже 15%.

Безусловно, изменение зрительских интересов требует и корректировки жанров в планировании программы передач. К примеру, на сегодняшний день жанр драмы и ужасов стал восприниматься зрителями значительно хуже, чем раньше. Поэтому очевидно, что смещение контента будет происходить в сторону комедий, мелодрам, исторических и познавательных фильмов, а также семейного и детского кино. 

Статистика посещаемости обычных и онлайн-кинотеатров

Пик посещаемости кинотеатров традиционно приходится на новогодние праздники, когда зрители всей семьей приходят в кино. Прошедший год не стал исключением. Так, в период с 22 декабря 2022 по 8 января 2023 посещаемость российских кинотеатров возросла с 1,5 млн до 13 млн зрителей.

Рейтинг фильмов возглавил семейный комедийный фильм «Чебурашка», который побил все рекорды: уже 1 января 2023 года было куплено билетов на 226 млн рублей, а всего за праздники «Чебурашку» посмотрело более 9 млн человек и совокупные сборы превысили 3 млрд рублей.

За последние десять лет (а точнее за весь период сбора статистических данных с 2014 года) – это абсолютный рекорд среди зарубежных и отечественных картин, который оставил позади даже такие кассовые фильмы как «Холоп» (3,08 млрд), «Движение вверх» (2,9 млрд), «Король Лев» (2,6 млрд), «Т-34» (2,3 млрд) и «Пираты Карибского моря» (2,1 млрд).

Согласно статистике Единой автоматизированной информационной системы вторую строчку в прокате сейчас занимает фильм «Иван Царевич и Серый волк 5», а замыкает тройку лидеров фильм «Непослушник 2».

На что сейчас делают основную ставку в прокате 

По традиции кинотеатры делают ставку на развлекательное, семейное и приключенческое кино. Например, уже в феврале текущего года в прокат выйдут комедии «Клипмейкеры», «Одни на каникулах» и «Битва шефов». 

А весной кинотеатры порадуют своих посетителей еще несколькими российскими новинками, среди которых фильмы «На солнце, вдоль рядов кукурузы» и «Вызов».

В свою очередь онлайн-кинотеатры в попытке привлечь уже избалованную и хорошо насмотренную аудиторию предлагают контент на любой вкус, начиная от стриминга федеральных телеканалов и заканчивая блогерским контентом на любом языке и в любом формате.

И все же при всем разнообразии, контент онлайн-площадок является более насыщенным, дерзким и острым по сравнению с тем, что мы привыкли видеть в кинотеатре. Ключевую роль, конечно, здесь играет сериальный контент. И онлайн-платформы, наряду с телевидением, останутся главной площадкой для этого жанра, потому что невозможно представить просмотр сериала в кинотеатре.

Различия в зрительских предпочтениях 

Кинотеатр никогда не потеряет своего зрителя. Потому что кино останется, прежде всего, выходом в свет, местом романтических свиданий и дружеских встреч. Кроме того, кино дает удивительные эмоциональное взаимодействие не только с героями экрана, но и с такими же зрителями, которые находятся рядом с вами. Вместе смеясь и вместе замирая от страха, кинозрители становятся как бы единым организмом, и это дает непередаваемое ощущение восторга и синергии эмоций.

Эти чувства невозможно испытать во время обыденного просмотра сериала на каком-нибудь девайсе. Кстати, здесь будет более уместным выражение «потребление контента» в домашней обстановке, к которому многих из нас приучила пандемия.

Кинотеатральный показ сильно отличается от того, что мы можем посмотреть через онлайн-площадку. Конечно, прежде всего, зрелищностью и полным растворением границ между зрителем и экраном при помощи современных технологий. Кино останется уникальным местом для визуального аттракциона, будь то VR, 3D или вертикальная картинка. С другой стороны кинотеатральный бизнес вряд ли когда-нибудь вернется к прежним показателям посещаемости.

Онлайн-кинотеатры уже зарекомендовали себя как альтернатива кинотеатрам и продолжают завоевывать аудиторию, ядро которой составят, прежде всего, жители крупных городов в возрасте от 25 до 45 лет и те люди, которые уже привыкли платить за качественный контент и возможность просмотра любого киноконтента, когда и где им удобно.

Поэтому запуск производства оригинального киноконтента – едва ли не единственный выход из сложившейся ситуации, когда видеосервисы потеряли доступ к эксклюзивным западным новинкам и к тому же остались один на один с пиратами, которые точно также расширяют свои библиотеки. Без сомнения, онлайн-платформы уже в ближайшее время с успехом справятся с этой задачей, потому что в их распоряжении лучшие эксперты индустрии.

Вместо заключения

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что традиционный и онлайн-кинотеатры будут существовать параллельно, как разные виды досуга. Люди будут продолжать посещать как любимые всеми кинозалы, так и смотреть разнообразный контент на онлайн-площадках.

Читайте также:

Смотреть комментарии