Риски и возможности99989

Как производители и ритейл отреагировали на уход западных IT-компаний

К каким изменениям на рынке IT-решений для бизнеса привел исход западных игроков?

Из-за известных событий во внешней политике многие российские предприятия лишились привычных поставщиков в Европе и оказались в замешательстве. Ситуацию усугубил уход западных IT-компаний, таких, как SAS и Oracle, которые обеспечивали работу по налаживанию цепочек поставок и планированию как для производителей, так и для ритейла.

До недавнего времени мировой рынок IT, который предоставляет продукты и услуги ритейлу и производству, рос примерно на 11% в год. В России темпы роста были еще выше – 15-20%. Это было обусловлено как расширением бизнеса западных IT-игроков, так и развитием отечественных решений и продуктов. Проблема в том, что первые занимали значительную долю на рынке.

Исход западных IT-игроков

Если убрать за скобки ERP-системы, которые призваны помогать в управлении бизнесом, и где было очевидное преимущество у западных коллег, явного лидера на рынке не было. Поставщиков IT-решений как в ритейле, так и в производстве довольно много. Но все равно в совокупности иностранные продукты занимали долю более 50%. И большинство теперь покидают этот рынок. Уходят по-разному: кто-то сразу остановил проекты и продажи, кто-то предупредил о своем решении, и начал поэтапно уходить, планомерно отключая те или иные бизнес-функции, а кто-то пока продолжает оказывать поддержку по действующим контрактам, но новых уже не заключает.

Все это крайне негативно влияет на бизнес. Так, одна крупнейшая розничная сеть, внедрявшая западное решение для управления запасами и вложившая в него, по слухам, более миллиарда рублей, в один день осталась ни с чем, так как поставщик объявил об уходе из России и прервал все контакты. А в сегменте крупного и среднего бизнеса очень многие использовали западные продукты, в том числе для критически важных бизнес-процессов.

Переоценка рисков

Из сложившейся ситуации компании-пользователи выходят по-разному, в зависимости от финансовых возможностей и стратегии развития. Кто-то заменяет западные решения сопоставимыми по качеству и стоимости российскими, если они есть в данной области. А кто-то делает ставку на собственные разработки, или даже всем известный Excel.

Например, в промышленности есть четкий запрос на импортозамещение даже тех западных решений, об уходе которых с российского рынка официально еще не объявляли. Все понимают риски. В производстве товаров народного потребления и ритейле ситуация чуть проще: здесь выше доля российских решений и собственных разработок, а также множество еще не автоматизированных процессов, а внедрение технологий всегда обходится дешевле, чем замена. Но и в этих отраслях виден явный всплеск интереса к отечественному софту.

Так, в нашем сегменте – IT-решений для бизнес-планирования – с конца февраля количество обращений со стороны крупного, среднего и даже малого бизнеса возросло на десятки процентов. В частности, в нашей компании – в полтора раза. Но мы и до этого успешно конкурировали с западными вендорами в своем сегменте. Однако рост числа заявок вовсе не значит, что в разы увеличилось количество контрактов. На проработку проекта и заключение сделки уходит в среднем полгода, а в крупных компаниях с их корпоративными процедурами – еще больше.

Благоприятным фактором является то, что для многих задач у российских поставщиков IT-решений есть не только само ПО, но и экспертиза, опыт и понимание, как добиться результатов, и улучшить показатели заказчиков. 

Интегрированное планирование

До февральских событий бизнес предпочитал решать задачи планирования точечно. Например, покупались программные продукты только для управления запасами, или прогнозирования спроса. Теперь же мы видим тренд на автоматизацию этого процесса во всех сегментах бизнеса и этапах поставок, таких как планы продаж, производство, спрос, поставки, запасы и т. д. Все чаще мы получаем запрос на единую сквозную систему интегрированного планирования.

На наш взгляд, таким образом предприниматели и управленцы хотят упорядочить тот хаос, который воцарился в мире. Планирование на день, на неделю или на год – это актуальная задача в любые периоды. Но в нынешней достаточно турбулентной ситуации, когда каждый день что-то происходит и нужно на это гибко и – главное – оперативно реагировать, роль программных решений в управлении процессами возросла. Они помогают просчитывать, в том числе риски, и снижают человеческий фактор. 

Стратегический горизонт планирования сейчас сужается, как это обычно происходит, когда нарастает неопределенность. Для программных решений это не проблема, так как они работают на оперативном и тактическом горизонтах – от нескольких часов до двух лет. Здесь большую роль играют параметры бизнес-процессов, например время доставки сырья для производства, или длительность производственного процесса. Меняются плечи поставок. Как следствие, подстраиваются горизонты планирования. А они могут как сократиться, так и увеличиться.

Налаживая новые цепочки поставок, бизнес сегодня работает в режиме 24/7. Перекраиваются ассортиментные матрицы, находятся новые поставщики, налаживаются обходные пути. И этот процесс касается не только западной продукции, в которой мы по-прежнему нуждаемся. Не стоит забывать, что и во многих российских товарах есть импортные компоненты при производстве. Именно поэтому так важно иметь гибкие инструменты планирования, которые помогут подстроиться под ситуацию, и облегчат режим ручного управления.

Читайте также:

Смотреть комментарии