Риски и возможности1283717

Как изменится рынок алкоголя в России: обзор ситуации и мнения экспертов

Как уход иностранных компаний из России уже повлиял на алкогольный рынок? Что будет дальше, и вырастут ли цены?

Крупные алкогольные бренды заявили об уходе с российского рынка. Так, поставки в Россию остановили:

Carlsberg Group и Heineken заявили о полном уходе из России и продаже местных активов, на их долю приходится около 40% рынка и 15 заводов по всей стране, по данным газеты «Коммерсантъ».

По мнению главы проекта «Экспортный бренд российского вина» Павла Майорова, из-за санкций и трудностей с логистикой около 60% импортного вина может исчезнуть из России, сообщает ТАСС.

Как это повлияет на рынок алкоголя в стране? Стоит ли ожидать появления контрафактной продукции? Смогут ли российские производители заменить иностранные напитки? Насколько российские производители алкоголя зависят от зарубежного оборудования? Как ситуация отразится на потребителях?

Редакция Executive.ru задала эти вопросы экспертам рынка. Публикуем их комментарии.

Обзор ситуации

Дарья Акимова, руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech

С начала года в России скопились достаточно неплохие товарные запасы импортного алкоголя, которые были ввезены в страну в первый месяц 2022 года. По данным таможни России, несмотря на определенные трудности с логистикой, по сравнению с первым месяцем 2021 года, было ввезено на 20,5% больше вина, на 40% больше игристых вин, на 188% больше коньяка и бренди, на 285% больше рома, и на 65% больше пива.

Некоторые поставщики на начало марта заявили о том, что они приостанавливают поставки в нашу страну. В основном это поставщики крепких напитков (виски). Ритейлеры и дистрибьюторы заявили, что запасов на их складах должно хватить на 3-4 месяца. Пустых полок не будет. Также нельзя утверждать, что российские покупатели не смогут найти привычный вид алкоголя, например, виски или коньяк.

Недавно принятый в РФ закон, разрешающий параллельный импорт значительно упрощает поставки. Схемы логистических поставок постепенно меняются, это требует некоторого времени. Логистические цепочки изменятся, перестроятся (например, будут поставки через Казахстан). Ничего не пропадет, просто станет дороже, как минимум на 30-40%.

Одни из самых популярных видов виски Jim Beam и Maker's Mark, которые поставляют в Россию из США, на самом деле не американские, а японские, потому что в 2014 году их приобрела японская компания Suntory. И с одной стороны, они производятся на территории США, и по новым правилам ввозить на территорию России продукт нельзя, но, учитывая объемы рынка, японская компания, скорее всего, быстро сориентируется в новых условиях и найдет новые логистические пути через страны-посредники, сохранив поставки виски в Россию. Они могут привозить алкоголь из Кентукки в Японию, а затем продавать в Россию.

Вероятнее всего, алкогольный рынок в России немного изменится, появятся новые игроки, изменятся логистические схемы, какие-то продукты станут дороже из-за изменения курса валюты и таможенных путей. Но говорить о том, что импортный алкоголь полностью исчезнет сейчас не стоит.

Стоит ли ожидать появления контрафактной продукции?

Доля нелегального алкоголя на российском рынке составляет 25%. Это тот алкоголь, который продается на полках магазинов. Будут попытки вывести все больше нелегального алкоголя на российский рынок.

Что можно порекомендовать покупателям: не покупать алкоголь в сомнительных местах, не покупать слишком дешевый алкоголь.

Если же говорить об алкоголе домашнего производства: потребитель, который покупал виски, джин и коньяк, вряд ли перейдет на домашний самогон.

Для потребителей водки рынок не настолько сильно изменится, чтобы искать альтернативу, произведенную кустарным способом.

Смогут ли российские производители заменить иностранные напитки?

Заменить позиции, ушедшие с рынка, будет возможно. Вряд ли это будет какая-то массовая замена, так как у каждого поставщика, как правило, есть свои критерии, по которым выбирается алкоголь. Сейчас виски поставляется из Америки, Шотландии и Британии. Однако не стоит забывать и об азиатском алкоголе, например, есть японский виски. В мире популярен и хорошо известен индийский виски. Мировые аналоги существуют.

Самый основной импортный ингредиент в коньяке и виски – это дистилляты. В основном мы используем французские дистилляты. Франция не запретила вывозить дистиллят в Россию. Однако есть некоторые сложности с транспортировкой и логистикой. Возможно ли эти дистилляты купить где-то в другом месте? Да, можно. Например, в Армении. Армянский дистиллят хорошо известен на мировом рынке.

К тому же в России производится свой алкоголь: водка, различные настойки, коньяк, вина и пр.

Насколько российские производители алкоголя зависят от зарубежного оборудования? Как ситуация отразится на потребителях?

Лучшее – враг хорошего. Все наши производители благополучно используют иностранные линии производства. Бутылки для водки, как правило, отечественного производства. В России их производится 2,5 млрд единиц в год.

Водка – это практически единственный российский алкогольный напиток, который минимально зависит от иностранных ингредиентов. Так сложилось исторически, что водку в России делают из российских продуктов. Часто это зависит от производителей, конечно. Но даже в этом случае гораздо проще будет найти замену импортным составляющим, так как доля их невелика. Для этого продукта легче всего будет найти замену.

Водка подорожает минимально: в пределах инфляции, не более 10%. Что касается другого крепкого алкоголя – подорожание составит 30-40%. В ближайший год мы будем видеть сокращение ассортимента привычного нам импортного алкоголя до 20-30%. Однако через год рынок восстановится, логистические цепочки изменятся или наладятся. Россия сможет выйти на тот же самый объем ввезенного импортного алкоголя, как и в 2021 году.

Можно ожидать рост отечественных товаров на полках 

Максим Шорников, генеральный директор компании «ЛРВ» (Торговый дом премиальной крымской винодельни «Chateau Cotes de Saint Daniel»)

Уход крупных международных компаний и брендов приведет к росту доли отечественных товаров на полках, локализации. С точки зрения развития производственной экономики это позитивный процесс: многие локальные производители были поглощены интернациональными корпорациями. Россия обеспечена необходимыми ресурсами и имеет шанс создать сильную производственную экономику в сфере виноделия.

Система контроля на легальном алкогольном рынке отлично работает и прозрачна, но важно защитить эту цифровую систему от киберугроз, обеспечить надежное хранение данных. Цифровой «взрыв» системы способен остановить работу рынка, что может привести к появлению контрафакта.

На алкогольном рынке должны превалировать отечественные производители, и они способны заменить на полках иностранные напитки. Не идет речь о полном вытеснении, те или иные импортные продукты найдут возможность быть представленными. В России должна создаваться добавленная стоимость, что скажется на росте экономики и благосостояния.

Сейчас большая часть оборудования, комплектующих, конечно, импортная. На первом этапе мы ищем альтернативные поставки, но в качестве стратегии видим возобновление «производства средств производства» и успешные проекты в этом уже есть, в том числе и в виноделии (саженцы, стеклобутылки, бочки, реактивы, техника и т.п.).

Потребителям, конечно, придется менять привычки, чуть больше платить за отечественное, но необходимо понимать, что этим необходимо «переболеть», рынкам непросто вернуть веру в себя.

На рынке появятся «старые новые» бренды

Дмитрий Кодолов, директор по развитию виноторговой компании WineTime, импортер вин сегмента супер-премиум с собственной винотекой в Москве

Уход с российского рынка крупных алкогольных брендов, нарушенные логистические цепочки и проблемы с импортом алкоголя в целом уже сейчас влияют на алкогольный рынок. Если месяц назад потребитель не видел существенного подорожания, ощущал его только в отсутствии скидок, то сегодня подорожание стало заметно.

Заметно это и алкогольным компаниям. У крупных импортеров сохранились товарные остатки, но они исчерпаемы. Российские производители алкоголя зависимы от импортного оборудования, иногда даже сырья, расходных материалов. Проблема состоит не только в том, что оборудование стало «санкционным», а в нарушении привычных логистических цепочек. Как я думаю, правительство санкционировало узаконивание параллельного импорта для решения именно этой проблемы. Разумеется, это касается не только производственного алкогольного сектора. Кстати, алкоголь не вошел в перечень Минпромторга как разрешенный для параллельного импорта товар.

При этом, я полагаю, количество контрафактной продукции увеличится, особенно в низком ценовом сегменте крепкого алкоголя. Касаемо среднего ценового сегмента – не думаю, что будет так же. В среднем сегменте речь пойдет скорее о смене привычек потребителя.

Например, если покупатель приобретал виски за 2-3 тыс. руб., то теперь он, вероятно, сместит фокус на другой напиток, при этом не станет тратить значительно меньше старой, комфортной для него суммы. В настоящий момент быстрых замен ушедшим брендам крепкого алкоголя, как я думаю, нет.

Я сомневаюсь, что уход брендов – это эмоциональное решение руководства компаний. Поэтому в обозримом будущем мы можем встретить на рынке «старые новые» бренды, измененные товарные знаки, например. Так или иначе, культура потребления алкоголя в России за последние 20 лет подверглась колоссальным изменениям в лучшую сторону, многое было сделано для этого. Хочется верить, что не напрасно, и потребитель не начнет смотреть в сторону контрафакта.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Смотреть комментарии